Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОСТВИЗАНТИ́ЙСКОЕ ИСКУ́ССТВО

Авторы: М. В. Гринберг

ПОСТВИЗАНТИ́ЙСКОЕ ИСКУ́ССТВО, пра­во­слав­ное иск-во по­сле па­де­ния Кон­стан­ти­но­по­ля (1453) на тер­ри­то­ри­ях быв. Ви­зан­тий­ской им­пе­рии. В раз­ви­тии П. и. вы­де­ля­ют 3 пе­рио­да. Пер­вый (до нач. 16 в.) пред­став­лен гл. обр. крит­ской шко­лой ико­но­пи­са­ния. Её центр – г. Кан­дия (ны­не Ирак­ли­он), ку­да по­сле 1453 эмиг­ри­ро­ва­ли мас­те­ра из Ви­зан­тии. Их за­каз­чи­ка­ми вы­сту­па­ли как пра­во­слав­ные, так и ка­то­лич. об­щи­ны сре­ди­зем­но­мор­ских стран. В 15 в. здесь со­хра­ня­лись тра­ди­ции т. н. Па­лео­ло­гов­ско­го воз­ро­ж­де­ния, од­на­ко, в со­от­вет­ст­вии с за­ка­зом, ико­ны пи­са­лись в двух ма­не­рах: гре­че­ской (alla greca) и ла­тин­ской (alla la­tina). Для пер­вой (мас­те­ра Н. За­фу­рис, А. Па­ви­ас) ха­рак­тер­ны кон­сер­ва­тизм и стрем­ле­ние ог­ра­дить ка­но­нич. па­лео­ло­гов­ский стиль от влия­ний зап.-ев­роп. иск-ва, пре­ж­де все­го ве­не­ци­ан­ской го­ти­ки. Вто­рую ма­не­ру (мас­те­ра А. Ако­тан­тос и А. Ри­цос), на­про­тив, от­ли­ча­ют за­им­ст­во­ва­ния итал. шко­лы жи­во­пи­си.

Во вто­рой пе­ри­од П. и. (нач. 16 – сер. 17 вв.) влия­ния крит­ской шко­лы рас­про­стра­ня­ют­ся на ма­те­ри­ко­вую Гре­цию. По за­ка­зу мо­на­сты­рей Ме­теор и Афо­на худ. Фео­фан Крит­ский (Кри­тя­нин) со­зда­ёт ико­ны Деи­су­са и Дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков для мо­на­сты­рей Лав­ры прп. Афа­на­сия, Став­ро­ни­ки­ты и Иви­ро­на (Ивер­ско­го) на Афо­не, фре­ски ка­фо­ли­ко­на и тра­пез­ной мон. Став­ро­ни­ки­ты на Афо­не (1545–46). Его ри­су­нок при­об­ре­та­ет боль­ший ди­на­мизм и экс­прес­сию, фи­гу­ры име­ют уд­ли­нён­ные про­пор­ции. Не­ко­то­рые де­та­ли его ра­бот вы­да­ют зна­ком­ст­во с гра­вю­ра­ми М. Рай­мон­ди и Джо­ван­ни Бел­ли­ни. Во 2-й пол. 16 в. крит­ские мас­те­ра всё ча­ще об­ра­ща­ют­ся к итал. иск-ву, пре­ж­де все­го к мань­е­риз­му, чер­ты ко­то­ро­го на­кла­ды­ва­ют­ся на ви­зант. ос­но­ву их сти­ля (см. Эль Гре­ко). В это вре­мя ра­бо­та­ли Ми­ха­ил Да­ма­ски­нос, в ра­бо­тах ко­то­ро­го за­мет­ны влия­ния иск-ва Пар­мид­жа­ни­но и П. Ве­ро­не­зе, и Ге­ор­ги­ос Клон­цас.

