Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕ́ХИКО

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 176-182

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. С. Павлинов (архитектура и искусство), Д. В. Соловьёв (экономика)
Мехико. Панорама города. Фото Д. В. Соловьёва

МЕ́ХИКО (México), сто­ли­ца Мек­си­ки, в пре­де­лах гор. гра­ниц об­ра­зу­ет са­мо­сто­ят. адм. еди­ни­цу – Фе­де­раль­ный ок­руг. Нас. 8,56 млн. чел. (2010). М. – яд­ро са­мой круп­ной в Лат. Аме­ри­ке и од­ной из круп­ней­ших в ми­ре гор. аг­ло­ме­ра­ций Боль­шой Ме­хи­ко с нас. ок. 23,6 млн. чел. (ок. 1/5 об­щей чис­лен­но­сти на­се­ле­ния стра­ны); круп­ней­шие го­ро­да аг­ло­ме­ра­ции (все – в шта­те Ме­хи­ко) – Эка­те­пек-де-Мо­ре­лос (ок. 2 млн. чел.), Не­сау­аль­кой­отль (1,2 млн. чел.), Нау­каль­пан (0,85 млн. чел.). Рас­по­ло­жен в юж. час­ти Мек­си­кан­ско­го на­го­рья, в меж­гор­ной долине Ме­хи­ко, на выс. св. 2200 м. М. – важ­ней­ший узел ав­то­мо­биль­ных и же­лез­ных до­рог, ве­ду­щих на се­вер (к гра­ни­це с США), к по­бе­режью Ти­хо­го ок. и Мек­си­кан­ско­му зал. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт им. Бе­ни­то Хуа­реса. Мет­ро­по­ли­тен (1969).

Ос­но­ван исп. кон­ки­ста­до­ра­ми во гла­ве с Э. Кор­те­сом на раз­ва­ли­нах раз­ру­шен­ной ими в 1521 сто­ли­цы гос-ва ац­теков Те­ноч­тит­ла­на. С 1530 центр епи­скоп­ст­ва (с 1546 ар­хи­епи­скоп­ст­ва). С 1535 гл. го­род ви­це-ко­ро­лев­ст­ва Но­вая Ис­па­ния; пе­ре­ва­лоч­ный пункт в по­сред­нич. тор­гов­ле ме­ж­ду Ис­па­ни­ей и её ко­ло­ния­ми, гл. обр. Фи­лип­пи­на­ми. В 1624 и 1692 центр вос­ста­ний ин­дей­цев про­тив исп. гос­под­ства. С сент. 1821 в со­ста­ве не­за­ви­си­мой Мек­си­ки, по кон­сти­ту­ции 1824 сто­ли­ца гос-ва. В пе­ри­од аме­ри­кано-мек­си­кан­ской вой­ны 1846–48 ок­ку­пи­ро­ван вой­ска­ми США (1847–48). В го­ды гражд. вой­ны кон. 1857–61 по­ли­тич. центр кон­сер­ва­то­ров. Во вре­мя анг­ло-фран­ко-ис­пан­ской ин­тер­вен­ции в Мек­си­ке 1861–67 за­хва­чен франц. ар­ми­ей (1863–67). В хо­де Мек­си­кан­ской ре­во­лю­ции 1910–17 за­нят в кон. 1914 кре­сть­ян­ски­ми от­ря­да­ми Ф. Ви­льи и Э. Са­па­ты и до ию­ля 1915 (с пе­ре­ры­ва­ми) удер­жи­вал­ся ими. В 1910–20-х гг. на­ча­лось бы­строе эко­но­мич. раз­ви­тие М. и рост чис­лен­но­сти его на­се­ле­ния, в т. ч. за счёт мас­со­вой ми­гра­ции из сель­ских рай­онов стра­ны (в 1900-х гг. – ок. 500 тыс. чел., в 1950 – 3 млн. чел., в 1960 – 4,9 млн. чел., в 1980 – 8,8 млн. чел.); М. ак­тив­но за­страи­вал­ся, раз­ви­ва­лась транс­порт­ная сис­те­ма. Силь­но по­стра­дал в ре­зуль­та­те зем­ле­тря­се­ния 1985.

Об­лик М. оп­ре­де­ля­ет со­че­та­ние совр. за­строй­ки (в т. ч. вы­сот­ной) с 2–3-этаж­ной за­строй­кой 19 – нач. 20 вв. Бо­га­тые квар­та­лы рас­по­ло­же­ны пре­им. на за­па­де и юго-за­па­де, пром. и ра­бо­чие рай­оны – на се­ве­ре и севе­ро-вос­то­ке. В цен­тре и на ок­раи­нах со­хра­ни­лись па­мят­ни­ки до­ко­лум­бо­вой эпо­хи: пи­ра­ми­да с круг­лым ос­но­ва­ни­ем (диа­метр ок. 110 м) в р-не Тлаль­пан (остатки городища Куи­ку­иль­ко; 6–3 вв. до н. э.), руи­ны Гл. хра­ма Те­ноч­тит­ла­на (ок. 1325 – нач. 16 в.; фраг­мен­ты фре­сок; c 1987 Му­зей «Тем­п­ло Май­ор») в ис­то­рич. цен­тре и др.

