Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛУЖИЧА́НЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. С. Скорвид

ЛУЖИЧА́НЕ, лу­жиц­кие сер­бы, сор­бы, вен­ды (са­мо­на­зва­ния – верх­не­луж­ское Ser­bja, ниж­не­луж­ское Serby), зап.-сла­вян­ский на­род на юго-вос­то­ке Гер­ма­нии. Жи­вут в бас­сей­не Верх­ней и Ср. Шпре (ис­то­рич. обл. Лу­жи­ца): в окр. Бау­цен (Бу­ди­шин) и на се­ве­ре окр. Гёр­лиц (Зго­рельц) на вос­то­ке Сак­со­нии (Верх­няя Лу­жи­ца); в окр. г. Кот­бус (Хо­ше­буз), ок­ру­гах Шпре-Ней­се (Спре­вья-Ны­са), Верх­ний Шпре­вальд-Лау­зиц (Гор­не-Бло­та-Лу­жи­ца) и на юге окр. Да­ме-Шпре­вальд (Дам­на-Бло­та) на юго-вос­то­ке зем­ли Бран­ден­бург (Ниж­няя Лу­жи­ца). Чис­лен­ность до 60 тыс. чел. (2010, оцен­ка); не­боль­шая об­щи­на с сер. 19 в. до 1-й пол. 20 в. про­жи­ва­ла в США (мес­теч­ко Сер­бин, штат Те­хас). Го­во­рят на лу­жиц­ком язы­ке и на нем. яз., часть – толь­ко по-не­мец­ки. Боль­шин­ст­во Л. – лю­те­ра­не, в Верх­ней Лу­жи­це до 30% – ка­то­ли­ки.

Л. – по­том­ки пле­мён, вклю­чае­мых в груп­пу по­лаб­ских сла­вян: лу­жи­чан (ны­не Ниж­няя Лу­жи­ца) и миль­чан (Верх­няя Лу­жи­ца). С 12 в., с от­кры­ти­ем в Лу­жиц­ких го­рах по­лез­ных ис­ко­пае­мых, на­ча­лась мас­со­вая им­ми­гра­ция сю­да нем. ко­ло­ни­стов. В 16 в. сфор­ми­ро­ва­лась сер­бо­лу­жиц­кая ли­те­ра­ту­ра. В 18–19 вв. поя­ви­лись ре­лиг. об­ще­ст­ва, про­па­ган­ди­рую­щие лу­жиц­кий яз. и куль­ту­ру при Лейп­циг­ском (1716) и Вит­тен­берг­ском (1749) ун-тах, Лу­жиц­кий се­ми­на­рий в Пра­ге (1706–1921), в ко­то­ром в кон. 18–19 вв. пре­по­да­ва­ли Й. Доб­ров­ский и В. Ганка. В 19 в. воз­ник­ло дви­же­ние лу­жиц­ко­го нац. воз­ро­ж­де­ния; в 1847 ос­но­ва­но об-во Ма­ти­ца сер­бо­лу­жиц­кая, в 1912 – об-во До­мо­ви­на. Пос­ле 1-й ми­ро­вой вой­ны по­яв­ля­ют­ся луж. по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции – Сер­бо­лу­жиц­кий нац. к-т (1918), Лу­жиц­кая нар. пар­тия (1919, с 1924 Сер­бо­лу­жиц­кая), Сер­бо­лу­жиц­кий нар. со­вет (1925) и др. Не­ко­то­рые луж. ли­де­ры про­воз­гла­ша­ли сво­ей це­лью от­де­ле­ние Лу­жи­цы от Гер­ма­нии и при­сое­ди­не­ние к Че­хо­сло­ва­кии. В на­ци­ст­ской Гер­ма­нии ли­де­ры сер­бо­лу­жиц­ко­го нац. дви­же­ния под­верг­лись ре­прес­си­ям, в 1937 бы­ли ли­кви­ди­ро­ва­ны лу­жиц­кие ор­га­ни­за­ции и пе­чать, в 1940 за­пре­ще­но ис­поль­зо­ва­ние лу­жиц­ко­го яз. Воз­ник­ший 9.5.1945 Лу­жиц­кий нац. к-т в Пра­ге и вос­ста­нов­лен­ная До­мо­ви­на соз­да­ли Нац. со­вет, ко­то­рый вновь вы­сту­пил с тре­бо­ва­ни­ем от­де­ле­ния Лу­жи­цы от Гер­ма­нии (в 1947 оно бы­ло сня­то). В послевоенный период на­блю­дал­ся рез­кий рост нем. на­се­ле­ния Лу­жи­цы за счёт пе­ре­се­лен­цев из Поль­ши и Че­хо­сло­ва­кии. Вла­сти Вост. Гер­ма­нии, ин­тег­ри­руя Л. в по­ли­тич. сис­те­му, в то же вре­мя пре­до­став­ля­ли им ши­ро­кую куль­тур­ную ав­то­но­мию: в 1948–50 принят т. н. Сер­бо­лу­жиц­кий за­кон, тер­ри­то­рия Лу­жи­цы офи­ци­аль­но объ­яв­ле­на дву­языч­ной, во­зоб­нов­ле­ны или соз­да­ны за­но­во сер­бо­лу­жиц­кие куль­тур­ные и на­уч. уч­реж­де­ния, шко­лы, СМИ. В но­яб. 1989 бы­ло соз­ва­но сер­бо­лу­жиц­кое Нац. соб­ра­ние. Куль­тур­ные пра­ва Л. бы­ли под­твер­ж­де­ны за­ко­на­ми Бран­ден­бур­га (1994) и Сак­со­нии (1999), в 1999 соз­дан Фонд сер­бо­лу­жиц­ко­го на­ро­да. Сер­бо­лу­жиц­кая куль­ту­ра и лу­жиц­кий яз. луч­ше со­хра­ня­ют­ся сре­ди ка­то­ли­ков, жи­ву­щих ком­пакт­но меж­ду го­ро­да­ми Бу­ди­шин, Ка­менц и Хой­ер­свер­да (Войе­ре­цы) и со­став­ляю­щих здесь боль­шин­ст­во на­се­ле­ния.

