Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УЙЛЬТА́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 729-730

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Сыченко (устное творчество)

УЙЛЬТА́ (са­мо­на­зва­ние; айн­ское – оро­ко, орок­хо; нивхское – оронг­та, уль­та; ус­тар. рус. – оро­ки), тун­гу­со-мань­чжур­ский на­род в Рос­сии (гл. обр. на о. Са­ха­лин). Чис­лен­ность 0,3 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись). Де­лят­ся на сев. (гл. обр. Ног­лик­ский р-н) и юж. (в осн. г. По­ро­найск и о. Юж­ный в устье р. По­ро­най). Го­во­рят в осн. по-рус­ски, 47 чел. со­хра­ня­ют орок­ский язык. Ве­рую­щие – пра­во­слав­ные. Вклю­че­ны в Спи­сок ко­рен­ных ма­ло­чис­лен­ных на­ро­дов РФ.

Женщина уйльта.

По пе­ре­пи­си 1897, на­счи­ты­ва­ли 0,7 тыс. чел. Жи­ли в центр. час­ти Са­ха­ли­на (Вос­точ­но-Са­ха­лин­ские го­ры и до­ли­на р. По­ро­най). Часть сев. У. в сер. 19 в. пе­ре­се­ли­лась на Ниж­ний Амур. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов рос. Даль­не­го Вос­то­ка (см. в раз­де­ле На­ро­ды и язы­ки в то­ме «Рос­сия»). Сев. У. за­ни­ма­лись оле­не­вод­ст­вом тун­гус­ско­го ти­па (на оле­нях ез­ди­ли вер­хом, рас­про­стра­не­ны бы­ли так­же нар­ты ок­со, близ­кие к ал­да­но-амур­ско­му ва­ри­ан­ту), зи­мой – та­ёж­ной охо­той, ле­том – ры­бо­лов­ст­вом и мор. охо­той на вост. по­бе­ре­жье. Жи­ли зи­мой в ко­нич. чу­мах (ка­ун­дау), ле­том – в дву­скат­ных, кры­тых ко­рой ша­ла­шах (кау­ра). Оде­ж­да – ко­рот­кие шта­ны (пэ­ру) с но­го­ви­ца­ми (га­ру) и пра­во­за­паш­ной ха­лат вост.-ази­ат. ти­па (по­к­то), у жен­щин – с обиль­ной вы­шив­кой и под­вес­ка­ми (ачик­та) по по­до­лу; в про­шлом де­ла­ли ха­ла­ты из рыбь­ей ко­жи (вэл­тэ­ли, ут­тэу­ри). Име­лось 13 ро­дов, 8 из ко­то­рых со­став­ля­ли па­ры «боль­ших» (даи) и «ма­лых» (ну­ти) ро­дов: Даи Бая­у­са – Ну­ти Бая­у­са, Даи То­ри­са – Ну­ти То­ри­са, Даи Сюк­ту – Ну­ти Сюк­ту, Даи На­мис­са – Ну­ти На­мис­са; не­ко­то­рые на­хо­ди­лись в род­ст­ве с амур­ски­ми уль­чи. Ро­ды об­ра­зо­вы­ва­ли сою­зы по брач­но­му об­ме­ну (до­ха), часть из них – с нив­ха­ми. Су­ще­ст­во­ва­ли про­мы­сло­вые куль­ты (мор­ско­го Хо­зяи­на Тэ­у­ма, нер­пы), уст­раи­ва­ли мед­ве­жий празд­ник даль­не­во­сточ­но­го ти­па (ху­рач­чи). Ша­ман­ские ри­туа­лы близ­ки к ульч­ским.

Юж. У. по­сле рус.-япон. вой­ны 1904–1905 ока­за­лись под вла­стью Япо­нии и под­верг­лись силь­ной япо­ни­за­ции; име­ли ма­ло оле­ней, за­ни­ма­лись в осн. ры­бо­лов­ст­вом и мор. про­мыс­ла­ми, на­ни­ма­лись в япон. про­мы­сло­вые ком­па­нии. В 1926 б. ч. их бы­ла пе­ре­се­ле­на в но­вые по­сёл­ки на о. Ота­су в устье р. По­ро­най (ны­не о. Се­вер­ный). По­сле 1945 мно­гие юж. У. бы­ли ре­прес­си­ро­ва­ны, часть пе­ре­се­ли­лась на о. Хок­кай­до.