Кафедральный собор Успения Богоматери и церковь Саграрио-Метрополитано. Фото А. И. Нагаева

В цен­тре Ста­ро­го го­ро­да (вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия), со­хра­нив­ше­го пря­мо­уголь­ную сеть улиц 16 в., – пл. Пла­са-де-ла-Кон­сти­тусь­он (Со­ка­ло; на мес­те быв. хра­мо­вой пло­ща­ди ац­те­ков). На ней рас­по­ло­же­ны: 5-не­фный ка­фед­раль­ный со­бор Ус­пе­ния Бо­го­ма­те­ри, со­че­таю­щий эле­мен­ты ба­рок­ко и клас­си­циз­ма (1563–1656, ар­хи­тек­то­ры К. де Ар­синь­е­га, Х. М. де Агу­эро, А. Пе­рес де Кас­тань­е­да и др., за­вер­ше­ние фа­са­да и ку­пол – 1786–1813, ар­хи­тек­то­ры Х. Д. Ор­тис де Ка­ст­ро, М. Толь­са; пор­та­лы – 1670–80-е гг.; Ал­тарь ко­ро­лей – 1718–37, Х. де Баль­бас; по­лот­на Х. Р. Хуа­ре­са), в сти­ле ба­рок­ко – Нац. дво­рец (1692–99, арх. Д. де Валь­вер­де, верх­ний этаж – 1927, А. Пет­рич­чо­ли; рос­пи­си Д. Ри­веры, 1929–35, 1941–1951), быв. Ра­ту­ша (1720–24, пе­ре­строе­на в 1909), ц. Са­гра­рио-Мет­ро­по­ли­та­но (1749–68, арх. Л. Род­ри­гес; в пла­не – греч. крест) с эс­ти­пи­те (де­ко­ра­тив­ные пи­ля­ст­ры) на фа­са­де; зда­ние Вер­хов­но­го су­да (1936–41; рос­пи­си Х. К. Оро­ско). Сре­ди др. по­стро­ек Ста­ро­го го­ро­да: гос­пи­таль Хе­сус-На­са­ре­но (1524–35, арх. П. Вас­кес, до­стро­ен в 20 в.; рос­пи­си Оро­ско), зда­ние ти­по­гра­фии (1524; с 2008 Му­зей кни­ги); быв. дво­рец ар­хиепи­ско­па (1530, 18 в.; ны­не Му­зей Мин-ва фи­нан­сов и гос. иму­ще­ст­ва), «Дом из­раз­цов» (1596, пе­ре­стро­ен и от­де­лан из­раз­ца­ми в сер. 18 в.; фре­ска Оро­ско, 1925), быв. Колехио-Сан-Иль­де­фон­со (1592, пе­ре­строе­но в 18 в.; рос­пи­си Д. А. Си­кей­ро­са, Оро­ско, Ри­ве­ры, Ф. Леа­ля и др., 1922–42; ны­не му­зей); быв. мо­на­сты­ри – Хе­сус-Ма­рия (цер­ковь – 1597–1626), Ла-Мер­сед (клу­атр 17 в.), Сан-Фран­си­ско (цер­ковь – 1682–1716), Сан-Агу­стин (цер­ковь – 1677–92), Сан­та-Те­ре­са (17 в.; ны­не Му­зей совр. иск-ва «Экс-Те­ре­са», 1964); ан­самбль зда­ний Мин-ва про­све­ще­ния (быв. мо­на­стырь, 1639, пе­ре­стро­ен в 1922; рос­пи­си Ри­ве­ры, 1923–1928). К северу от историч. центра, на пл. Трёх Куль­тур, – руи­ны хра­мов ац­тек­ско­го го­ро­да Тла­телоль­ко (14–15 вв.), по­строй­ки быв. фран­ци­скан­ско­го мон. (17 в.) с ц. Сан­ть­я­го (1605–10), совр. зда­ния (в т. ч. МИД, 1924, с 2007 Уни­вер­си­тет­ский куль­тур­ный центр Тла­те­лоль­ко, с кол­лек­ци­ей мекс. иск-ва 20 в. А. Блай­сте­на).

Клуатр Колехио-Сан-Ильдефонсо. 1592. Фото П. С. Павлинова

В 1737 М. пе­ре­пла­ни­ро­ван. В 18 в. ак­ти­ви­зи­ро­ва­лось гражд. строи­тель­ст­во; воз­ве­де­ны та­мож­ня (1731, рос­пи­си Д. А. Си­кей­ро­са), Дво­рец ин­кви­зи­ции (1733–1737, арх. П. де Ар­рь­е­та; ны­не Па­ла­сио-де-ла-Эс­ку­эла-де-Ме­ди­си­на» Нац. ав­то­ном­но­го ун-та; вклю­ча­ет Му­зей ме­ди­ци­ны), Колехио-Сан-Иг­на­сио-де-Лай­о­ла-Вискаинас (1734–53; пор­тал ка­пел­лы – 1772, арх. Л. Род­ри­гес), зда­ние ун-та (1759–60). Сре­ди двор­цов 2-й пол. 18 в.: Сан-Бар­то­ло­ме-де-Са­ла (1763–64, Род­ри­гес), Сан-Ма­тео-де-Валь­па­раи­со (ны­не Нац. банк, 1769–72), Итур­би­де (1779, оба – арх. Ф. А. де Гер­ре­ро-и-Тор­рес), Сан­ть­я­го-де-Ка­ли­мая (1778–81, с 1964 Му­зей го­ро­да М.), дво­рец Ча­пуль­те­пек (на од­но­им. хол­ме; 1783–85, арх. Ф. Ван­ви­тел­ли, ны­не Нац. му­зей ис­то­рии; рос­пи­си Х. К. Оро­ско, Си­кей­ро­са, Х. О’Гор­ма­на). В наи­боль­шей сте­пе­ни стиль ба­рок­ко про­явил­ся в хра­мо­вой ар­хи­тек­ту­ре из вул­ка­нич. ту­фа те­сонт­ле с де­ко­ром из свет­ло­го из­вест­ня­ка чи­лу­ка: церк­ви Ла-Про­фе­са (ие­зу­ит­ская; 1714–20), Сан­то-До­мин­го (1717–37, обе – де Ар­рь­е­та), Сан-Ла­са­ро (1721–28), Сан-Ху­ан-де-Дьос (од­но­им. мо­на­сты­ря; 1729, обе – арх. М. Кус­то­дио Ду­ран), Сан-Ипо­ли­то (1599–1739, баш­ни – 1777); в сти­ле чур­ри­ге­ре­ско – од­но­ба­шен­ная Сан­ти­си­ма-Три­ни­дад (1755–83, Род­ри­гес), Сан­та-Ве­рак­рус (1759–76), 8-уголь­ная в пла­не Ла-Эн­сень­ян­са (1772–78, де Гер­ре­ро-и-Тор­рес). В сти­ле клас­си­циз­ма по­строе­ны зда­ние Шко­лы гор­но­го де­ла (Па­ла­сио-де-Ми­не­рия, 1797–1813), ц. Ну­э­ст­ра-Сень­о­ра-де-Ло­ре­то (1809–16, оба – арх. М. Толь­са), ка­пел­ла Сан­та-Те­ре­са (1798–1813, арх. А. Гон­са­лес Ве­ла­скес; ку­пол – 1845–58, арх. Л. де ла Идаль­га). В 1-й пол. 20 в. в ду­хе т. н. пор­фи­риз­ма воз­ве­де­ны Глав­поч­тамт (1902–07, арх. А. Боа­ри), Мин-во пу­тей со­об­ще­ния и об­ществ. ра­бот (1904–11, арх. С. Кон­три; ны­не Нац. ху­дож. му­зей), те­атр «Нась­о­наль» (1904–34, Боа­ри, Ф. Ма­ри­скаль; ин­терь­ер в сти­ле ар де­ко с фре­ска­ми Р. Та­майо, Си­кей­ро­са, Оро­ско, Ри­ве­ры; ны­не Дво­рец изящ­ных ис­кусств, в нём – Нац. му­зей ар­хи­тек­ту­ры). В по­след­ней тре­ти 18 – нач. 20 вв. про­ло­же­ны но­вые ули­цы, в т. ч. гл. го­род­ская ма­гистраль – буль­вар Па­сео-де-ла-Ре­фор­ма (1865–66), ве­ду­щий к имп. двор­цу и об­шир­но­му пар­ку Ча­пуль­те­пек по об­раз­цу па­риж­ских Ели­сей­ских По­лей.