Фото С. С. Скорвида Лужичане. Деревня в Шпревальде.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Центр. Ев­ро­пы. Вы­ра­щи­ва­ли рожь, кар­то­фель, ка­пу­сту, са­хар­ную свёк­лу, лён, фрук­ты. Тра­диц. ре­мёс­ла – тка­че­ст­во, на­бой­ка тка­ни, вы­шив­ка, пле­те­ние кру­жев, гон­чар­ст­во, из­го­тов­ле­ние пря­нич­ных до­сок и др. В рай­оне меж­ду Войе­р­ецей в окр. Бау­цен и Шлай­фе (Сле­по) в окр. Гёр­лиц со­хра­ни­лась де­рев. цер­ков­ная ар­хи­тек­ту­ра. Древ­ней­ший тип по­се­ле­ния – кру­го­вой пла­ни­ров­ки, позд­нее рас­про­стра­ня­ет­ся ку­че­вая пла­ни­ров­ка, из­вест­на так­же улич­ная, в Ниж­ней Лу­жи­це – ху­то­ра. Дом и хо­зяйств. по­строй­ки ок­ру­жа­ют замк­ну­тый, с вы­со­ки­ми во­ро­та­ми (Верх­няя Лу­жи­ца), или не­замк­ну­тый (Ниж­няя Лу­жи­ца) двор; в Шпре­валь­де (Бло­та) усадь­бы рас­по­ло­же­ны вдоль ка­на­лов, у ка­ж­до­го до­ма име­ет­ся своя при­стань. В рай­оне Шпре­валь­да и Лу­жиц­ко­го ле­са встре­ча­ет­ся древ­ней­ший тип жи­ли­ща – сруб­ный од­но­этаж­ный дом на ка­мен­ном фун­да­мен­те, кры­тый со­ло­мой, объ­е­ди­няю­щий жи­лые и хо­зяйств. по­ме­ще­ния. В Верх­ней Лу­жи­це рас­про­стра­не­ны до­ма фах­вер­ко­вой и сруб­но-фах­вер­ко­вой кон­ст­рук­ций. До­ма име­ли трёх­ча­ст­ное де­ле­ние: к жи­лой ком­на­те при­мы­ка­ли се­ни и кух­ня.

