РУА́НДА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РУА́НДА (самоназвание – banyarwanda), народ группы банту, основное население Руанды. Численность св. 11,5 млн. чел., из них 10,1 млн. составляют хуту, 1,2 млн. – тутси и св. 0,2 тыс. – пигмеи-тва (2014, оценка). Живут также на востоке Демократич. Республики Конго (ДРК; 2–3 млн. чел.), в Танзании (470 тыс. чел.), Уганде (314,6 тыс. чел. – 2002, перепись), Бурунди (140 тыс. чел., из них 110 тыс. тва) и др. Язык руанда. Распространены также франц., англ. языки и суахили. В осн. христиане (католики и протестанты: англикане, пятидесятники, адвентисты седьмого дня и др.); есть также мусульмане-сунниты.
Традиц. культура типична для Межозерья в Вост. Африке. По происхождению и языку близки к рунди. Этнич. общность Р. складывалась с 15 в. в рамках раннеполитич. образования Руанда, в котором аристократич. верхушку составляли скотоводы-тутси (от 9 до 14% Р.), им подчинялись земледельцы-хуту и охотники-тва. Браки между этими этносоциальными группами исключались, хотя тутси брали себе из среды хуту вторых и последующих жён. Основа традиц. социальной организации – большесемейные общины (инцу) и патрилинейные кланы. Распространены полигиния, левират, брачный выкуп или отработка за невесту, обычаи подшучивания. Традиц. одежда у мужчин из козьей, у женщин – из коровьей кожи, у знатных тутси из материала типа тапы из луба фикусовых (мбугу) или из тканей, покупаемых у арабов Вост. побережья. Мужчины хуту и замужние женщины тутси и хуту брили голову наголо, мужчины тутси и девушки носили сложные причёски (амасунзу) – выбривали голову, оставляя фигурные гребни. Сохраняются вера в души людей и животных (имана), духов предков и природы (абазиму), культ духов предков правителя-мвами, культурного героя Рьянгомбе и женского предка Ньябииньи. Возобновляется традиция праздника урожая Умуганура. Распространены мифы, легенды, историч. предания и поговорки (имугани), династич. поэзия (игисиго), из танцев – женский умушагириро, мужской воинский инторе, из муз. инструментов – барабан (ингома); барабанщики занимали высокое положение при дворе правителей-мвами. Внутр. стены домов расписывают геометрич. мотивами и аппликациями (имигонго).
В колониальный период и после получения независимости Руанды социальная структура Р. претерпела изменения. Обедневшие и лишившиеся своих стад тутси переходили к земледелию, утрачивали привилегиров. положение. Хуту, занятые в произ-ве экспортных культур, стали участвовать в торговле, пополнили ряды чиновничества. Конфликты между тутси и хуту 1950–90-х гг. вызвали массовую эмиграцию Р. в соседние страны. В 1994 Руанду покинули св. 2 млн. чел., в осн. хуту (так, 28–29.4.1994 ок. 250 тыс. чел. бежали по мосту через р. Кагера в Танзанию). К 1996 в Заире насчитывалось св. 1 млн. беженцев-Р. (гл. обр. в районе оз. Киву), в Танзании – 0,6 млн., в Бурунди – 150 тыс. Лагеря беженцев стали причиной тяжёлых гуманитарных и воен.-политич. проблем. Лагеря хуту на востоке Заира стали опорой для боевиков хуту (интерахамве), столкновения между которыми и ранее проживавшими здесь Р. (баньямуленге, гл. обр. тутси), поддержанными руандийским правительством, вызвали 1-ю конголезскую войну (1996–97), приведшую к массовым жертвам среди беженцев хуту; из них ок. 600 тыс. чел. бежало обратно в Руанду. Кроме того, в Руанду переселилось ок. 150 тыс. тутси, живших в Заире с 1959. В кон. 1996 ликвидацию лагерей и насильств. переселение беженцев (ок. 500 тыс. чел.) в Руанду предприняли правительства Бурунди и Танзании. Боевики Р., как хуту, так и тутси, продолжают действовать на востоке ДРК. Совр. политика Руанды основана на представлении о нац. единстве Р. и направлена на преодоление традиц. этносословного разделения.