Площадь Трёх Культур. Фото Д. В. Соловьёва

В 19–20 вв. мно­гие при­го­ро­ды с ар­хи­тек­ту­рой 16–18 вв. во­шли в со­став М. В сев. час­ти го­ро­да (совр. р-н Гус­та­во-Ма­де­ро), у под­но­жия хол­ма Те­пе­як, – ан­самбль на мес­те яв­ле­ний Бо­го­ма­те­ри в 1531: ба­роч­ные ба­зи­ли­ка Де­вы Ма­рии Гва­де­луп­ской (1695–1709, ар­хи­тек­то­ры П. де Ар­рь­е­та, Х. Ду­ран), ка­пел­лы Сер­ри­то и По­си­то (1779–91, арх. Ф. А. де Гер­ре­ро-и-Тор­рес) с 3 оваль­ны­ми в пла­не объ­ё­ма­ми, пе­ре­кры­ты­ми ку­по­ла­ми с та­ла­вер­ски­ми из­раз­ца­ми, но­вой ц. Бо­го­ма­те­ри Гва­де­луп­ской (1974–76, арх. П. Ра­ми­рес Вас­кес).

Капелла Посито. 1779–91. Архитектор Ф. А. де Герреро-и-Торрес. Фото П. С. Павлинова

В юж. час­ти М., в р-не Кой­оа­кан (по­се­ле­ние су­ще­ст­ву­ет с до­ац­тек­ско­го вре­ме­ни), – мо­на­сты­ри Сан-Ху­ан-Ба­у­ти­ста (1530; цер­ковь кре­по­ст­но­го ти­па, 1583 или 1592) и Нуэ­ст­ра-Сень­о­ра-де-лос-Ан­хе­лес (1590; ны­не Нац. му­зей ин­тер­вен­ции; ц. Сан-Ма­тео, 1678; 3 клу­ат­ра), до­ма 16–18 вв. (в т. ч. Э. Кор­те­са, П. де Аль­ва­ра­до, Д. де Ор­да­са), Му­ни­ци­паль­ный дво­рец (1750); в р-не Тлаль­пан – до­ми­ни­кан­ская ц. Сан-Агу­стин-де-лас-Ку­эвас (1532), ка­пел­ла Ро­са­рио (17 в.), ба­роч­ные до­ма 18 в.; в р-не Хо­чи­миль­ко (вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия) – мон. Сан-Бер­нар­дино-де-Сье­на (1535; цер­ковь – 1543–46, ку­пол 18 в.; 9 ре­таб­ло – 16–18 вв., худ. Б. де Эча­ве Орио Стар­ший и др.), ка­пел­ла Ро­са­рио с из­раз­ца­ми в сти­ле Пу­эб­лы (1768), особ­няк Ла-Но­рия (17 в.; с 1994 Му­зей Д. Оль­ме­до Па­ти­ньо с со­бра­ни­ем до­ко­лум­бо­ва иск-ва, про­из­ве­де­ния­ми Д. Ри­ве­ры, Ф. Ка­ло и др. мас­те­ров), ка­на­лы и по­лу­пла­ву­чие са­ды чи­нам­пас.

