Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕЩЕ́РИН НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Авторы: М. Ф. Киселёв
Н. В. Мещерин. «Сосенки под снегом». Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина.

МЕЩЕ́РИН Ни­ко­лай Ва­силь­е­вич [1864, Мо­ск­ва – 9(22).10.1916, Ду­ги­но, ны­не пос. Ме­ще­ри­но Ле­нин­ско­го р-на Моск. обл.], рос. жи­во­пи­сец. Не по­лу­чив сис­те­ма­тич. ху­дож. об­ра­зо­ва­ния, брал уро­ки у И. И. Ле­ви­та­на, А. М. Ко­ри­на, М. Х. Алад­жа­ло­ва, В. В. Пе­ре­плёт­чи­ко­ва. Уча­ст­во­вал в вы­став­ках Моск. об-ва лю­би­те­лей ху­до­жеств, ТПХВ (с 1899); чл. Сою­за рус­ских ху­дож­ни­ков (с 1904). В сво­их пей­за­жах сред­ней по­ло­сы Рос­сии М., под влия­ни­ем им­прес­сио­низ­ма, стре­мил­ся пе­ре­дать ко­ло­ри­стич. свое­об­ра­зие не­яр­кой при­ро­ды, раз­лич­ные её со­стоя­ния в раз­ные вре­ме­на го­да, су­ток («Си­рень», 1900, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Мо­ск­ва; «Осень», 1901, Во­ло­год­ская КГ; «Из­бы», 1901, ГТГ, и др.). С 1904 ув­лёк­ся (воз­мож­но, под влия­ни­ем И. Э. Гра­ба­ря) тех­ни­кой пу­ан­ти­лиз­ма, изо­бре­тён­ной мас­те­ра­ми франц. нео­им­прес­сио­низ­ма. Его ли­рич. пей­за­жи, на­пи­сан­ные раз­дель­ным маз­ком («Но­ябрь. Кры­леч­ко», 1905, ГРМ; «Осен­няя лун­ная ночь», пас­тель, 1906–07; «Мо­роз­ный ве­чер», 1907, оба – ГТГ, и др.), ис­пол­не­ны внутр. те­п­ло­ты. С 1908, на­ря­ду с пу­ан­ти­ли­стич. тех­ни­кой, пи­сал и ши­ро­ким пас­тоз­ным маз­ком («По­ля», 1911, ГТГ; «От­те­пель. Фев­раль», 1913, ча­ст­ное собра­ние, Мо­ск­ва; «Иван-да-Ма­рья», 1914, ГТГ; «По­лян­ка», 1914, Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Ка­зань, и др.). Твор­че­ст­во М. це­ни­ли А. М. Эф­рос, Гра­барь, кол­лек­цио­не­ры И. С. Ост­ро­ухов, И. А. Мо­ро­зов, В. О. Гирш­ман, И. И. Троя­нов­ский.

Лит.: Н. В. Ме­ще­рин. (Кат. вы­став­ки). М., 1987.

Вернуться к началу