ИНТЕРЬЕ́Р
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНТЕРЬЕ́Р (франц. intе́rieur – внутренний), 1) в архитектуре – внутр. пространство здания. Архит. формы И. определяются общей программой постройки и соответствующими конструктивными системами (такими, как ордер архитектурный в античных зданиях; крестовый нервюрный свод на стрельчатых арках готич. собора, позволивший создать уходящее ввысь, залитое светом пространство; металлич. каркас первых амер. небоскрёбов с их многочисл. однотипными этажами; «сухой» монтаж лёгких элементов в сооружениях хай-тек с трансформирующимся пространством и др.). В И. храмовой архитектуры может доминировать грандиозное подкупольное пространство; в дворцовых зданиях – анфилада, связанная с их репрезентативным назначением; в архитектуре интернационального стиля худож. приёмом, определяющим И., становится т. н. перетекающее пространство, и т. д. И. включает отделку (стен, потолка, пола, проёмов и др.), обстановку (мебель и т. д.) и оборудование (осветительное, сантехническое и др.). Для дворцовых, храмовых и др. общественных И. характерно использование монументальной живописи (стенные росписи, живописные плафоны, мозаика, витражи), скульптуры (статуи, рельефы), произведений декоративно-прикладного иск-ва (лепнина, резьба, шпалеры, дорогие ткани, утварь и др.). И. является областью архит.-худож. проектирования (дизайн И.).
2) В изобразит. иск-ве – жанр, посвящённый изображению внутр. убранства помещения. Был популярен в Голландии и Фландрии в кон. 16–17 вв. Среди представителей – П. Санредам, Э. де Витте (церковные И.), П. де Хох, Я. Вермер (домашние И.). В 1-й пол. 19 в. жанр И. получил развитие в живописи бидермайера (в Германии – Г. Ф. Керстинг) и школы А. Г. Венецианова (см. Венециановцы) в России.