В юго-зап. час­ти М. (р-н Аль­ва­ро-Об­ре­гон) – ц. Сан-Ха­син­то (16 в.), мон. Эль-Кар­мен (ны­не му­зей; кар­ти­ны Кри­сто­ба­ля де Виль­яль­пан­до) с 3-ку­поль­ной цер­ко­вью, об­ли­цо­ван­ной из­раз­ца­ми (1615–17, арх. А. де Се­гу­ра); соеди­нён­ные переходом до­ма-мас­тер­ские Д. Ри­ве­ры и Ф. Ка­ло (1929–31, арх. Х. О’Горман; с 1986 му­зей). В р-не Куа­хи­маль­па-де-Морелос – быв. мон. Сан­то-Десь­ер­то-де-Нуэ­ст­ра-Сень­о­ра-дель-Кармен (17 в.; на территории Нац. парка Десь­ер­то-де-лос-Ле­онес, 1917). В р-не Ма­гда­ле­на-Кон­тре­рас – ц. Сан-Хе­ро­ни­мо (16 в., фа­сад – 18 в.). В юго-вост. р-не Ис­та­па­ла­па – быв. ав­гу­стин­ский мон. Сан-Ху­ан-Еван­хе­ли­ста-де-Ку­луа­кан; в р-не Тлау­ак – церк­ви Сан-Ан­д­рес (1536, пе­ре­строе­на в 1620), Сан-Пед­ро (16 в.). В сев.-зап. р-не Ас­ка­по­цаль­ко – быв. до­ми­ни­кан­ский мон. Сантос-Апо­сто­лес-Фе­липе-и-Сантьяго (17 в.; ны­не му­зей).

Небоскрёб «Торре Латиноамерикана». 1948–56. Архитектор А. Альвареси др. Фото Д. В. Соловьёва

В 1-й пол. 20 в. про­ве­де­ны ра­бо­ты по ре­кон­ст­рук­ции М. (ген­план 1933), про­ло­же­ны но­вые про­спек­ты, вы­строе­ны не­бо­скрё­бы в де­ло­вой час­ти го­ро­да. Сре­ди со­ору­же­ний 1920–40-х гг. вы­де­ля­ют­ся по­строй­ки ар­хи­тек­то­ров К. Об­ре­го­на Сан­та­си­льи (Мин-во здра­во­охра­не­ния, 1926–29, фре­ски Д. Ри­ве­ры), X. Виль­я­гра­на Гар­сии (Ин-т ги­гие­ны, 1925–26; Нац. ин-т кар­дио­ло­гии, 1939–43, рос­пи­си Ри­ве­ры), Х. О’Гормана (Тех­нич. шко­ла, 1932–34), Х. Л. Ку­эва­са Пьет­ра­сан­та (зда­ние Нац. ло­те­реи, 1930-е гг.), Э. Янь­е­са (зда­ние проф­сою­за элек­три­ков, 1938–40, рос­пи­си Д. А. Си­кей­ро­са), Х. Ле­гор­ре­ты, Л. Бар­ра­га­на (собств. дом-мас­тер­ская, 1948, вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия), Ф. Сер­ра­но (зда­ние Ба­сур­то, 1942). Уни­вер­си­тет­ский го­ро­док (1948–52, бо­лее 60 ар­хи­тек­то­ров под рук. К. Ла­со и по ген­пла­ну М. Па­ни, Э. дель Мо­ра­ля; вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия) со­сто­ит из св. 40 зда­ний, ук­ра­шен­ных мо­заи­ка­ми Си­кей­ро­са, Ри­ве­ры, X. Ча­ве­са Мо­ра­до и др. (в т. ч. Центр. б-ка, 1951–53, арх. О’Горман; Олим­пий­ский ста­ди­он, 1951–53, арх. А. Пе­рес Па­ла­си­ос и др.). В 1950–1980-х гг. вы­строе­ны вы­сот­ные зда­ния (в т. ч. не­бо­скрёб «Тор­ре Ла­ти­но­аме­ри­ка­на», выс. 182 м, 1948–56, арх. А. Аль­ва­рес и др.), жи­лые ком­плек­сы («Бе­ни­то Хуа­рес», 1950–52, ар­хи­тек­то­ры Па­ни, С. Ор­те­га и др.), воз­ник­ли но­вые гор. мик­ро­рай­оны (Но­но­аль­ко-Тла­те­лоль­ко, 1964–66, Па­ни), про­ло­же­ны внутр. и внеш­няя коль­це­вые ма­ги­ст­ра­ли, по­стро­е­ны зда­ния те­ат­ра «Ин­сур­хен­тес» (1952, арх. А. Прие­то, фре­ска Ри­ве­ры, 1953), Мин-ва пу­тей со­об­ще­ния и об­ществ. ра­бот (1954, арх. К. Ла­со и др.; мо­заи­ки Х. Ча­ве­са Мо­ра­до, О’Горма­на и др.), «Ау­ди­то­рио Насьональ» и ста­ди­он «Ац­те­ка» (1963–67; оба – арх. П. Ра­ми­рес Вас­кес), вил­лы и са­ды в квар­та­ле Пед­ре­галь (1950-е гг., Бар­ра­ган), Олим­пий­ский дво­рец спор­та (1968, арх. Ф. Кан­де­ла). Мно­гие об­ществ. зда­ния ук­ра­шались (с 1921) мо­ну­мен­таль­ной жи­вопи­сью (Ри­ве­ра, Р. Аль­ва де ла Ка­наль, Р. Мон­те­нег­ро, Ф. Ле­аль, Оро­ско, Си­кей­рос и др.).

В 1990–2000-е гг. воз­во­дят­ся зда­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем совр. ма­те­риа­лов и тех­ник, в т. ч. в слож­ных гео­мет­рич. фор­мах: Нац. центр ис­кусств (1994, арх. Л. В. Фло­рес), Б-ка им. Х. Вас­кон­се­ло­са (2004–06, арх. А. Ка­лач).

