ПЛЕ́ЙДЕНВУРФ ХАНС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЛЕ́ЙДЕНВУРФ (Pleydenwurff, Pleidenwurff) Ханс [ок. 1420–25, Бамберг (?) – до 9.1.1472, Нюрнберг], нем. живописец и график. Подмастерьем побывал в Нидерландах, где познакомился с иск-вом Я. ван Эйка, Р. Кампена, Рогира ван дер Вейдена, Д. Баутса. С нач. 1450-х гг. работал в Нюрнберге (в 1457 получил гражданство Нюрнберга и основал мастерскую), за исключением краткого пребывания в Бреслау (1462). П. – наиболее значит. художник Нюрнберга 3-й четв. 15 в., мастер переходного периода, его стиль сочетает в себе элементы интернациональной готики (перегруженность композиций, обилие декоративных элементов) с новыми для Франконии реалистич. чертами (чувство движения, одухотворённость образов, пейзажные фоны), заимствованными у мастеров нидерландской школы живописи («Снятие с креста», 1462, Герм. нац. музей, Нюрнберг; «Голгофа», ок. 1470, Старая пинакотека, Мюнхен). П. – автор одного из самых ранних нем. портретов (графа Георга фон Лёвенштейна, ок. 1456, Герм. нац. музей, Нюрнберг). Несмотря на то что портрет является частью т. н. благочестивого диптиха, он воспринимается как самостоят. произведение благодаря своему реализму и яркой характерности, которые подготавливают почву для портретов А. Дюрера. Создавал также эскизы для витражей. При обучении подмастерьев пользовался рисунками с нидерл. картин. Мастерскую П. унаследовал женившийся на его вдове М. Вольгемут, учитель А. Дюрера. Младший из трёх сыновей П. – Вильгельм (ок. 1460 – 1494), нюрнбергский художник и резчик по дереву, работал вместе с Вольгемутом в мастерской отца, в частности над иллюстрированием «Книги хроник» Г. Шеделя.