Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АУЛЕ́НТИ

Авторы: Е. В. Гершкович

АУЛЕ́НТИ (Aulenti) Гаэ (Гаэтане) (4.12.1927, Палаццоло-делло-Стелла, провинция Удине  31.10.2012, Милан), итальянский архитектор, промышленный дизайнер, сценограф, член Академии Св. Луки в Риме (1983). Окончила архитектурный факультет Миланского политехнического университета (1954). Была участником близкого к постмодернизму итальянского архитектурного движения «неолиберти», выступавшего за возвращение к исторической традиции и учёту культурного и архитектурного контекста. Под влиянием архитектора и издателя Э. Н. Роджерса, с которым А. работала в редакции журнала «Casabella-Continuità», воспринимала архитектуру в первую очередь как интеллектуальную дисциплину и избегала узкой профессиональной специализации. Сочетание абстрактных форм модернизма с узнаваемыми историческими элементами, внимание к выбору материалов, инженерии и функциональности, а также близость к постмодернистскому изводу рационализма характерны для стиля А. Он отразился в интерьерах её собственных квартиры и офиса в Милане (1974) и загородного дома (1975) близ Ассизи, а также во многих работах по реконструкции и приспособлению существующих, чаще всего исторических сооружений под новые, преимущественно экспозиционные, нужды. Среди них  превращение здания вокзала Орсе в Музей Орсе (1986) и оформление выставочных залов Национального музея современного искусства в Центре Жоржа Помпиду (1985; оба  в Париже), устройство выставочных пространств в Палаццо Грасси в Венеции (1985–86) и в папских конюшнях в Квиринальском дворце в Риме (1999), реконструкция площади Кадорна и одноимённой станции метро в Милане (1999–2000) и Национального дворца в Барселоне под экспозицию Национального музея искусства Каталонии (1990–2004), превращение здания Городской библиотеки Сан-Франциско в Музей азиатского искусства (2000–03). По проекту А. также перестроен международный аэропорт в Перудже (2011). А. спроектировала интерьер шоу-рум «Olivetti» в Париже и Буэнос-Айресе (оба 1966–67), «Fiat» в Цюрихе (1969–70), Брюсселе, Турине (оба 1970), оформляла для этих компаний экспозиции и выставочные стенды. Разрабатывала экспозиционный дизайн для многочисленных художественных выставок в разных музеях мира. Получила 1-ю премию Миланской триеннале за инсталляцию «Arrivo al Mare» (1964; женский силуэт, вдохновлённый живописью П. Пикассо). Оформила постановку оперы «Суббота» К. Штокхаузена театра «Ла Скала» (осуществлена на арене «Palasport di San Siro» в Милане, 1984) и многие другие спектакли.

А. проектировала мебель для марок «Knoll» (1971–85), «Zanotta» (складной стул из нержавеющей стали «April», 1964; журнальный столик «Sanmarco», 1984), светильники для «Artemide» (1968–75; «Mezzo Pileo», «Pileino»), сотрудничала с фирмой «Louis Vuitton» (1988; наручные часы, набор из ручки и карандаша) и др. Одно из самых известных произведений А.  журнальный «Стол на колёсиках» (1980; стеклянная столешница, закреплённая на роликах) вошёл в коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке.

Арт-директор журнала «Casabella-Continuità» (1955–65), член редакционного совета архитектурного альманаха «Lotus» (1974–79). Преподавала в архитектурной школе Венецианского университета (1960–62) и в Политехническом университете в Милане (1964–67).

Кавалер ордена Почётного легиона (1987), лауреат японской премии «Praemium Imperiale» (1991).

Лит.: PetranzanM. Gae Aulenti. N. Y., 1997; Pasca V. Gae Aulenti: gli oggetti, gli spazi. (Cat.). Mil.; Mantova, 2013.

Вернуться к началу