СЕ́РБЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕ́РБЫ (самоназвание – срби), 1) население Сербии. 2) Южнославянский народ, осн. население Сербии. Численность 6,1 млн. чел., из них 69,5 тыс. чел. живут в Косово и Метохии (в т. ч. 43,9 тыс. чел. – в Сев. Косово). Составляют вторую по численности этнич. группу в Боснии и Герцеговине (1,5 млн. чел. – 1996, данные Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев; в осн. на востоке, севере и северо-западе – в Республике Сербской и Герцегбосанском кантоне Федерации Боснии и Герцеговины), в Хорватии (186,6 тыс. чел.; восток Осиекско-Бараньской, юг и запад Сисакско-Мославинской, юго-восток Карловацкой, север и восток Ликско-Сеньской, восток Задарской и Шибенско-Книнской жупаний), в Черногории (178,1 тыс. чел.; в осн. на востоке, севере и юго-западе – общины Андриевица, север общины Плав, юг общины Беране, Биело-Поле, Плевля, центр. районы общины Жабляк, вост. и зап. районы общины Шавник, община Плужине, северо-запад общины Никшич, север и юг общины Котор и община Херцег-Нови), в Словении (39 тыс. чел.); данные переписей 2011, в Словении – 2002. Живут также в Македонии (35,9 тыс. чел. – 2002, перепись), Германии (241,4 тыс. чел. – данные Федеральной статистич. службы на 2013), США (177 тыс. чел. – оценка Бюро переписи на 2009), Канаде (56,9 тыс. чел. – 2006, перепись) и др. Говорят на сербскохорватском языке. Верующие в осн. православные.
Упоминаются с 7 в. Традиц. культура типична для народов Юго-Вост. Европы. Осн. занятия – земледелие (пшеница, ячмень, кукуруза, лён, конопля, табак, овощи и фрукты; развито виноградарство, особенно по рекам Тимок, Морава, Юж. и Зап. Морава, Нишава, в Шумадии) и животноводство. Развито узорное ткачество, произ-во килимов (знамениты килимы г. Пирот в Юго-Вост. Сербии), вышивка и золотное шитьё, резьба по дереву, гончарство.
Традиц. поселения в горных областях разбросанные, распадающиеся на кварталы (край), в вост. равнинных районах – кучевой, в Воеводине – уличной планировки. Жилище в Зап. Сербии первоначально срубное на высоком фундаменте (динарская брвнара), в Вост. Сербии – каркасное (плетара, чатмара) с белёными стенами (т. н. моравский дом). С 19 в. в связи с вырубкой лесов брвнавы строятся редко. В Воеводине распространено глинобитное (т. н. паннонский дом), в Герцеговине – каменное жилище. Крыша часто крутая, вальмовая; соломенная или из дранки, позднее из черепицы. Жилище (куча, вежа) первоначально однокамерное; с 19 в. к куче пристраивается горница (соба, хижа, хиша). У домов паннонского и моравского типа вдоль стены идёт галерея (трем) с полукруглыми арками, с которой отд. входы ведут в кучу и собу. Позднее между жилыми помещениями образуется прихожая, в задней части которой выгораживается кухня с печью или плитой. В горной местности известны двухэтажные дома с хозяйств. помещением (изба, под, коноба) в нижнем этаже.
Мужская одежда – туникообразная рубаха (кошуля, рубина), штаны с широким узорным тканым (тканица) или кожаным (силави) поясом; для Зап. и Центр. Сербии характерна круглая кожаная шапочка (шайкача). Женщины носили рубаху (кошуля), юбку (сукня) и передник (прегача, кецеля) с поясом (тканица) с металлич. пряжкой, узорную тканую или вязаную сумку (торба). Для Воеводины характерны белые хлопчатобумажные кофта с пышными рукавами и юбка у женщин, короткие клешёные штаны и рубаха на кокетке у мужчин, украшенные широкими кружевными каймами. Женский костюм в Воеводине местами сближается с центральноевропейским: широкая юбка на сборках, чепец (конджа). Верхняя мужская и женская одежда – суконные безрукавка (елек, ечерма, джока, фермен, зубун), куртка (гунь) или кафтан (долама, сукман), суконный (кабаница) или кожаный (огртач) плащ. Обувь – узорные носки и поршни (опанки) с вплетённой головкой, в Зап. и Центр. Сербии – с очень длинным загнутым кверху носком (клюн).
Сохраняются традиции, связанные с сельской общиной (обштина), – взаимопомощь (позаймица, моба и др.), девичьи посиделки (седелька, село, прело). Были распространены побратимство и посестримство, аталычество (храненчество). В 19 в. сохранялись большие семьи (задруга, велика куча, скупштина). Развит культ общинных священных деревьев (запис, потпис, заветина, миро), семейных и общинных святых покровителей, день памяти которых – один из гл. годовых праздников (Слава); на трапезе осн. роль играют праздничный хлеб (славски колач) и кутья (коливо). На Рождество (Божич) также выпекают хлеб (баднячки колач, чесница), украшенный фигурками из теста, зелёными ветками и т. п., который делят между присутствующими перед трапезой; запекают в очаге целую свинью или овцу (печеница), в очаге сжигают священное деревце или полено, обычно из дуба (бадняк). Распространены святочные обычаи ряжения, колядования (коледари, сировари), полазника (полажайник, полаженик, походник), хождения детей с вертепом и т. д. Известны также обходные обряды с участием девушек на Лазареву субботу (лазарицы), весенний Юрьев день (кральицы), по случаю вызывания дождя (Додола, Пеперуда).
Устное творчество. Муз. фольклор представлен песнями – эпическими, лирическими, трудовыми (чабанов, пахарей, косарей и др., особенно много жнивных песен), календарными (колядки, песни обряда вызывания дождя и др.), семейно-обрядовыми; до кон. 20 в. были распространены песни, сопровождающие коллективные формы домашнего труда (прядение и др.) и посиделки. Вокальная традиция преим. женская, по стилистике различаются песни сельские – старинные и новые – и городские. Традиц. виды пения: одноголосие; двухголосие – полифоническое с обилием секундовых созвучий, а также бурдонное; встречается трёхголосие. Муз. инструментарий в осн. общий с др. южнославянскими народами: до последней трети 20 в. был распространён смычковый инструмент гусле (см. Гусла), бытуют прямые флейты (общее назв. – свирала), включая парные (свирале, двойнице), волынки (гайда). Инструментальная традиция – мужская; ансамбли (наряду с традиц. инструментами, в них входят кларнеты, трубы, скрипки, барабаны) сопровождают песни, танцы, из которых самый распространённый – коллективный танец коло. Запись и изучение муз. фольклора С. ведутся с сер. 19 в.