Памятник Х. Колумбу. 1876–77. Скульптор Ш. Кордье. Фото Д. В. Соловьёва

Па­мят­ни­ки: исп. ко­ро­лю Кар­лу IV (1796–1803, скульп­тор М. Толь­са), Х. Ко­лум­бу (1876–77, скульп­тор Ш. Кор­дье; при­ве­зён из Фран­ции), Куа­у­те­мо­ку (1878–87, скульп­тор М. Но­ре­нья, инж. Ф. Хи­ме­нес), Б. Хуа­ре­су (1910, арх. Г. Эре­дия), ко­лон­на Не­за­ви­си­мо­сти (1899–1910, арх. А. Ри­вас Мер­ка­до), «Ро­ди­на» (1924, И. Асун­со­ло), «Па­мят­ник Ре­во­лю­ции» в сти­ле ар де­ко (пе­ре­стро­ен в 1933–38 арх. К. Об­ре­го­ном Сан­та­силь­ей из не­за­вер­шён­но­го За­ко­но­да­тель­но­го двор­ца, арх. Э. Бе­нар; в подзем­ной части ны­не Нац. му­зей ре­во­лю­ции), С. Бо­ли­ва­ру (1976) и др.

М. – круп­ней­ший центр нау­ки, об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры Мек­си­ки. Пла­ни­ро­ва­ние и ко­ор­ди­на­цию на­уч. ра­бот осу­ще­ст­в­ля­ет Нац. со­вет по нау­ке и тех­ноло­гии (1970; объ­е­ди­ня­ет ок. 30 на­уч. цен­тров). Сре­ди на­уч. уч­ре­ж­де­ний – Мекс. нац. ака­де­мия ме­ди­ци­ны (1864), Мекс. ака­де­мия язы­ка (1875), Мекс. АН (ос­но­ва­на в 1884 как на­уч. об-во «Ан­то­нио Аль­са­те», совр. назв. с 1994), Мекс. ака­де­мия ис­то­рии (1919), Нац. ате­ней на­ук и ис­кусств (1920), Нац. ака­де­мия ис­то­рии и гео­гра­фии (1925), Мекс. ака­де­мия хи­рур­гии (1933); нац. НИИ: ги­гие­ны (1895), ан­тро­по­ло­гии и ис­то­рии (1938; име­ет ок. 100 фи­лиа­лов), ди­аг­но­сти­ки и эпи­де­мио­ло­гич. над­зо­ра (ос­но­ван в 1939 как Ин-т ме­дици­ны и тро­пич. бо­лез­ней, совр. назв. с 1989), кар­дио­ло­гии «Иг­на­сио Ча­вес» (1944), изящ­ных ис­кусств [ос­но­ван в 1947, вклю­ча­ет 29 школ и ин-тов, в т. ч. Выс­шую шко­лу му­зы­ки (1936), Нац. на­уч­но-ин­фор­мац. муз. центр «Кар­лос Ча­вес» (1977), а так­же 3 нац. цен­тра хра­не­ния лит. ис­точ­ни­ков; име­ет 12 от­де­ле­ний в Мек­си­ке (3 – в М.), неск. от­де­ле­ний за ру­бе­жом], нев­ро­ло­гии и ней­ро­хи­рур­гии (1964), ас­тро­но­мии (1967), до­ко­лум­бо­ва иск-ва (1981), ге­ном­ной ме­ди­ци­ны (2004), нау­ки и тех­ни­ки (2006) и др. Функ­цио­ни­ру­ют св. 100 на­уч. об­ществ, ста­рей­шие из ко­то­рых: гео­гра­фии и ста­ти­сти­ки (1833), ес­теств. ис­то­рии (1868), ас­тро­но­ми­че­ское (1902), гео­ло­ги­че­ское (1904), гео­гра­фии и ме­тео­ро­ло­гии (1915). Круп­ные гос. ву­зы: Нац. ав­то­ном­ный ун-т Мек­си­ки (Мек­си­кан­ский уни­вер­си­тет), Нац. кон­сер­ва­то­рия (1866), Нац. по­ли­тех­нич. ин-т (1936), Ав­то­ном­ный ун-т Мет­ро­по­ли­та­на (1973), Нац. пе­да­го­гич. ун-т (1978). Сре­ди не­го­су­дарств. ву­зов – Ибе­ро­аме­ри­кан­ский ун-т (1943), Пан­аме­ри­кан­ский ун-т (1966), Меж­кон­ти­нен­таль­ный ун-т (1976), Ун-т Клаустро-де-Сор-Хуана (1979), Ме­ж­ду­нар. ун-т Ал­ли­ант (2001). Биб­лио­те­ки: Нац. б-ка (1833, от­кры­та в 1867), Ин-та ан­тро­по­ло­гии и ис­то­рии (1888; совр. назв. с 1939), пе­рио­ди­ки (1912), им. Х. Вас­кон­се­ло­са (1946), а так­же б-ки при ву­зах, НИИ и гос. уч­ре­ж­де­ни­ях и др.

