Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕ́ВЗНЕР НИКОЛАУС

Авторы: А. Ю. Броновицкая

ПЕ́ВЗНЕР (Pevsner) Ни­ко­ла­ус (Ни­ко­ла­ус Берн­хард Ле­он) (30.1.1902, Лейп­циг – 18.8.1983, Лон­дон), нем. и англ. ис­то­рик ис­кус­ст­ва. В 1921–24 обу­чал­ся в ун-тах Лейп­ци­га, Мюн­хе­на, Бер­ли­на, Франк­фур­та-на-Май­не; сре­ди учи­те­лей – Г. Вёльф­лин, В. Пин­дер. Ра­бо­тал в Дрез­ден­ской КГ (1924–28), изу­чал ба­роч­ную ар­хи­тек­ту­ру Лейп­ци­га и итал. жи­во­пись эпо­хи ба­рок­ко. Пре­по­да­вал в Гёт­тин­ген­ском ун-те (1928–33). Зна­ком­ст­во в 1925 с твор­че­ст­вом ма­сте­ров мо­дер­низ­ма – В. Гро­пиу­са и Ле Кор­бюзье – по­ло­жи­ло на­ча­ло его ув­ле­че­нию идея­ми функ­циона­лиз­ма. По­сле при­хо­да к вла­сти на­цистов эмиг­ри­ро­вал в Ве­ли­ко­бри­танию. С это­го вре­ме­ни осн. пред­ме­том его за­ня­тий ста­но­вят­ся англ. ар­хи­тек­ту­ра и ди­зайн. В кни­гах «Пио­не­ры со­вре­мен­но­го дви­же­ния от У. Мор­ри­са до В. Гро­пиу­са» («Pioneers of the modern move­ment from W. Morris to W. Gro­pi­us», 1936) и «Ис­сле­до­ва­ние про­мыш­лен­но­го ис­кус­ст­ва в Анг­лии» («An enquiry into industrial art in England», 1937) П. воз­вёл ис­то­ки ме­ж­ду­нар. со­вре­мен­но­го дви­же­ния к иде­ям У. Мор­ри­са и спо­соб­ст­во­вал при­ятию мо­дер­ни­ст­ских цен­но­стей брит. об­ще­ст­вом. Со­труд­ни­чал с ж. «Ar­chitectural Review» (1942–45, гл. ре­дак­тор, до 1971 чл. ре­дак­ци­он­но­го со­ве­та). Кни­га П. «Очерк ев­ро­пей­ской ар­хи­тек­ту­ры» («Outline of European architec­ture», 1942) по­ло­жи­ла на­ча­ло со­труд­ни­че­ст­ву с изд-вом «Penguin Books», где была из­да­на се­рия «Зда­ния Анг­лии» – пу­те­во­ди­те­ли-ка­та­ло­ги ар­хит. па­мят­ни­ков Ве­ли­ко­бри­та­нии от Сред­не­ве­ко­вья до со­вре­мен­но­сти («Buil­dings of Eng­land»; 1951–74; из 46 то­мов 32 то­ма П. на­пи­сал сам, 10 то­мов в со­ав­тор­ст­ве; на нач. 2010-х гг. се­рия пе­ре­из­да­ёт­ся и рас­ши­ря­ет­ся). Так­же на­уч. ре­дак­тор се­рии «Pelican history of art», по­свя­щён­ной все­об­щей ис­то­рии иск-ва (с 1953). В 1946–77 П. со­труд­ни­чал с ра­дио­стан­ци­ей BBC, под­го­то­вив 78 пе­ре­дач об ар­хи­тек­ту­ре и иск-ве. Ча­стич­но они лег­ли в ос­но­ву кн. «Анг­лий­ское в анг­лий­ском ис­кус­ст­ве» («The Englishness of English art», 1956; рус. пер. 2004). Важ­ней­шую роль сыг­рал П. в пе­ре­оцен­ке на­сле­дия вик­то­ри­ан­ской эпо­хи (ши­ре – ар­хи­тек­ту­ры ис­то­риз­ма и ис­то­ри­че­ских сти­лей). Он стал од­ним из ос­но­ва­те­лей Вик­то­ри­ан­ско­го об-ва (со­пред­се­да­тель в 1958–76). Его ин­те­рес к ар­хи­тек­ту­ре 19 в. от­ра­зил­ся в «Ис­то­рии ти­пов зда­ний» («A history of building types», 1976). Пре­по­да­вал в кол­лед­же Бер­к­бек Лон­дон­ско­го ун-та (1942–69, проф. с 1959), Кем­бридж­ском (1949–55) и Окс­форд­ском (1968–69) ун-тах. Чл. Брит. ака­де­мии (1965). В 1969 воз­ве­дён в ры­цар­ское дос­то­ин­ст­во.

Соч.: Leipziger Barock: Die Baukunst der Ba­rock­zeit in Leipzig. Dresden, 1928; Die ita­lie­ni­sche Malerei vom Ende der Renaissance bis zum aus­gehenden Rokoko. Wildpark-Potsdam, 1928; Aca­demies of art, past and present. L., 1940; Pevs­ner on art and architecture: the radio talks. L., 2002.

Лит.: N. Pevsner, la trama della storia. Mil., 1992; Mowl T. Stylistic cold wars: Betjeman versus Pevsner. L., 2000; Reassessing N. Pevs­ner. Aldershot, 2004.

Вернуться к началу