ПОСТВИЗАНТИ́ЙСКОЕ ИСКУ́ССТВО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОСТВИЗАНТИ́ЙСКОЕ ИСКУ́ССТВО, православное иск-во после падения Константинополя (1453) на территориях быв. Византийской империи. В развитии П. и. выделяют 3 периода. Первый (до нач. 16 в.) представлен гл. обр. критской школой иконописания. Её центр – г. Кандия (ныне Ираклион), куда после 1453 эмигрировали мастера из Византии. Их заказчиками выступали как православные, так и католич. общины средиземноморских стран. В 15 в. здесь сохранялись традиции т. н. Палеологовского возрождения, однако, в соответствии с заказом, иконы писались в двух манерах: греческой (alla greca) и латинской (alla latina). Для первой (мастера Н. Зафурис, А. Павиас) характерны консерватизм и стремление оградить канонич. палеологовский стиль от влияний зап.-европ. иск-ва, прежде всего венецианской готики. Вторую манеру (мастера А. Акотантос и А. Рицос), напротив, отличают заимствования итал. школы живописи.
Во второй период П. и. (нач. 16 – сер. 17 вв.) влияния критской школы распространяются на материковую Грецию. По заказу монастырей Метеор и Афона худ. Феофан Критский (Критянин) создаёт иконы Деисуса и Двунадесятых праздников для монастырей Лавры прп. Афанасия, Ставроникиты и Ивирона (Иверского) на Афоне, фрески кафоликона и трапезной мон. Ставроникиты на Афоне (1545–46). Его рисунок приобретает больший динамизм и экспрессию, фигуры имеют удлинённые пропорции. Некоторые детали его работ выдают знакомство с гравюрами М. Раймонди и Джованни Беллини. Во 2-й пол. 16 в. критские мастера всё чаще обращаются к итал. иск-ву, прежде всего к маньеризму, черты которого накладываются на визант. основу их стиля (см. Эль Греко). В это время работали Михаил Дамаскинос, в работах которого заметны влияния иск-ва Пармиджанино и П. Веронезе, и Георгиос Клонцас.
В третий период П. и., после завоевания Крита Османской империей (1669), местные художники мигрировали на Ионические острова. Артели иконописцев и фрескистов возникают в материковой Греции, на Кикладах. Расширялись их связи с греч. общиной в Венеции, где работали Эммануил Цанес из Ретимнона и Теодорос Пулакис из Ханьи. В 17–18 вв. качество П. и. заметно снижается, мастера сохраняют приверженность старинным визант. моделям и образцам критской иконографии 16 в. На Пелопоннесе, вслед за восстановлением венецианского правления (1684–1715) и переездом туда ряда мастеров с о. Крит, наступает подъём худож. деятельности; в это время были созданы фрески мон. Философу в Димицане (1663, худ. Виктор), мон. Петраки в Афинах (1719) и мон. Фанеромени на Саламине (1735, худ. Георгиос Марку из Аргоса). Афонские художники 18 в. вновь обратились к классич. палеологовскому стилю живописи, образцами которого для них явились фрески Протата (1300) и произведения Феофана Критского. Подражание старинным моделям прослеживается в росписях капеллы Св. Димитрия в мон. Ватопед (1721) и параклисе Богородицы Кукузелиссы, созданных алб. мастером Давидом Селинидзиотисом из Авлона (1715). Стремление к точному следованию канонич. схемам повлекло за собой появление мн. иконописных подлинников, наиболее полный свод которых был составлен афонским иноком Дионисием Фурнариотом в 1700–42. Черты П. и. можно обнаружить в иск-ве Болгарии и Македонии.