Вид на Пасео-де-ла-Реформа с холма Чапультепек. Фото Д. В. Соловьёва

В М. св. 150 му­зе­ев, в т. ч. на­цио­наль­ные: ан­тро­по­ло­гии (ос­но­ван в 1825 как Нац. му­зей Мек­си­ки, с 1910 Нац. му­зей ан­тро­по­ло­гии, ис­то­рии и эт­но­гра­фии; совр. назв. с 1940, с 1964 – в пар­ке Ча­пуль­те­пек, в зда­нии арх. П. Ра­ми­ре­са Вас­ке­са), ис­то­рии (соз­дан в 1940, ко­гда ис­то­рич. кол­лек­ция вы­де­ли­лась из Нац. му­зея ан­тро­по­ло­гии, ис­то­рии и эт­но­гра­фии как са­мо­сто­ят. со­б­ра­ние, с 1944 – во двор­це Ча­пуль­те­пек; порт­ре­ты 17–19 вв. и др.), нар. ис­кусств и ре­мё­сел (1951), куль­тур (1965, в зда­нии Мо­нет­но­го дво­ра 1733), ак­ва­ре­ли (1967), Сан-Кар­лос (1968; во Двор­це Бу­эна­ви­ста, 1798–1805; ев­роп. и мекс. иск-во с 15 в.), ин­тер­вен­ции (1981), ху­до­же­ст­вен­ный (1982), ар­хи­тек­ту­ры (1984), эс­там­па (1986; зда­ние – 16 в.; вит­раж кры­ши – 1986, С. Пи­нон­чел­ли), ре­во­лю­ции (1986). Сре­ди дру­гих му­зе­ев: «Анау­а­ка­льи» (1964; в пи­ра­ми­даль­ной по­строй­ке, 1945–1964, про­ект Д. Ри­ве­ры, Х. О’Гормана; со­б­ра­ние до­ко­лум­бо­ва иск-ва и ра­бот Ри­ве­ры), совр. иск-ва (1964), жи­во­пи­си А. Кар­ри­льо Хиля (1974, со­б­ра­ние жи­во­пи­си 20 в.), Ру­фи­но Та­майо (1981; совр. иск-во), ар­хео­ло­ги­че­ский Хо­чи­миль­ко (1985), Фран­ца Май­е­ра (1986; со­б­ра­ние жи­во­пи­си, скульп­ту­ры и де­ко­ра­тив­ных ис­кусств Ев­ро­пы и Мек­си­ки 15–20 вв.; рас­по­ло­жен в быв. мон. и гос­пи­та­ле Сан-Ху­ан-де-Дьос, 16–18 вв.), ка­ри­ка­ту­ры (1987, в зда­нии 1740-х гг.), Хо­се Луи­са Ку­эва­са (1988; в быв. мон. Сан­та-Инес, 17 в.; ра­бо­ты Ку­эва­са, Рем­бранд­та, П. Пи­кас­со и др.), «Ла­бо­ра­то­рио Ар­те Ала­ме­да» (1964, совр. назв. с 2000; в быв. мон. Сан-Дие­го-де-Аль­ка­ла, 17 в.; совр. мекс. и ев­роп. жи­во­пись), на­род­но­го иск-ва (2006; в зда­нии, по­ст­ро­ен­ном в сти­ле ар деко в 1927), Су­мая (зда­ние 2011, кол­лек­ция ев­роп. и мекс. иск-ва К. Сли­ма), Па­па­ло­те (Дет­ский на­уч. му­зей), «По­ли­фо­рум Си­кей­рос» (цик­лы рос­пи­сей и скульп­ту­ры Д. А. Си­кей­ро­са). До­ма-му­зеи Ф. Ка­ло, Л. Д. Троц­ко­го, Б. Хуа­ре­са.

Те­ат­ры: Гор. те­атр «Эсперанса Ирис» (1918), «Ху­лио Кас­ти­льо» (1957), «Ху­лио Хи­ме­нес Ру­эда» (1965), Нац. опе­ра (1934). Фи­лар­мо­нич. ор­кестр при Нац. ун-те (1936). Нац. сим­фо­нич. ор­кестр (1949). Во Двор­це изящ­ных ис­кусств (1934, вме­сти­мость ок. 3500 чел.) про­во­дят­ся опер­ные спек­так­ли, сим­фо­нич. кон­цер­ты, соль­ные вы­сту­п­ле­ния пев­цов. Исп.-мекс. фес­ти­валь совр. му­зы­ки (с 1973, не­ре­гу­ляр­но), ме­ж­ду­нар. фес­ти­валь «Му­зы­ка и сце­на» (с 1998, еже­год­но).

Круп­ней­шие ме­ж­ду­нар. со­стя­за­ния про­во­дят­ся на ста­дио­не «Ац­те­ка» (105 тыс. мест), в т. ч. от­кры­тие и за­кры­тие Олим­пий­ских игр (1968), фи­на­лы чем­пио­на­тов ми­ра по фут­бо­лу (1970 и 1986). В М. про­хо­ди­ли два чем­пио­на­та ми­ра (1974, 1994) по греб­ле на бай­дар­ках и ка­ноэ. На ав­то­дро­ме им. бр. Род­ри­гес про­ве­де­но мн. разл. ме­ж­ду­нар. со­стя­за­ний, в т. ч. эта­пы чем­пио­на­та ми­ра «Фор­му­ла-1» (1962–70, 1986–92) Гран-при Мек­си­ки. Сре­ди др. спор­тив­ных со­ору­же­ний М. – олим­пий­ский центр вод­ных ви­дов спор­та им. Фран­си­ско Мар­ке­са (1968; 10 тыс. мест), «Ипо­дромо де лас Аме­ри­кас» (1943), ве­ло­дром и др. В 2007 в М. со­сто­ял­ся чем­пио­нат ми­ра по шах­ма­там сре­ди муж­чин.

