Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕ́РБЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 67-68

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СЕ́РБЫ (са­мо­на­зва­ние – срби), 1) на­се­ление Сер­бии. 2) Юж­но­сла­вян­ский на­род, осн. на­се­ле­ние Сер­бии. Чис­лен­ность 6,1 млн. чел., из них 69,5 тыс. чел. жи­вут в Ко­со­во и Ме­то­хии (в т. ч. 43,9 тыс. чел. – в Сев. Ко­со­во). Со­став­ля­ют вто­рую по чис­лен­но­сти эт­нич. груп­пу в Бос­нии и Гер­це­го­ви­не (1,5 млн. чел. – 1996, дан­ные Управ­ле­ния Вер­хов­но­го ко­мис­са­ра ООН по де­лам бе­жен­цев; в осн. на вос­то­ке, се­ве­ре и се­ве­ро-за­па­де – в Рес­пуб­ли­ке Серб­ской и Гер­цег­бо­сан­ском кан­то­не Фе­де­ра­ции Бос­нии и Гер­це­го­ви­ны), в Хор­ва­тии (186,6 тыс. чел.; вос­ток Оси­ек­ско-Ба­рань­ской, юг и за­пад Си­сак­ско-Мос­ла­вин­ской, юго-вос­ток Кар­ло­вац­кой, се­вер и вос­ток Лик­ско-Сень­ской, вос­ток За­дар­ской и Ши­бен­ско-Книн­ской жу­па­ний), в Чер­но­го­рии (178,1 тыс. чел.; в осн. на вос­то­ке, се­ве­ре и юго-за­па­де – об­щи­ны Ан­д­рие­ви­ца, се­вер об­щи­ны Плав, юг об­щи­ны Бе­ра­не, Бие­ло-По­ле, Плев­ля, центр. рай­оны об­щи­ны Жаб­ляк, вост. и зап. рай­оны об­щи­ны Шав­ник, об­щи­на Плу­жи­не, се­ве­ро-за­пад об­щи­ны Ник­шич, се­вер и юг об­щи­ны Котор и об­щи­на Хер­цег-Но­ви), в Сло­ве­нии (39 тыс. чел.); дан­ные пе­ре­пи­сей 2011, в Сло­ве­нии – 2002. Жи­вут так­же в Ма­ке­до­нии (35,9 тыс. чел. – 2002, пере­пись), Гер­ма­нии (241,4 тыс. чел. – дан­ные Фе­де­раль­ной ста­ти­стич. служ­бы на 2013), США (177 тыс. чел. – оцен­ка Бю­ро пе­ре­пи­си на 2009), Ка­на­де (56,9 тыс. чел. – 2006, пе­ре­пись) и др. Го­во­рят на серб­ско­хор­ват­ском язы­ке. Ве­рую­щие в осн. пра­во­слав­ные.

Упо­ми­на­ют­ся с 7 в. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Юго-Вост. Ев­ро­пы. Осн. за­ня­тия – зем­ле­де­лие (пше­ни­ца, яч­мень, ку­ку­ру­за, лён, ко­но­п­ля, та­бак, ово­щи и фрук­ты; раз­ви­то ви­но­гра­дар­ство, осо­бен­но по ре­кам Ти­мок, Мо­ра­ва, Юж. и Зап. Мо­ра­ва, Ни­ша­ва, в Шу­ма­дии) и жи­вот­но­вод­ст­во. Раз­ви­то узор­ное тка­че­ст­во, про­из-во ки­ли­мов (зна­ме­ни­ты ки­ли­мы г. Пи­рот в Юго-Вост. Сер­бии), вы­шив­ка и зо­лот­ное ши­тьё, резь­ба по де­ре­ву, гон­чар­ст­во.

