ПА́ДАНГ
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́ДАНГ (Padang), город в Индонезии, адм. центр пров. Западная Суматра. Нас. 821,7 тыс. чел. (2012). Расположен в центр. части зап. побережья о. Суматра, на узкой прибрежной низменности, где в Индийский ок. впадает св. 20 небольших рек (Паданг, Арау, Муара-Анаи и др.), с востока ограничен горным хребтом Букит-Барисан. Связан автомобильными дорогами с городами Медан, Пеканбару, Джамби (все – на Транссуматранском шоссе) и Бенкулу. Железная дорога в горные районы Паданг – Падангпанджанг, с ответвлениями на города Париаман, Букиттинги и Сулики, Солок. Мор. порт. Паромное сообщение с городами Джакарта (о. Ява), Сиболга (о. Суматра) и о-вами Ментавай. Междунар. аэропорт Минангкабау (2005; в 23 км к северо-западу от центра П.).
Возник на месте рыбацкого поселения (известно с 14 в.) народа минангкабау. С 16 в. важный торговый порт. С сер. 16 в. в вассальной зависимости от султаната Аче. В 1663 захвачен Нидерл. Ост-Индской компанией (см. в ст. Ост-Индские компании). После постройки в 1660–1670-х гг. в устье р. Арау порта и воен. укреплений один из гл. торговых центров Нидерландской Индии. В 1781–84 в ходе 4-й англо-голл. войны (см. Англо-голландские войны 16–18 вв.) и во время наполеоновских войн захвачен англичанами. В 1816 возвращён под власть Нидерландов. В марте 1942 – авг. 1945 оккупирован японцами. С 1949 в составе независимой Индонезии. С 1957 адм. центр пров. Западная Суматра. В 1797, 1833, дек. 2004, марте и сент. 2007, сент. – окт. 2009, окт. 2010, апр. 2012 пострадал от сильных землетрясений и цунами.
Центр П. плотно застроен 2–4-этажными жилыми домами и отд. 6–7-этажными офисными зданиями и отелями. В Старом городе (Padang Lama) вдоль р. Арау сохранились постройки голл. периода. Здесь же расположен кит. квартал (Чайнатаун) со старым (кон. 18 – нач. 19 вв.) и новым («Вихара Будда Варман», 2006) буддийскими храмами.
П. – крупный центр образования и культуры о. Суматра. Среди вузов – ун-ты: «Андалас» (основан в 1955; открыт в 1956; первый из крупных ун-тов страны за пределами о. Ява), «Мухаммадьях Суматера Барат» (1955), «Тамансисва» (1957), им. Бунг Хатта (1981), «Путра Индонесиа» (1985), «Баитуррахмах» (1994), Гос. П. (1997); Академия нар. музыки и танца (1966); Политехнич. ин-т (1985). Б-ка провинции (одна из крупнейших в стране). Гос. музей «Адитьяварман» (1977; в экспозиции – худож. изделия народов минангабау, ментавай, ниас).
Основа гор. экономики – сфера услуг, в структуре которой выделяются торговля, транспорт и связь, туристич. бизнес. Мор. порт П. – крупнейший на зап. побережье Суматры. Грузооборот ок. 9,5 млн. т в год, преобладают каботажные перевозки. Главные экспортные грузы (ок. 3,7 млн. т в год): цемент, пальмовое масло, каменный уголь, натуральный каучук, а также копра, кофе, чай, корица, мускатный орех, фанера, ротанг и др. Ведущие отрасли пром-сти: цементная (завод гос. компании «Semen Padang»; сооружён в 1910 – первый в Индонезии; мощность 5,24 млн. т в год), резинотехническая (продукция из натурального каучука), пищевая и комбикормовая, текстильная. П. – центр крупного туристич. района; осн. виды туризма: культурно-познавательный (соседние города Букиттинги, Батусангкар, Париаман, Солок – центры культуры местных народов), мор. спортивно-оздоровительный (включая дайвинг, сёрфинг), экологический (действующие вулканы Мерапи и Керинчи, вулканич. озёра, водопады и др.) и гастрономический.