Уст­ное твор­че­ст­во. Рас­про­стра­не­ны ми­фы о про­ис­хо­ж­де­нии Зем­ли, звёзд, о ду­хах-хо­зяе­вах при­ро­ды (мед­ведь, ка­сат­ка, крас­ные вол­ки и др.); из­вес­тен миф о со­жи­тель­ст­ве жен­щи­ны и мед­ведя, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го воз­ник­ли У. Со­хра­ни­лись пре­да­ния о вой­нах ме­ж­ду ро­да­ми, ме­ж­ду У. и ай­на­ми. Ви­ды по­ве­ст­во­ват. фольк­ло­ра: вол­шеб­ные сказ­ки (нимн­га / нин­гма / ним­га; здесь и да­лее – фо­не­тич. ва­ри­ан­ты тер­ми­нов); бы­то­вые сказ­ки и сказ­ки о жи­вот­ных (са­ху­ри); пре­да­ния, ле­ген­ды, бы­то­вые рас­ска­зы (тэ­лун­гу / тэ­лун­гэ; час­то ис­пол­ня­ют­ся на­рас­пев); рас­про­стра­не­ны за­гад­ки (ган-ган гай­а­во / гай­а­во). Ат­ри­бу­ты мед­вежь­е­го празд­ни­ка (све­де­ний о нём со­хра­ни­лось ма­ло): идио­фон в ви­де вы­долб­лен­но­го брев­на (на нём иг­ра­ли жен­щи­ны), празд­нич­ные жен­ские ха­лат и пе­ред­ник (нэ­лу / но­лу) с шу­мя­щи­ми под­вес­ка­ми, муж­ской та­нец (хэ­дэ / хэ­дэк­ку). Ша­ман­ские ин­ст­ру­мен­ты: бу­бен амур­ско­го ти­па (да­ли) с ко­ло­туш­кой (ги­си­пу); по­яс (яп­ка / як­па) с ме­тал­лич. под­вес­ка­ми (кон­гок­то); жен­щи­на-ша­ман мог­ла ис­поль­зо­вать вме­сто буб­на па­ру по­гре­му­шек из рыбь­ей или олень­ей ко­жи (ёдо­пун / ёдо­пу / ёда­пу). Ша­ман­ская пля­ска из­вест­на под назв. мэв­ри / мэу­ри и хэ­лэ­ри / хэ­рэ­ли. Пе­ние (яя) име­ет оп­ре­де­лён­ную жан­ро­вую функ­цию: пе­ние ша­ма­на; по­ющие­ся встав­ки в по­ве­ст­во­ват. жан­рах; не­ко­то­рые ви­ды пе­сен, напр. ли­рич. им­про­ви­за­ции во вре­мя ез­ды на оле­нях, лю­бов­ные пес­ни, ко­лы­бель­ные ука­чи­вания (бэ­бэ яя), дет­ские иг­ро­вые пес­ни (ху­пи яя); во­ка­ли­за­ция на асе­ман­тич. сло­ги (хэ­эгэ). Муз. ин­ст­ру­мен­ты и ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка в це­лом оп­ре­де­ля­ют­ся по­ня­ти­ем тэк­кэ­рэ; так же на­зы­ва­ют ин­ст­ру­мен­ты – струн­ный смыч­ко­вый и ду­хо­вой языч­ко­вый с иг­ро­вы­ми от­вер­стия­ми. Сре­ди др. ин­ст­ру­мен­тов: вар­га­ны – ду­го­вой ме­тал­лич. (мухан’е), пла­стин­ча­тый де­ре­вян­ный (кун­га); сви­ст­ки из таль­ни­ка и кос­ти (коё); вих­ре­вой идио­фон (хэ­рел­ку).

Лит.: Ро­он Т. П. Уй­ль­та Са­ха­ли­на: Ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­ское ис­сле­до­ва­ние тра­ди­ци­он­но­го хо­зяй­ст­ва и ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры XVIII – се­ре­ди­ны XX вв. Юж­но-Са­ха­линск, 1996; Шей­кин Ю. И. Му­зы­каль­ная куль­ту­ра на­ро­дов Се­вер­ной Азии. Якутск, 1996; он же. Ис­то­рия му­зы­каль­ной куль­ту­ры на­ро­дов Си­би­ри. М., 2002; Мам­че­ва Н. А. Об­ря­до­вые му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты або­ри­ге­нов Са­ха­ли­на. Юж­но-Са­ха­линск, 2003; она же. Му­зы­ка уй­ль­та (оро­ков) // Куль­тур­ное на­сле­дие на­ро­дов Даль­не­го Вос­то­ка Рос­сии. Са­ха­лин­ская об­ласть. Уй­ль­та. Эвен­ки. Юж­но-Са­ха­линск, 2009.

Вернуться к началу