ЛИ́ВЕРПУЛЬ
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИ́ВЕРПУЛЬ (Liverpool), город в Великобритании, на северо-западе Англии; имеет статус гор. района (1974; фактически унитарное образование). Нас. 452,8 тыс. чел. (2010, в границах гор. района ок. 840 тыс. чел.), входит в конурбацию Мерсисайд с нас. ок. 1,35 млн. чел. Расположен на правом берегу эстуария р. Мерси, с левобережьем связан паромной переправой и тремя подводными тоннелями. Крупный транспортный узел. Ж.-д. (с разветвлённой пригородной сетью) и автомобильное сообщение с Лондоном, Бирмингемом, Ньюкаслом, Лидсом, Ноттингемом, Шеффилдом и др. крупными городами. Морской порт. Междунар. аэропорт им. Дж. Леннона.
Основан в 1207 по указу англ. короля Иоанна Безземельного. До 16 в. развивался как рыболовный порт. С 18 в. важный порт зап. побережья (в 1715 в Л. сооружён первый в Англии открытый портовый док), центр работорговли (в 1699 из Л. отправилось первое судно с рабами для хлопковых плантаций в брит. владениях в Америке; к кон. 18 в. Л. контролировал 80% британской и более 40% европ. торговли рабами), позднее – торговли хлопком (через порт Л. проходила б. ч. импорта амер. хлопка). С бурным развитием текстильной пром-сти в соседних городах Ланкашира (прежде всего в Манчестере) и Йоркшира Л. стал одним из важнейших экспортёров хлопчатобумажных и шерстяных тканей (по объёму торговли уступал только Лондону). Был соединён судоходными каналами с Лидсом (1770–1816) и с Манчестером (1894). В 1830 железная дорога связала Л. с Манчестером. В сер. 19 в. на привозном сырье активно развивались «портовые» отрасли пром-сти: мукомольная, сахарная, табачная, лесопильная; получили развитие текстильное машиностроение, стекольно-керамич. произ-во. Население города быстро росло, в т. ч. за счёт массового притока иммигрантов из Ирландии (к 1851 ирландцы составляли около четверти населения). Статус города с 1880. В 1-й пол. 20 в. в Л. возник ряд новых отраслей пром-сти, в т. ч. автосборочная, произ-во комплектующих для авиастроения, электротехнич. продукции. В 1931 население города превысило 846 тыс. чел. В ходе Битвы за Атлантику 1939–45 Л., где базировались предприятия, производившие продукцию воен. назначения, пострадал от массированных бомбардировок герм. авиации. Во 2-й пол. 20 в. значение Л. как порта и пром. центра постепенно уменьшается. Из-за спада пром. произ-ва население города сокращается (за 1971–81 уменьшилось приблизительно на 100 тыс. чел.); уровень безработицы в Л. в 1980-е гг. – один из самых высоких в стране. В 1990-е гг., в т. ч. за счёт ускоренного развития сферы услуг, начинается новый экономич. подъём, темпы его выше, чем в др. крупных брит. городах (в ср. 6,3% в 1995–2001; в Лондоне – 5,8%; Бристоле – 5,7%).
Среди архит. памятников – Школа Блу-кот (1716–25, реконструкция 2008, архит. бюро «biq»; ныне Центр искусств) и Ратуша (1749–54, арх. Дж. Вуд Старший; восстановлена после пожара 1795 архитекторами Дж. Уайетом и Дж. Фостером Старшим, кон. 18 – нач. 19 вв.) в стиле классицизма; жилые дома-террасы Родни-стрит (1790 – 1810-е гг.), Морнингтон-террас (1839–40) и Гамбир-террас (1830-е гг.) в русле георгианского стиля; гор. зал Сент-Джорджс-холл (1841–56, архитекторы Х. Элмс, Ч. Коккерелл), Англ. банк (1844–47, Коккерелл), Б-ка и Музей У. Брауна (1859, архитекторы Т. Аллом, Дж. Г. Уэйтман; ныне Всемирный музей Л. и Центр. б-ка Л.), Худож. галерея Уокера (1874–77, архитекторы К. Шерлок, Г. Х. Вейл) в стиле позднего классицизма; «Корпус Виктории» Университетского колледжа (1892, арх. А. Уотерхаус) и огромный англиканский собор (1904–78, длина ок. 189 м, арх. Дж. Г. Скотт Младший) в духе неоготики. Центрический в плане католич. собор в формах модернизма (1960–67, арх. Ф. Гибберд; крипта, 1933–1940, арх. Э. Лаченс; комплекс входа в крипту, 2009, архит. бюро «Nightingale Associates»).
