РИ́ЧАРДСОН ГЕНРИ ХОБСОН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РИ́ЧАРДСОН (Richardson) Генри Хобсон (29.9.1838, Сент-Джеймс, штат Луизиана – 27.4.1886, Бруклин, штат Массачусетс), амер. архитектор. Учился в Гарвардском ун-те в Кембридже, штат Массачусетс (1856–59) и в парижской Школе изящных искусств (1860–62), работал в мастерской Т. Лабруста в Париже. В 1865 вернулся в США, выиграл конкурс на проект ц. Единства в Спрингфилде, штат Массачусетс (1866–69, не сохр.). Черты собств. стиля Р. проявились в проектах гос. психиатрич. лечебницы в Буффало, штат Нью-Йорк (1872–1880) и церкви на Браттл-сквер в Бостоне (1869–73), где он использовал мотивы романского стиля (полуциркульные арки и своды, массивные башни, руст). Выиграл конкурс на проект ц. Троицы в Бостоне (1872–77), где мотивы раннехристианского и визант. зодчества, франц. и исп. романской архитектуры соединились в его индивидуальной трактовке неороманского стиля; стал одним из ведущих архитекторов США своего времени. В 1876–82 построил неск. небольших публичных библиотек в штате Массачусетс, лучшей из которых считается б-ка Т. Крейна в Куинси (1881). Участвовал в проектировании здания Капитолия штата Нью-Йорк в Олбани в неороманском стиле (1867–99). Наиболее значит. постройки Р. – корпуса Север-Холл (1878–80) и Остин-Холл (1882–84) Гарвардского ун-та в Кембридже, штат Массачусетс, комплекс суда и тюрьмы графства Аллегейни в Питтсбурге (1884–88) – отличаются чёткой функциональной организацией пространства, монументальностью и эффектностью форм, лаконичным декором, использованием декоративных возможностей строит. материалов (кирпич, камень, майолика). Коммерч. постройки Р. (оптовый склад-магазин «Маршалл Филдс» в Чикаго, 1885–87, не сохр., и др.) заложили основы амер. трактовки функционализма. С 1881 спроектировал 9 станций на железной дороге Бостон – Олбани, в оформлении которых использовались мотивы традиц. япон. архитектуры. Возводил также особняки в неороманском стиле (Глеснер-хаус в Чикаго, 1885–88, и др.). Дерев. дома Р. положили начало гонтовому стилю (Стаутон-хаус в Кембридже, штат Массачусетс, 1882–83, и др.).