Здание Мексиканской фондовой биржи (справа). Фото Д. В. Соловьёва

М. – один из ве­ду­щих эко­но­мич. цен­тров Лат. Аме­ри­ки, круп­ней­ший в стра­не: в пре­де­лах Фе­де­раль­но­го окр. соз­да­ёт­ся св. 20% ВВП Мек­си­ки, в гор. аг­ло­ме­ра­ции Боль­шой Ме­хи­ко – ок. 40% (2009). Б. ч. ра­бо­таю­щих за­ня­та в сфе­ре ус­луг. М. – важ­ней­ший в стра­не центр де­ло­вой ак­тив­но­сти. В р-не буль­ва­ра Па­сео-де-ла-Ре­фор­ма (гл. де­ло­вом цен­тре М.) рас­по­ло­же­ны Мекс. фон­до­вая бир­жа (по раз­ме­рам ры­ноч­ной ка­пи­та­ли­за­ции и объ­ё­му со­вер­шае­мых сде­лок за­ни­ма­ет 2-е ме­сто в Лат. Аме­ри­ке по­сле браз. Bo­ve­s­pa в Сан-Пау­лу, 2009), штаб-квар­ти­ры круп­ней­шей мекс. фи­нан­со­вой груп­пы «BBVA Bancomer» и Нац. бан­ка Мек­си­ки (Banamex), пред­ста­ви­тель­ст­ва ме­ж­ду­нар. бан­ков (HSBC, Citibank, Com­merzbank, Bank of New York, Skotiabank и др.) и ве­ду­щих стра­хо­вых ком­па­ний (в т. ч. амер. AIG, герм. «Allianz», швейц. «Zurich Finan­cial Ser­vices», мекс. «Se­gu­ros Banamex» и «Se­guros BBVA Ban­comer»). Здесь на­хо­дят­ся го­лов­ные офи­сы ве­ду­щих нац. ком­па­ний «Petrо́leos Mexicanos» (неф­те­до­бы­ча и неф­те­пе­ре­ра­бот­ка), «América Móvil» (круп­ней­ший в Лат. Аме­ри­ке опе­ра­тор со­то­вой свя­зи), «Cemex» (про­из-во строй­ма­те­риа­лов), «Teléfonos de Méxi­co» (связь), «Aero­mé­xico» (ли­дер мекс. авиа­пе­ре­во­зок на внутр. ли­ни­ях), «Mexi­cana de Avia­ciо́n» (круп­ней­ший в стра­не авиа­пе­ре­воз­чик на ме­ж­ду­нар. ли­ни­ях), «Fer­romex» (мекс. же­лез­ные до­ро­ги), а так­же пред­ста­ви­тель­ст­ва боль­шин­ст­ва круп­ных иностр. фирм, дей­ст­вую­щих в Мек­си­ке.

М. – один из важ­ней­ших цен­тров ки­но­ин­ду­ст­рии в Лат. Аме­ри­ке (гл. обр. про­из-во те­ле­се­риа­лов и ани­мац. филь­мов; ки­но­сту­дии «Alameda Films», «Es­tu­dios Churubusco» и др.); в нач. 2000-х гг. ак­тив­но раз­ви­ва­ет­ся про­из-во раз­вле­ка­тель­ных и рек­лам­ных те­ле­ви­зи­он­ных ро­ли­ков, а так­же соз­да­ние про­дук­тов на ос­но­ве 3D-тех­но­ло­гий. Ве­ду­щий в стра­не центр кни­го­из­да­ния и по­ли­гра­фии (здесь на­хо­дит­ся круп­ней­ший из­да­тель­ский дом Мек­си­ки – «Fondo de Cultura Eco­nómi­ca», FCE), ме­сто раз­ме­ще­ния ве­ду­щих рек­лам­ных и ме­диа­ком­па­ний. М. – круп­ней­ший в стра­не центр оп­то­вой и роз­нич­ной тор­гов­ли (в т. ч. круп­ные тор­го­во-раз­вле­кат. ком­плек­сы мекс. и ве­ду­щих ми­ро­вых ком­па­ний), гл. центр про­ве­дения ме­ж­ду­нар. и нац. вы­ста­вок и яр­ма­рок (ве­ду­щие вы­ста­воч­ные цен­тры – «Centro Banamex», «World Trade Center», «Expo Bancomer Santa Fe»). М. – один из ве­ду­щих в Лат. Аме­ри­ке цен­тров ту­риз­ма (в т. ч. де­ло­во­го); в 2008 го­род по­се­ти­ли св. 6,7 млн. чел. Раз­ви­ты гос­ти­нич­ное хо­зяй­ст­во (656 гос­ти­ниц в 2008, из них 73 – пя­ти­звёз­доч­ные оте­ли) и рес­то­ран­ное де­ло. Ве­ли­ко зна­че­ние транс­порт­ных и ло­ги­стич. ус­луг. М. – один из круп­ней­ших цен­тров авиа­пе­ре­во­зок в Лат. Аме­ри­ке (ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт им. Бе­ни­то Хуа­реса при­нял бо­лее 24 млн. пас­са­жи­ров в 2010, в т. ч. на ме­ж­ду­нар. ли­ни­ях ок. 9,0 млн. чел.). Мет­ро­по­ли­тен М. по объ­ё­му пе­ре­во­зок пас­са­жи­ров (бо­лее 4 млн. чел. в сут, 2009) за­ни­ма­ет 4-е ме­сто в ми­ре по­сле мет­ро­по­ли­те­нов То­кио, Мо­ск­вы и Нью-Йор­ка. М. – гл. мекс. центр ав­то­бус­но­го пас­са­жир­ско­го со­об­ще­ния (в го­ро­де – 4 круп­ных ав­то­во­кза­ла). В сев. час­ти гор. аг­ло­ме­ра­ции соз­да­но неск. ло­ги­стич. пар­ков (в т. ч. герм. ком­па­нии DHL и мекс. «TMM Logistics»). Сре­ди др. зна­чи­мых сек­то­ров сфе­ры ус­луг – ди­зай­нер­ская и ар­хит. дея­тель­ность; с сер. 2000-х гг. ак­тив­но раз­ви­ва­ет­ся раз­ра­бот­ка про­грамм­но­го обес­пе­че­ния для фи­нан­со­вых и пром. струк­тур.

