Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МО́ТЕРУЭЛЛ МОЗЕРУЭЛЛ РОБЕРТ

Авторы: В. А. Крючкова
Р. Мотеруэлл. «Путешествие». 1949. Музей современного искусства (Нью-Йорк).

МО́ТЕРУЭЛЛ, Мо­зе­ру­элл (Motherwell) Ро­берт (24.1.1915, Абер­дин, штат Ва­шинг­тон – 16.7.1991, Про­винс­таун, штат Мас­са­чу­сетс), амер. жи­во­пи­сец, гра­фик. Изу­чал лит-ру, фи­ло­со­фию и пси­хо­логию в Стан­форд­ском, за­тем в Гар­вард­ском ун-тах. В 1938–39 по­се­тил Па­риж, где ув­лёк­ся совр. жи­во­пи­сью, ре­шив стать ху­дож­ни­ком. В Ко­лум­бий­ском ун-те изу­чал ис­то­рию иск-ва (1940–41) под рук. М. Ша­пи­ро. В это же вре­мя по­зна­ко­мил­ся с Р. Мат­та и груп­пой сюр­реа­ли­стов, эмиг­ри­ро­вав­ших в США во вре­мя вой­ны. От сюр­реа­лиз­ма им был вос­при­нят прин­цип пси­хич. ав­то­ма­тиз­ма, фик­си­рую­щий дея­тель­ность под­созна­ния. Это на­шло от­ра­же­ние в пер­вой зна­чит. ра­бо­те М. – се­рии ри­сун­ков «Мек­си­кан­ская тет­радь» (1941). Став од­ним из ве­ду­щих мас­те­ров аб­ст­ракт­но­го экс­прес­сио­низ­ма (на­ря­ду с Дж. Пол­ло­ком, Ф. Клай­ном и др.), ис­поль­зо­вал ме­тод ав­то­ма­ти­че­ско­го пись­ма, по­лу­чив­ше­го впо­след­ст­вии назв. «жи­во­пись дей­ст­вия». Для жи­во­пи­си М. ха­рак­тер­ны круп­ные фор­мы чёр­но­го цве­та, пря­мо­ли­ней­ные или скруг­лён­ные, на­ло­жен­ные на об­шир­ные хол­сты ши­ро­ким жес­том. Не­ред­ко на­пол­нял свои аб­ст­ракт­ные по­лот­на ис­то­рич., лит., об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. ас­со­циа­ция­ми. Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных ра­бот М. – боль­шая се­рия (св. 140 по­ло­тен) «Эле­гии для Ис­пан­ской рес­пуб­ли­ки» (на­ча­та в 1949), сво­его ро­да ре­к­ви­ем по по­гиб­шим в гражд. вой­не в Ис­па­нии. Се­рия «От­кры­тые» (1968–1972) стро­ит­ся на мас­штаб­ных плос­ко­стях ров­но­го цве­та, про­ре­зан­ных тон­ки­ми ли­ния­ми ри­сун­ка. В ма­лых кар­ти­нах 1950–60-х гг. про­яви­лось ли­рич. на­ча­ло (се­рия «Je t’aime», 1954–58); пей­заж­ные цик­лы («Лет­ние ог­ни» и «Ря­дом с мо­рем») вы­пол­не­ны час­тич­но в тех­ни­ке кол­ла­жа. В это вре­мя М. мно­го ра­бо­тал в тех­ни­ках ли­то­гра­фии, офор­та, цвет­ной ак­ва­тин­ты.

Пре­по­да­вал (в т. ч. в Ко­лум­бий­ском ун-те). Пи­сал ста­тьи для разл. пе­рио­дич. из­да­ний, из­да­вал ж. «Possibilities» (с 1947), под­го­то­вил к пе­ча­ти се­рию «До­ку­мен­тов со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва» (1944–61), в т. ч. ан­то­ло­гию «Ху­дож­ни­ки и по­эты да­да­из­ма» (1951), сыг­рав­шую важ­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии аван­гард­ных дви­же­ний 1960-х гг.

Соч.: The writings. Berk., 2007.

Лит.: R. Motherwell: the reconciliation elegy / Ed. E. A. Carmean. N. Y.; Gen., 1980; Arna­son HH. R. Motherwell. 2nd ed. N. Y., 1982; Caws MA. R. Motherwell: with pen and brush. L., 2003; R. Motherwell paintings and col­la­ges: catalogue raisonné. 1941–1991. New Ha­ven, 2012. Vol. 1–3.

Вернуться к началу