Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

У́ЛЬЧИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 19

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Ульчи. Шаман.

У́ЛЬЧИ (са­мо­на­зва­ния – на­ни, уль­ча; ус­тар. – ги­ля­ки, ман­гу­ны), тун­гу­со-маньч. на­род на Даль­нем Вос­то­ке Рос­сии (ни­зо­вья Аму­ра). Чис­лен­ность 2,8 тыс. чел., из них 2,6 тыс. чел. в Ха­ба­ров­ском крае, в т. ч. св. 2 тыс. чел. в Ульч­ском р-не (2010, пе­ре­пись). Го­во­рят в осн. по-рус­ски, св. 150 чел. со­хра­ня­ют ульч­ский язык. Вклю­че­ны в Пе­ре­чень ко­рен­ных ма­ло­чис­лен­ных на­ро­дов РФ.

Тра­ди­ци­он­но жи­ли на Аму­ре, ме­ж­ду сё­ла­ми Ух­та на се­ве­ре и Ади и Куль­гу на юге, и на озё­рах Ду­ди, Удыль, Ки­зи. В со­ста­ве У. бы­ли ро­ды нивх­ско­го, на­най­ско­го, уй­ль­та, ороч­ско­го, не­ги­даль­ско­го, эвен­кий­ско­го и айн­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Даль­не­го Вос­то­ка (см. раз­дел На­ро­ды и язы­ки в то­ме «Рос­сия»). За­ни­ма­лись в осн. ры­бо­лов­ст­вом, мор. и та­ёж­ной охо­той. Ле­том пе­ре­дви­га­лись в до­ща­тых плос­ко­дон­ках (угда), долб­лё­ных (утон­го) и бе­ре­стя­ных кар­кас­ных (дяи) лод­ках, зи­мой – на нар­тах амур­ско­го ти­па, за­пря­жён­ных со­ба­ка­ми. Зи­мой жи­ли в кар­кас­ных бре­вен­ча­тых до­мах (ха­гду) с ка­ном. Оде­ж­да – пра­во­за­паш­ной ха­лат вост.-ази­ат. ти­па (тка­не­вый – пок­то, кап­чу­ма, лэ­бэ­ли, из рыбь­ей ко­жи муж­ской – хэ­тэ, жен­ский – ар­ми); празд­нич­ные ха­ла­ты обиль­но ук­ра­ша­лись ап­пли­ка­ци­ей (ор­на­мент аму­ро-са­ха­лин­ско­го ти­па). Де­ли­лись на пат­ри­ли­ней­ные ро­ды. Ве­ри­ли в вер­хов­но­го не­бес­но­го бо­га Ба-эн­ду­ри, ду­хов-хо­зя­ев верх­не­го ми­ра (бак­та) Ха­дау (Ун­дё), зем­ли (мун-на) На-эде­ни, вод­но­го ми­ра (Тэ­му-эде­ни) и др., бы­ли рас­про­стра­не­ны мед­ве­жий празд­ник даль­не­во­сточ­но­го ти­па, близ­неч­ный культ (адау), прак­ти­ко­ва­ли ша­ма­ны (хой­ра­ка­чи, су­ил­мэ-са­ма, ка­са­ты); ша­ман­ски­ми ат­ри­бу­та­ми бы­ли спец. кос­тюм, бу­бен, столб (да­ру), с по­мо­щью ко­то­ро­го ша­ман по­па­дал в верх­ний и ниж­ний ми­ры. Фольк­лор вклю­ча­ет ми­фы (о пер­во­пред­ках Кон­до­ли­ку и Ад­жуа и их сы­не – куль­тур­ном ге­рое Ха­дау, из­ба­вив­шем зем­лю от лиш­них солнц – см. Со­ляр­ные куль­ты и др.), ро­до­вые пре­да­ния (тэ­лун­гу), ге­ро­ич. эпос (о бо­га­ты­рях – ба­ту­ри, мэр­гэн), сказ­ки (нин­ма), пес­ни (яя) и др.

Лит.: Зо­ло­та­рев А. М. Ро­до­вой строй и ре­ли­гия уль­чей. Ха­ба­ровск, 1939; Смо­ляк А. В. Уль­чи. М., 1966; она же. Тра­ди­ци­он­ное хо­зяй­ст­во и ма­те­ри­аль­ная куль­ту­ра на­ро­дов Ниж­не­го Аму­ра и Са­ха­ли­на: Эт­но­ге­не­ти­че­ский ас­пект. М., 1984; Ис­то­рия и куль­ту­ра уль­чей в XVII–XX вв.: Ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­ские очер­ки. СПб., 1994.

Вернуться к началу