УЙЛЬТА́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УЙЛЬТА́ (самоназвание; айнское – ороко, орокхо; нивхское – оронгта, ульта; устар. рус. – ороки), тунгусо-маньчжурский народ в России (гл. обр. на о. Сахалин). Численность 0,3 тыс. чел. (2010, перепись). Делятся на сев. (гл. обр. Ногликский р-н) и юж. (в осн. г. Поронайск и о. Южный в устье р. Поронай). Говорят в осн. по-русски, 47 чел. сохраняют орокский язык. Верующие – православные. Включены в Список коренных малочисленных народов РФ.
По переписи 1897, насчитывали 0,7 тыс. чел. Жили в центр. части Сахалина (Восточно-Сахалинские горы и долина р. Поронай). Часть сев. У. в сер. 19 в. переселилась на Нижний Амур. Традиц. культура типична для народов рос. Дальнего Востока (см. в разделе Народы и языки в томе «Россия»). Сев. У. занимались оленеводством тунгусского типа (на оленях ездили верхом, распространены были также нарты оксо, близкие к алдано-амурскому варианту), зимой – таёжной охотой, летом – рыболовством и мор. охотой на вост. побережье. Жили зимой в конич. чумах (каундау), летом – в двускатных, крытых корой шалашах (каура). Одежда – короткие штаны (пэру) с ноговицами (гару) и правозапашной халат вост.-азиат. типа (покто), у женщин – с обильной вышивкой и подвесками (ачикта) по подолу; в прошлом делали халаты из рыбьей кожи (вэлтэли, уттэури). Имелось 13 родов, 8 из которых составляли пары «больших» (даи) и «малых» (нути) родов: Даи Баяуса – Нути Баяуса, Даи Ториса – Нути Ториса, Даи Сюкту – Нути Сюкту, Даи Намисса – Нути Намисса; некоторые находились в родстве с амурскими ульчи. Роды образовывали союзы по брачному обмену (доха), часть из них – с нивхами. Существовали промысловые культы (морского Хозяина Тэума, нерпы), устраивали медвежий праздник дальневосточного типа (хураччи). Шаманские ритуалы близки к ульчским.
Юж. У. после рус.-япон. войны 1904–1905 оказались под властью Японии и подверглись сильной японизации; имели мало оленей, занимались в осн. рыболовством и мор. промыслами, нанимались в япон. промысловые компании. В 1926 б. ч. их была переселена в новые посёлки на о. Отасу в устье р. Поронай (ныне о. Северный). После 1945 многие юж. У. были репрессированы, часть переселилась на о. Хоккайдо.
Устное творчество. Распространены мифы о происхождении Земли, звёзд, о духах-хозяевах природы (медведь, касатка, красные волки и др.); известен миф о сожительстве женщины и медведя, в результате которого возникли У. Сохранились предания о войнах между родами, между У. и айнами. Виды повествоват. фольклора: волшебные сказки (нимнга / нингма / нимга; здесь и далее – фонетич. варианты терминов); бытовые сказки и сказки о животных (сахури); предания, легенды, бытовые рассказы (тэлунгу / тэлунгэ; часто исполняются нараспев); распространены загадки (ган-ган гайаво / гайаво). Атрибуты медвежьего праздника (сведений о нём сохранилось мало): идиофон в виде выдолбленного бревна (на нём играли женщины), праздничные женские халат и передник (нэлу / нолу) с шумящими подвесками, мужской танец (хэдэ / хэдэкку). Шаманские инструменты: бубен амурского типа (дали) с колотушкой (гисипу); пояс (япка / якпа) с металлич. подвесками (конгокто); женщина-шаман могла использовать вместо бубна пару погремушек из рыбьей или оленьей кожи (ёдопун / ёдопу / ёдапу). Шаманская пляска известна под назв. мэври / мэури и хэлэри / хэрэли. Пение (яя) имеет определённую жанровую функцию: пение шамана; поющиеся вставки в повествоват. жанрах; некоторые виды песен, напр. лирич. импровизации во время езды на оленях, любовные песни, колыбельные укачивания (бэбэ яя), детские игровые песни (хупи яя); вокализация на асемантич. слоги (хээгэ). Муз. инструменты и инструментальная музыка в целом определяются понятием тэккэрэ; так же называют инструменты – струнный смычковый и духовой язычковый с игровыми отверстиями. Среди др. инструментов: варганы – дуговой металлич. (мухан’е), пластинчатый деревянный (кунга); свистки из тальника и кости (коё); вихревой идиофон (хэрелку).