Поствизантийское искусство. Икона «Чудо св. Георгия о змие». 2-я пол. 16 в. Художник Георгиос Клонцас. Музей Бенаки (Афины). Фото П. С. Павлинова

В тре­тий пе­ри­од П. и., по­сле за­вое­ва­ния Кри­та Ос­ман­ской им­пе­ри­ей (1669), ме­ст­ные ху­дож­ни­ки миг­ри­ро­ва­ли на Ио­ни­че­ские ост­ро­ва. Ар­те­ли ико­но­пис­цев и фре­ски­стов воз­ни­ка­ют в ма­те­ри­ко­вой Гре­ции, на Кик­ла­дах. Рас­ши­ря­лись их свя­зи с греч. об­щи­ной в Ве­не­ции, где ра­бо­та­ли Эм­ма­ну­ил Ца­нес из Ре­тим­но­на и Тео­до­рос Пу­ла­кис из Ха­ньи. В 17–18 вв. ка­че­ст­во П. и. за­мет­но сни­жа­ет­ся, мас­те­ра со­хра­ня­ют при­вер­жен­ность ста­рин­ным ви­зант. мо­де­лям и об­раз­цам крит­ской ико­но­гра­фии 16 в. На Пе­ло­пон­не­се, вслед за вос­ста­нов­ле­ни­ем ве­не­ци­ан­ско­го прав­ле­ния (1684–1715) и пе­ре­ез­дом ту­да ря­да мас­те­ров с о. Крит, на­сту­па­ет подъ­ём ху­дож. дея­тель­но­сти; в это вре­мя бы­ли соз­да­ны фре­ски мон. Фи­ло­со­фу в Ди­ми­ца­не (1663, худ. Вик­тор), мон. Пет­ра­ки в Афи­нах (1719) и мон. Фа­не­ро­ме­ни на Са­ла­ми­не (1735, худ. Ге­ор­ги­ос Мар­ку из Ар­го­са). Афон­ские ху­дож­ни­ки 18 в. вновь об­ра­ти­лись к клас­сич. па­лео­ло­гов­ско­му сти­лю жи­во­пи­си, об­раз­ца­ми ко­то­ро­го для них яви­лись фре­ски Про­та­та (1300) и про­из­ве­де­ния Фео­фа­на Крит­ско­го. Под­ра­жа­ние ста­рин­ным мо­де­лям про­сле­жи­ва­ет­ся в рос­пи­сях ка­пел­лы Св. Ди­мит­рия в мон. Ва­то­пед (1721) и па­ра­кли­се Бо­го­ро­ди­цы Ку­ку­зе­лис­сы, соз­дан­ных алб. мас­те­ром Да­ви­дом Се­ли­нид­зио­ти­сом из Ав­ло­на (1715). Стрем­ле­ние к точ­но­му сле­до­ва­нию ка­но­нич. схе­мам по­влек­ло за со­бой по­яв­ле­ние мн. ико­но­пис­ных под­лин­ни­ков, наи­бо­лее пол­ный свод ко­то­рых был со­став­лен афон­ским ино­ком Дио­ни­си­ем Фур­на­рио­том в 1700–42. Чер­ты П. и. мож­но об­на­ру­жить в иск-ве Бол­га­рии и Ма­ке­до­нии.

Лит.: Ла­за­рев В. Н. «Мань­е­ра гре­ка» и про­бле­ма крит­ской шко­лы // Ла­за­рев В. Н. Ви­зан­тий­ская жи­во­пись. М., 1971; Chatzida­kis M. Études sur la peinture postbyzantine. L., 1976; idem. Ο ϰρητιϰός ζωγράφος Θεοφάνης: Η τελευταα φάση της τέχνης του στις τοιχογραφες της Ιεράς Μονής Σταυρονιϰήτα. Agion Ορος, 1986; L’Art des icônes en Crète et dans les îles après Byzance. (Cat.). Charleroi, 1982; Garidis M. M. La peinture murale dans le mon­de orthodoxe après la chute de Byzance (1450–1600) et dans les pays sous domination étran­gère. Athènes, 1989; Chatzidakis N. From Can­dia to Venice: Greek icons in Italy, 15th–16th centuries. Athens, 1993; По­стви­зан­тий­ская жи­во­пись: Ико­ны XV–XVIII вв. из со­б­ра­ний Мо­ск­вы, Сер­гие­ва По­са­да, Тве­ри и Ря­за­ни. Кат. вы­став­ки. Афи­ны, 1995; Пят­ниц­кий Ю. А. Ви­зан­тий­ские и по­стви­зан­тий­ские ико­ны в Рос­сии // Ви­зан­тий­ский вре­мен­ник. 1993. Т. 54(79); 1996. T. 56(81).

Вернуться к началу