Боль­шой Ме­хи­ко – один из важ­ней­ших ин­ду­ст­ри­аль­ных цен­тров стра­ны. На­ря­ду с тра­диц. от­рас­ля­ми (пи­ще­вая, лёг­кая и ко­же­вен­но-обув­ная, ма­ши­но­строе­ние) в нач. 21 в. по­лу­чи­ли раз­ви­тие хи­мич., фар­ма­цев­тич. и пар­фю­мер­но-кос­ме­ти­че­ская, элек­трон­ная и элек­тро­тех­нич. пром-сть, при­бо­ро­строе­ние. Боль­шин­ст­во круп­ных пром. пред­при­ятий раз­ме­ща­ет­ся в пре­де­лах ин­ду­ст­ри­аль­ных пар­ков в сев. час­ти гор. аг­ло­ме­ра­ции (в го­ро­дах Нау­каль­пан, Тлаль­не­пант­ла-де-Бас, Куа­у­тит­лан). Од­на из ди­на­мич­но раз­ви­ваю­щих­ся от­рас­лей – фар­ма­цев­ти­че­ская: в М. – за­во­ды герм. ком­па­ний «Merck KGaA», «Boehringer In­gelhe­im» и «Bayer», амер. «Pfizer» и «Bristol-My­ers Squibb», швейц. «Novar­tis», а так­же мекс. «Laboratorios Lio­mont» и «Pisa Far­macе́utica». Про­из-во пар­фю­мер­но-кос­ме­тич. про­дук­ции (пред­при­ятия ком­па­ний «Colgate-Palmolive», «Beiers­dorf», а так­же 3 за­во­да «Procter & Gamble», в т. ч. по вы­пус­ку про­дук­ции мар­ки «Gil­let­te»). Пред­при­ятия хи­мич. пром-сти вы­пус­ка­ют разл. сма­зоч­ные мас­ла, мою­щие и чис­тящие сред­ст­ва (за­вод амер. ком­па­нии «Clo­rox» – бы­то­вая хи­мия), ла­ко­кра­соч­ные из­де­лия (фаб­ри­ка ком­па­нии «Co­mex»; за­воды ком­па­ний BASF и «Du­Pont» – крас­ки и по­кры­тия, при­ме­няе­мые в ав­то­мо­би­ле­строе­нии, и др.), про­дук­цию ос­нов­ной хи­мии (3 за­во­да мекс. ком­па­нии «Me­xi­chem» – в т. ч. со­ля­ная ки­сло­та, кау­стич. со­да), разл. пла­ст­мас­со­вые из­де­лия. Сре­ди наи­бо­лее зна­чи­мых пред­при­ятий ма­ши­но­строе­ния – ав­то­сбо­роч­ные за­во­ды амер. ком­па­нии «Ford Motor Com­pany» (лег­ко­вые ав­то­мо­би­ли) и «Volvo Buses de México» (сбор­ка ав­то­бу­сов), за­вод швейц. ком­па­нии «Sulzer Pumps» (пром. на­со­сы). Про­из-во раз­но­об­раз­но­го пром. обо­ру­до­ва­ния (в т. ч. для неф­те­га­зо­вой от­рас­ли), из­де­лий элек­трон­ной (сред­ст­ва мо­биль­ной свя­зи, те­ле­ком­му­ни­кац. обо­ру­до­ва­ние, ав­то­ком­плек­тую­щие и мн. др.) и элек­тротех­нич. (бы­то­во­го и пром. на­зна­че­ния) пром-сти и прибо­ро­строе­ния (в т. ч. мед. при­бо­ров).

М. – гл. мно­го­от­рас­ле­вой центр пи­ще­вой пром-сти. В пре­де­лах Боль­шо­го Ме­хи­ко дей­ст­ву­ют неск. круп­ных пред­при­ятий по про­из-ву разл. про­дук­тов пи­та­ния (в т. ч. ме­ж­ду­нар. ком­па­ний «Uni­lever», «Kraft Foods», а так­же неск. фаб­рик мекс. «Grupo Bimbo»). Круп­ный пи­во­ва­рен­ный за­вод ком­па­нии «Cerve­cería Modelo» (в струк­ту­ре «Grupo Modelo»; пи­во мар­ки «Corona»); про­из-во без­ал­ко­голь­ных на­пит­ков, ро­ма (за­вод ком­па­нии «Bacardi»), та­бач­ных из­де­лий (фаб­ри­ка «Cigarros la Tabacalera Mexi­ca­na», при­над­ле­жит «Philip Morris Inter­natio­nal»). Важ­ное зна­че­ние со­хра­ня­ет вы­пуск тек­стиль­ных и швей­ных из­де­лий, обу­ви, строи­тель­ных (неск. сте­коль­ных за­во­дов, круп­ный це­мент­ный за­вод ком­па­нии «Cemex», так­же про­из-во ме­тал­ло­кон­ст­рук­ций и др.) и от­де­лоч­ных ма­те­риа­лов, ме­бе­ли. Дей­ст­ву­ют два пред­при­ятия пе­ре­дель­ной ме­тал­лур­гии браз. ком­па­нии «Gerdau» (в го­ро­дах Туль­тит­лан и Тлаль­не­пант­ла-де-Бас).

К юго-вос­то­ку от М. – нац. парк Ис­так­сиу­атль-По­по­ка­те­петль (на его тер­ри­то­рии – вул­ка­ны По­по­ка­те­петль и Ис­так­сиу­атль).

Лит.: Reid W. A. Mexico City: a city of pala­ces. Wash., 1937; Toussaint M. Cathedral de México. Méx., 1948; Vargas Martinez U. La ciudad de México, 1325–1960. Méx., 1961; Baird J. A. The churches of Mexico, 1530–1810. Berk., 1962; Maza F. de la. La ciudad de Méxi­co en el siglo XVII. Méx., 1968; Beacham H. The architecture of Mexico. N. Y., 1969; Ro­me­ro Flores J. México: historia de una gran ciudad. Méx., 1978; Unikel L., Chiapetto C. R., Garza Villarreal G. El desarrollo urbano de México. Méx., 1978; Catálogo de monumentos escultóricos y conmemorativos del Distrito Fe­de­ral. Méx., 1982; Matos Moctezuma E. The great temple of the Aztecs. N. Y., 1988; Tovar de Teresa G. La ciu­dad de los palacios: crónica de un patrimonio perdido. Mе́x., 1992. Vol. 1–2; Noelle L., Teje­da C. Catálogo guía de arqui­tectura contem­po­ránea: ciudad de México. Méx., 1993.

Вернуться к началу