Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНТЕРЬЕ́Р

Авторы: А. Н. Шукурова
Интерьер. Овальный зал во дворце усадьбы Архангельское. 1780–1831. Фото А. И. Нагаева
Архив БРЭ Интерьер. Павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне. 1929. Архитектор Л. Мис ван дер Роэ.

ИНТЕРЬЕ́Р (франц. intе́rieur – внут­рен­ний), 1) в ар­хи­тек­ту­ре – внутр. про­стран­ст­во зда­ния. Ар­хит. фор­мы И. оп­ре­де­ля­ют­ся об­щей про­грам­мой по­строй­ки и со­от­вет­ст­вую­щи­ми кон­ст­рук­тив­ны­ми сис­те­ма­ми (та­ки­ми, как ор­дер ар­хи­тек­тур­ный в ан­тич­ных зда­ни­ях; кре­сто­вый нер­вюр­ный свод на стрель­ча­тых ар­ках го­тич. со­бо­ра, по­зво­лив­ший соз­дать ухо­дя­щее ввысь, за­ли­тое све­том про­стран­ст­во; ме­тал­лич. кар­кас пер­вых амер. не­бо­скрё­бов с их мно­го­числ. од­но­тип­ны­ми эта­жа­ми; «су­хой» мон­таж лёг­ких эле­мен­тов в со­ору­же­ни­ях хай-тек с транс­фор­ми­рую­щим­ся про­стран­ст­вом и др.). В И. хра­мо­вой ар­хи­тек­ту­ры мо­жет до­ми­ни­ро­вать гран­ди­оз­ное под­ку­поль­ное про­стран­ст­во; в двор­цо­вых зда­ни­ях – ан­фи­ла­да, свя­зан­ная с их ре­пре­зен­та­тив­ным на­зна­че­ни­ем; в ар­хи­тек­ту­ре ин­тер­на­цио­наль­но­го сти­ля ху­дож. приё­мом, оп­ре­де­ляю­щим И., ста­но­вит­ся т. н. пе­ре­те­каю­щее про­стран­ст­во, и т. д. И. вклю­ча­ет от­дел­ку (стен, по­тол­ка, по­ла, про­ёмов и др.), об­ста­нов­ку (ме­бель и т. д.) и обо­ру­до­ва­ние (ос­ве­ти­тель­ное, сан­тех­ни­че­ское и др.). Для двор­цо­вых, хра­мо­вых и др. об­ще­ст­вен­ных И. ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си (стен­ные рос­пи­си, жи­во­пис­ные пла­фо­ны, мо­заи­ка, вит­ра­жи), скульп­ту­ры (ста­туи, рель­е­фы), про­из­ве­де­ний де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва (леп­ни­на, резь­ба, шпа­ле­ры, до­ро­гие тка­ни, ут­варь и др.). И. яв­ля­ет­ся об­ла­стью ар­хит.-ху­дож. про­ек­ти­ро­ва­ния (ди­зайн И.).

2) В изо­бра­зит. иск-ве – жанр, по­свящён­ный изо­бра­же­нию внутр. уб­ран­ст­ва по­ме­ще­ния. Был по­пу­ля­рен в Гол­лан­дии и Флан­д­рии в кон. 16–17 вв. Сре­ди пред­ста­ви­те­лей – П. Сан­ре­дам, Э. де Вит­те (цер­ков­ные И.), П. де Хох, Я. Вер­мер (до­маш­ние И.). В 1-й пол. 19 в. жанр И. по­лу­чил раз­ви­тие в жи­во­пи­си би­дер­май­е­ра (в Гер­ма­нии – Г. Ф. Кер­стинг) и шко­лы А. Г. Ве­не­циа­но­ва (см. Ве­не­циа­нов­цы) в Рос­сии.

Лит.: Со­ко­лов М. Н. Ин­терь­ер в зер­ка­ле жи­во­пи­си. М., 1986; Но­ви­ко­ва Е. Б. Ин­терь­ер об­ще­ст­вен­ных зда­ний. М., 1991; Про­ни­на И. А. Те­рем. Дво­рец. Усадь­ба. Эво­лю­ция ан­самб­ля ин­терь­е­ра в Рос­сии кон­ца XVII – пер­вой по­ло­ви­ны XIX в. М., 1996; Со­ловь­ев Н. К. Очер­ки по ис­то­рии ин­терь­е­ра. Древ­ний мир. Сред­ние ве­ка. М., 1999; он же. Ис­то­рия со­вре­мен­но­го ин­терь­е­ра. М., 2004; Мак-Кор­ко­дейл Ч. Уб­ран­ст­во жи­ло­го ин­терь­е­ра. М., 2006.

Вернуться к началу