Лужичане. Женский костюм. Будишин.

Вы­де­ля­ют 4 осн. ва­ри­ан­та тра­диц. жен­ско­го кос­тю­ма: ка­то­ли­чес­кий (у ка­то­ли­ков в рай­оне меж­ду Ка­мен­цем и Бу­ди­ши­ном), войе­рец­кий, сле­пян­ский и ниж­не­лу­жиц­кий. Вклю­ча­ет шер­стя­ную юб­ку в сбор­ку (в ка­то­лич. ва­ри­ан­те – длин­ную чёр­ную, в сле­пян­ском – дли­ной до ко­лен), ру­ба­ху с ко­рот­ки­ми ру­ка­ва­ми, кор­саж (в ка­то­ли­чес­ком и сле­пян­ском кос­тю­ме – при­ши­тый к юб­ке), пе­ред­ник, ко­сын­ку на пле­чах; ниж­не­лу­жиц­кий кос­тюм от­ли­ча­ет­ся оби­ли­ем ажур­но­го ши­тья. Ка­то­ли­чес­кий и вой­ерец­кий го­лов­ной убор – ма­лень­кий че­пец (у ка­то­ли­чек – чёр­ный) на за­тыл­ке, за­вя­зы­ваю­щий­ся под под­бо­род­ком, с дву­мя ши­ро­ки­ми лен­та­ми дли­ной до ко­лен; сле­пян­ский – два чеп­ца, верх­ний – кру­жев­ной; ниж­не­лу­жиц­кий – бе­лый, слож­ной фор­мы с ши­ро­ки­ми крыль­я­ми (ла­па). Тра­диц. муж­ская оде­ж­да близ­ка к нем. кос­тю­му Сак­со­нии и Бран­ден­бур­га.

В лу­жиц­кой кух­не ощу­ща­ет­ся нем. влия­ние. Тра­диц. блю­да – сва­деб­ный суп (с кро­ше­ным яй­цом и мяс­ны­ми фри­ка­дель­ка­ми), го­вя­ди­на с хре­ном, сви­ни­на в гор­чич­ном соу­се (гар­нир – ту­шё­ная кис­лая бе­лая или крас­ная ка­пу­ста), тво­рог в льня­ном мас­ле с лу­ком и кар­то­фе­лем.

Для Ниж­ней Лу­жи­цы ха­рак­тер­ны мас­ле­нич­ные ко­стю­ми­ров. шест­вия (цам­про­ва­нье), обы­чай «об­ры­ва­ния пе­ту­ха» (пер­во­на­чаль­но в свя­зи с празд­ни­ком уро­жая); для ка­то­ли­ков Верх­ней Лу­жи­цы – обы­чаи «пти­чьей свадь­бы» (25 янв.), «со­жже­ния ведьм» (в Валь­пур­гие­ву ночь – 30 апр.), пас­халь­ная ка­валь­ка­да («ез­да кре­сто­нос­цев»); для всех Л. – рас­пи­сы­ва­ние пас­халь­ных пи­са­нок, ус­та­нов­ка май­ско­го де­ре­ва и др. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва ра­нее би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го, ны­не – ли­ней­но­го ти­па; сиб­лин­ги де­лят­ся по по­лу.