В порту Л. – ансамбль доков и др. пром. сооружений на чугунном каркасе (напр., Альберт-док, 1839–45, арх. Дж. Хартли), а также крупные конторские здания [«Три грации»: здания управления гавани (1907, арх. А. Торнли), Ройал-Лайвер-билдинг (1908–11, арх. У. О. Томас), Кьюнард-билдинг (1914–1916, архитекторы У. Э. Уиллинк, Ф. К. Тикнесс)]. В кон. 20 – нач. 21 вв. в районе доков сооружены галерея Тейт-Ливерпуль (в реконструированной части Альберт-дока; 1988, арх. Дж. Стерлинг и др.) и «Арена и центр конгрессов» (в стиле хай-тек; 2008, архит. бюро «Wilkinson Eyre»). Ансамбль доков и историч. центр Л. включены в список Всемирного наследия. Близ Л. – Порт-Санлайт, одна из первых попыток создания рабочего посёлка в духе «города-сада» (1888); там расположена худож. галерея леди Левер (1914–22, архитекторы У. и С. Оуэны).
Ун-т им. Джона Мурса (1823, совр. статус с 1992), Ливерпульский ун-т (1881, совр. статус с 1903), Ливерпульский ун-т «Надежда» (создан в 1980 как Ливерпульский ин-т высшего образования, объединивший 3 колледжа Л., совр. назв. с 2005). Всемирный музей Л. (1851, совр. назв. с 2005), Морской музей Мерсисайда (открыт в 1980), Музей ливерпульского быта (открыт в 1993), междунар. музей рабства (2007) и др. Худож. галереи: Уокера (1877), Тейт-Ливерпуль (1988) и др. Театры: «Ройал корт», «Эвримен». Ежегодно проводится фестиваль театральной комедии. Филармонич. оркестр (1840). Гл. концертная площадка – Филармонич. зал (1849; сгорел в 1933; в совр. здании с 1939). Осенний фестиваль искусств «Ливерпульский биеннале». В 1960–70-х гг. Л. – мировой центр поп- и рок-музыки (участники ансамбля «Битлз» – выходцы из Л.).
Футбольные клубы «Ливерпуль» и «Эвертон» – одни из ведущих в англ. Премьер-лиге; выступают соответственно на стадионах «Анфилд» (св. 45 тыс. мест) и «Гудисон Парк» (св. 40,5 тыс. мест). Баскетбольный клуб «Эвертон Тайгерс», неск. регбийных команд. Ежегодно в марте на ипподроме «Эйнтри» проводится традиц. «Ливерпульский стипл-чейз», который является одним из самых престижных среди мировых междунар. состязаний по конному спорту; здесь же в 1950-е гг. проходил этап автогонок Гран-при Великобритании. Известные боксёрский и гимнастич. центры. Королевский ливерпульский гольф-клуб проводит ряд крупнейших состязаний, в т. ч. Открытый чемпионат Великобритании (2006). Состоялись матчи чемпионатов мира (1966) и Европы (1996) по футболу.
В экономике города доминирует сфера услуг: на предприятиях разл. профиля (св. 13,9 тыс. в 2008, из них ок. 60% мелкие, до 5 работников) создаётся ок. 85% ВРП и занято ок. 82% имеющих работу (в т. ч. в секторе финансовых и бизнес-услуг, торговле 36%, в образовании и здравоохранении 26%, на транспорте 8%). Л. – центр деловой активности и торговли Северо-Запада Англии. В городе размещаются офисы ряда крупных банков, действуют многочисл. фирмы «креативного» сектора, в т. ч. медийные компании (BBC, местные теле- и радиовещательные корпорации, издательская группа «Trinity Mirror»), компании – разработчики компьютерных игр («Sony», «Psygnosis»). Значит. роль играет обслуживание портовой деятельности. Через порт Л. (частично выполняет функции аванпорта Манчестера) ежегодно осуществляются перевозки св. 32 млн. т грузов (включая перевозки по Манчестерскому каналу – св. 40 млн. т) и более 0,7 млн. пассажиров. Ежегодно Л. посещает до 3 млн. туристов (в т. ч. иностранных – 438 тыс. чел. в 2005, 4-е место в стране после Лондона, Манчестера и Бирмингема). Важное значение сохраняет пром-сть (ок. 15% ВРП и ок. 18% занятых, включая строительство; 770 предприятий, 2008). Наиболее развиты пищевая (мукомольная и сахарная) и лёгкая пром-сть, ориентированные на обслуживание местного населения.
К юго-востоку от Л., в Хейлвуде, – автозавод «Jaguar Land Rover» (принадлежит инд. компании «Tata Motors»).