Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УМБРИ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА

Андреа д’Ассизи. Портрет мальчика. Ок. 1495–1500. Картинная галерея (Дрезден).

УМБРИ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА, жи­во­пис­ная шко­ла в итал. ис­кус­ст­ве 13 – нач. 16 вв. В 13 в. ве­ду­щая роль при­над­ле­жа­ла ум­брий­ским ми­ниа­тю­ри­стам. К кон. 14 – нач. 15 вв. Ум­брия ста­но­вит­ся од­ним из цен­тров позд­не­го­тич. иск-ва в Ита­лии (О. Нел­ли). Чер­ты Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния про­яв­ля­ют­ся в жи­во­пи­си мас­те­ров У. ш. (Дж. Бок­ка­ти, Б. Ка­по­ра­ли, Б. Бон­фи­льи) в сер. 15 в. под влия­ни­ем фло­рен­тий­ских мас­те­ров, ра­бо­тав­ших в Ум­брии, во 2-й пол. 15 в. уси­ли­ва­ет­ся влия­ние иск-ва Пье­ро дел­ла Фран­че­ски. Сво­его рас­цве­та шко­ла дос­ти­га­ет в по­след­ней тре­ти 15 – нач. 16 вв. в твор­че­ст­ве Мас­те­ра ис­то­рий Сан-Бер­нар­ди­но, П. Пе­руд­жи­но, Фьо­рен­цо ди Ло­рен­цо, Пин­ту­рик­кьо, Ан­д­реа д’Ассизи. В рам­ках У. ш. про­ис­хо­ди­ло фор­ми­ро­ва­ние Ра­фа­эля, её чер­та­ми от­ме­че­но твор­че­ст­во Л. Синь­о­рел­ли до 1504. Для про­из­ве­де­ний ум­брий­ских мас­те­ров ха­рак­тер­ны мяг­кое кья­ро­ску­ро, плав­ные спо­кой­ные очер­та­ния, сдер­жан­ные ко­ло­ри­стич. ре­ше­ния, рас­се­ян­ный свет, от­сут­ст­вие рез­ких кон­тра­стов и внеш­не­го дра­ма­тиз­ма, со­зер­ца­тель­ность и ли­ризм об­ра­зов, по­этич. чув­ст­во при­ро­ды.

Лит.: Boskovits M. Pittura umbra e marchi­giana fra Medioevo e Rinascimento: studi nella Galleria Nazionale di Perugia. Firenze, 1973.

Вернуться к началу