Нар. му­зы­ка (во­каль­ная, ин­стру­мен­таль­ная) близ­ка чеш­ской, поль­ской, не­мец­кой; ха­рак­тер­на диа­то­ни­ка (пре­об­ла­да­ет ма­жор). Рас­про­стра­не­на ан­самб­ле­вая иг­ра, в т. ч. со­про­вож­даю­щая тан­цы; осн. муз. ин­стру­мен­ты: во­лын­ки ти­па мю­зе­та – ко­зёл (боль­шая) и ме­ха­ва (ма­лень­кая), языч­ко­вый ин­стру­мент с двой­ной тро­стью та­ра­ка­ва, скрип­ки хус­ле (обыч­ные и ма­лень­кие). Пер­вые за­пи­си и пуб­ли­ка­ции нар. ме­ло­дий сде­ла­ны в 18 в., в нач. 1840-х гг. в Бу­ди­ши­не из­да­ны пер­вые сб-ки нар. пе­сен. Ос­но­во­по­лож­ник проф. му­зы­ки – К. А. Ко­цор, ор­га­ни­за­тор ре­гу­ляр­но­го фе­сти­ва­ля лу­жицкой нац. му­зы­ки (1845), ав­тор пер­вой нац. опе­ры «Якуб и Ка­та» (1861). Сре­ди др. ком­по­зи­то­ров 20в.– Б. Кравц, К. Кар­нав­ка, Ю. Ви­нар, Я. Ра­уп, Я. Бу­ланк, Х. На­гель. В 1952 ос­но­ван Гос. ан­самбль лу­жиц­кой нар. куль­ту­ры (хор, ор­кестр, тан­це­валь­ная груп­па). В 1862 по ини­циа­ти­ве поэ­та Я. Чес­лы в Бу­ди­ши­не со­стоя­лось пер­вое те­ат­раль­ное пред­став­ле­ние, пос­ле че­го лю­би­тель­ский те­атр по­лу­чил боль­шое рас­про­стра­не­ние (в го­ды фа­шист­ской дик­та­ту­ры был за­пре­щён, пос­ле 1945 вновь рас­про­стра­нил­ся). В 1948 в Будиши­не был от­крыт пе­ре­движ­ной те­атр «Сор­би­ше фолькс­бю­не», ко­то­рый в 1963 слил­ся с нем. гос. те­ат­ром, об­ра­зо­вав «Дойч-сор­би­шес фолькс­теа­тер». В 1972 по­став­лен 1-й луж. ба­лет «Кре­стьян­ская ле­ген­да, или Де­вуш­ка Ган­ка» Д. Нов­ки. По­лу­чи­ли из­вест­ность луж. дра­ма­тур­ги Ю. Бре­зан, Ю. Вье­ла-Кубщ­чан, Я. Кра­ян, М. Ку­ба­шец.

Лит.: Гиль­фер­динг А. На­род­ное воз­рож­де­ние сер­бов-лу­жи­чан в Сак­со­нии // Гиль­фер­динг А. Собр. соч. СПб., 1868. Т. 2; Се­ми­ря­га М. И. Лу­жи­ча­не. М.; Л., 1955; Raupp J. Sorbische Musik: Ein Abriss in Wort und Bild. Bautzen, 1966; Stawizny serbow. Budyšin, 1977–1979. 4 bd.; Шол­та Я. О спе­ци­фи­ке на­цио­наль­но­го раз­ви­тия лу­жиц­ких сер­бов // Фор­ми­ро­ва­ние на­ций в Цент­раль­ной и Юго-Во­сточ­ной Ев­ро­пе. М., 1981; Sorbische Volks­trachten. Bautzen, 1984–1991. 10 bd.; Die Sorben in Deutschland: sieben Kapitel Kultur­geschichte. Bautzen, 1993; Cygański M., Les­zc­zyński R. Zarys dziejów narodowościowych Łużyczan. Opole, 1995–1997. 2 т.; Лап­те­ва Л. П. Рус­ско-сер­бо­лу­жиц­кие на­уч­ные и куль­тур­ные свя­зи с на­ча­ла XIX в. до Пер­вой ми­ро­вой вой­ны. 2-е изд. М., 2000; Шев­чен­ко К. В. Лу­жиц­кий воп­рос и Че­хо­сло­ва­кия 1945–1948. М., 2004.

  • ЛУЖИЧА́НЕ лужицкие сербы, сорбы, венды, зап.-славянский народ на юго-востоке Германии (2011)
Вернуться к началу