Тра­диц. по­се­ле­ния в гор­ных об­лас­тях раз­бро­сан­ные, рас­па­даю­щие­ся на квар­та­лы (край), в вост. рав­нин­ных рай­онах – ку­че­вой, в Вое­во­ди­не – улич­ной пла­ни­ров­ки. Жи­ли­ще в Зап. Сер­бии пер­во­на­чаль­но сруб­ное на вы­со­ком фун­да­мен­те (ди­нар­ская брвна­ра), в Вост. Сер­бии – кар­кас­ное (пле­та­ра, чат­ма­ра) с бе­лё­ны­ми сте­на­ми (т. н. мо­рав­ский дом). С 19 в. в свя­зи с вы­руб­кой ле­сов брвна­вы стро­ят­ся ред­ко. В Вое­во­ди­не рас­про­стра­не­но гли­но­бит­ное (т. н. пан­нон­ский дом), в Гер­це­го­ви­не – ка­мен­ное жи­ли­ще. Кры­ша час­то кру­тая, валь­мо­вая; со­ло­мен­ная или из дран­ки, позд­нее из че­ре­пи­цы. Жи­ли­ще (ку­ча, ве­жа) пер­во­на­чаль­но од­но­ка­мер­ное; с 19 в. к ку­че при­страи­ва­ет­ся гор­ни­ца (со­ба, хи­жа, хи­ша). У до­мов пан­нон­ско­го и мо­рав­ско­го ти­па вдоль сте­ны идёт га­ле­рея (трем) с по­лу­круг­лы­ми ар­ка­ми, с ко­то­рой отд. вхо­ды ве­дут в ку­чу и со­бу. Позд­нее ме­ж­ду жи­лы­ми по­ме­ще­ния­ми об­ра­зу­ет­ся при­хо­жая, в зад­ней час­ти ко­то­рой вы­го­ра­жи­ва­ет­ся кух­ня с пе­чью или пли­той. В гор­ной ме­ст­но­сти из­вест­ны двух­этаж­ные до­ма с хо­зяйств. по­ме­ще­ни­ем (из­ба, под, ко­но­ба) в ниж­нем эта­же.

Рис. Е. Н. Федорченко Сербский народный костюм: 1 – Центральная Сербия (Шумадия); 2 – Западная Сербия (Ужице); 3 – Юго-Восточная Сербия (Пирот).

Муж­ская оде­ж­да – ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха (ко­шу­ля, ру­би­на), шта­ны с ши­ро­ким узор­ным тка­ным (тка­ни­ца) или ко­жа­ным (си­ла­ви) поя­сом; для Зап. и Центр. Сер­бии ха­рак­тер­на круг­лая ко­жа­ная ша­поч­ка (шай­ка­ча). Жен­щи­ны но­си­ли ру­ба­ху (ко­шу­ля), юб­ку (сук­ня) и пе­ред­ник (пре­га­ча, ке­це­ля) с поя­сом (тка­ни­ца) с ме­тал­лич. пряж­кой, узор­ную тка­ную или вя­за­ную сум­ку (тор­ба). Для Вое­во­ди­ны ха­рак­тер­ны бе­лые хлоп­ча­то­бу­маж­ные коф­та с пыш­ны­ми ру­ка­ва­ми и юб­ка у жен­щин, ко­рот­кие кле­шёные шта­ны и ру­ба­ха на ко­кет­ке у муж­чин, ук­ра­шен­ные ши­ро­ки­ми кру­жев­ны­ми кай­ма­ми. Жен­ский кос­тюм в Вое­во­ди­не мес­та­ми сбли­жа­ет­ся с цент­раль­но­ев­ро­пей­ским: ши­ро­кая юб­ка на сбор­ках, че­пец (конд­жа). Верх­няя муж­ская и жен­ская оде­ж­да – су­кон­ные без­ру­кав­ка (елек, ечер­ма, джо­ка, фер­мен, зу­бун), курт­ка (гунь) или каф­тан (до­ла­ма, сук­ман), су­кон­ный (ка­ба­ни­ца) или ко­жа­ный (ог­ртач) плащ. Обувь – узор­ные нос­ки и порш­ни (опан­ки) с впле­тён­ной го­лов­кой, в Зап. и Центр. Сер­бии – с очень длин­ным за­гну­тым квер­ху нос­ком (клюн).

