Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКЛА́ДЕНЬ

Хахульский складень. 1-я пол. 12 в. (чеканка; эмали 8–12 вв.). Музей искусств Грузии (Тбилиси).

СКЛА́ДЕНЬ, склад­ная (створ­ча­тая) ико­на из двух (дип­тих), трёх (трип­тих), че­ты­рёх (тет­рап­тих), пя­ти и бо­лее (по­лип­тих) час­тей. Жи­во­пис­ные дип­ти­хи и трип­ти­хи при­над­ле­жат к ви­зант. ли­тур­гич. тра­ди­ции. С. бы­ва­ют как не­боль­ши­ми (в т. ч. на­тель­ны­ми) – пе­ре­нос­ные ико­но­ста­сы, мо­лель­ные об­ра­зы, ре­ли­к­ва­рии, став­ро­те­ки и др., так и мо­ну­мен­таль­ны­ми – створ­ча­тый ал­тарь, рас­про­стра­нён­ный в Сев. Ев­ро­пе в кон. 13–16 вв. (см. Ал­тар­ный об­раз). Др.-рус. С. из­вест­ны в со­хра­нив­ших­ся па­мят­ни­ках не ра­нее 15 в. Ми­ниа­тюр­ные склад­ные ико­ны (как жи­во­пис­ные, так и в тех­ни­ке резь­бы по кос­ти или де­ре­ву, из ме­тал­ла с ис­поль­зо­ва­ни­ем че­кан­ки, гра­ви­ров­ки, фи­ли­гра­ни, эма­ли и пр.), в ко­то­рых от­ра­же­на про­грам­ма жи­во­пис­но­го ико­но­ста­са, слу­жи­ли ана­лой­ны­ми об­ра­зá­ми при осо­бых мо­на­стыр­ских служ­бах; со 2-й пол. 16–17 вв. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние рез­ные «по­ход­ные» и «пут­ные» склад­ни.

Вернуться к началу