КОРРЕ́А ЧАРЛЗ МАРК
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОРРЕ́А (Correa) Чарлз Марк (1.9.1930, Хайдарабад – 16.6.2015, Мумбаи), инд. архитектор. Архит. образование получил в США: в Мичиганском ун-те в Анн-Арборе (1949–53) и в Массачусетском технологич. ин-те (1953–55) у Р. Б. Фуллера. Вернувшись в Индию, К. в 1958 открыл свою архит. мастерскую в Бомбее (ныне Мумбаи). Испытал влияние мн. мастеров модернизма, но ключевым для К. оказалось воздействие поздних работ Ле Корбюзье, в частности его проектов для Чандигарха; в этом русле им были выполнены адм. здание (1958–60) и учебный корпус (1959–60) ун-та «Сардар Пател» (близ Ананда). Важнейшая постройка К. раннего периода – Мемориальный центр Ганди в Ахмадабаде (1958–63): ансамбль из нескольких расположенных асимметрично павильонов (включая дом, где жил М. К. Ганди), сгруппированных вокруг центр. пруда наподобие типичной инд. деревни; в нём широко использованы традиц. материалы, застекление заменено дерев. жалюзи и т. д. В этой работе ярко проявились осн. черты творчества К.: соединение принципов модернизма с элементами традиц. инд. архитектуры, внимание к особенностям климата и социальной среды. В комплексе штаб-квартиры компании ECIL в Хайдарабаде (1965–68) применена система естеств. вентиляции, внутр. дворы и окна помещений защищены от солнечных лучей решётчатыми навесами-перголами.
Наряду с проектированием частных домов (дом Рамкришны, Ахмадабад, 1962–1964), К. большое внимание уделял градостроительству и решению проблемы жилья для малоимущих, избегая строительства высотных многоквартирных домов, неблагоприятно воздействующих, по его мнению, на гор. социум. Крупнейший проект К. в этой сфере – план города на 2 млн. чел. – Нью-Бомбей (Нави-Мумбаи, 1964–74) близ Бомбея (Мумбаи). Несмотря на высокую плотность населения, малоэтажная жилая застройка сочетается здесь с большим количеством обществ. пространств разл. типа и развитой инфраструктурой.
Работы К. 1980-х гг. отмечены чертами символичности в духе постмодернизма: план административного и парламентского комплекса «Видхан Бхаван» (1980–1996, Бхопал) выполнен в виде ведической мандалы; здание постоянного представительства Индии при ООН (1985, Нью-Йорк) представляет собой «архетипический» небоскрёб, над гл. входом которого устроена ниша со скульптурным изображением гос. флага Индии. В работах рубежа веков К. возвратился к стилистике модернизма (дом Гобхая близ Мумбаи, 1995–99; Центр неврологии Массачусетского технологич. ин-та, 2000–05, Кембридж, США).