Со­хра­ня­ют­ся тра­ди­ции, свя­зан­ные с сель­ской об­щи­ной (об­шти­на), – взаи­мо­по­мо­щь (по­зай­ми­ца, мо­ба и др.), де­ви­чьи по­си­дел­ки (се­дель­ка, се­ло, пре­ло). Бы­ли рас­про­стра­не­ны по­бра­тим­ство и по­се­ст­рим­ст­во, ата­лы­че­ст­во (хра­нен­че­ст­во). В 19 в. со­хра­ня­лись боль­шие се­мьи (за­дру­га, ве­ли­ка ку­ча, скуп­шти­на). Раз­вит культ об­щин­ных свя­щен­ных де­ревь­ев (за­пис, по­тпис, за­ве­ти­на, ми­ро), се­мей­ных и об­щин­ных свя­тых по­кро­ви­те­лей, день па­мя­ти ко­то­рых – один из гл. го­до­вых празд­ни­ков (Сла­ва); на тра­пе­зе осн. роль иг­ра­ют празд­нич­ный хлеб (слав­ски ко­лач) и ку­тья (ко­ли­во). На Ро­ж­де­ст­во (Бо­жич) так­же вы­пе­ка­ют хлеб (бад­няч­ки ко­лач, чес­ни­ца), ук­ра­шен­ный фи­гур­ка­ми из тес­та, зе­лё­ны­ми вет­ка­ми и т. п., ко­то­рый де­лят ме­ж­ду при­сут­ст­вую­щи­ми пе­ред тра­пе­зой; за­пе­ка­ют в оча­ге це­лую сви­нью или ов­цу (пе­че­ни­ца), в оча­ге сжи­га­ют свя­щен­ное де­рев­це или по­ле­но, обыч­но из ду­ба (бад­няк). Рас­про­стра­не­ны свя­точ­ные обы­чаи ря­же­ния, ко­ля­до­ва­ния (ко­ле­да­ри, си­ро­ва­ри), по­лаз­ни­ка (по­ла­жай­ник, по­ла­же­ник, по­ход­ник), хо­ж­де­ния де­тей с вер­те­пом и т. д. Из­вест­ны так­же об­ход­ные об­ря­ды с уча­сти­ем де­ву­шек на Ла­за­ре­ву суб­бо­ту (ла­за­ри­цы), ве­сен­ний Юрь­ев день (краль­и­цы), по слу­чаю вы­зы­ва­ния до­ж­дя (До­до­ла, Пе­пе­ру­да).

Устное творчество. Муз. фольк­лор пред­став­лен пес­ня­ми – эпи­чес­ки­ми, ли­ри­че­ски­ми, тру­до­вы­ми (ча­ба­нов, па­ха­рей, ко­са­рей и др., осо­бен­но мно­го жнив­ных пе­сен), ка­лен­дар­ны­ми (ко­ляд­ки, пес­ни об­ря­да вы­зы­ва­ния до­ж­дя и др.), се­мей­но-об­ря­до­вы­ми; до кон. 20 в. бы­ли рас­про­стра­не­ны пес­ни, со­про­во­ж­даю­щие кол­лек­тив­ные фор­мы до­маш­не­го тру­да (пря­де­ние и др.) и по­си­дел­ки. Во­каль­ная тра­ди­ция пре­им. жен­ская, по сти­ли­сти­ке раз­ли­ча­ют­ся пес­ни сель­ские – ста­рин­ные и но­вые – и го­род­ские. Тра­диц. ви­ды пе­ния: од­но­го­ло­сие; двух­го­ло­сие – по­ли­фо­ни­че­ское с оби­ли­ем се­кун­до­вых со­зву­чий, а так­же бур­дон­ное; встре­ча­ет­ся трёх­го­ло­сие. Муз. ин­ст­ру­мен­та­рий в осн. об­щий с др. юж­но­сла­вян­ски­ми на­ро­да­ми: до по­след­ней тре­ти 20 в. был рас­про­стра­нён смыч­ковый ин­ст­ру­мент гус­ле (см. Гус­ла), бы­ту­ют пря­мые флей­ты (об­щее назв. – сви­ра­ла), вклю­чая пар­ные (сви­ра­ле, двой­ни­це), во­лын­ки (гай­да). Ин­ст­ру­мен­таль­ная тра­ди­ция – муж­ская; ан­самб­ли (на­ря­ду с тра­диц. ин­ст­ру­мен­тами, в них вхо­дят клар­не­ты, тру­бы, скрип­ки, ба­ра­ба­ны) со­про­во­ж­да­ют пес­ни, тан­цы, из ко­то­рых са­мый рас­про­стра­нён­ный – кол­лек­тив­ный та­нец ко­ло. За­пись и изу­че­ние муз. фольк­ло­ра С. ве­дут­ся с сер. 19 в.

Вернуться к началу