Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РУА́НДА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 728

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Э. С. Львова, В. А. Попов

РУА́НДА (са­мо­на­зва­ние – banyarwanda), на­род груп­пы бан­ту, ос­нов­ное на­се­ле­ние Ру­ан­ды. Чис­лен­ность св. 11,5 млн. чел., из них 10,1 млн. со­став­ля­ют ху­ту, 1,2 млн. – тут­си и св. 0,2 тыс. – пиг­меи-тва (2014, оцен­ка). Жи­вут так­же на вос­то­ке Де­мо­кра­тич. Рес­пуб­ли­ки Кон­го (ДРК; 2–3 млн. чел.), в Тан­за­нии (470 тыс. чел.), Уган­де (314,6 тыс. чел. – 2002, пе­ре­пись), Бу­рун­ди (140 тыс. чел., из них 110 тыс. тва) и др. Язык ру­ан­да. Рас­про­стра­не­ны так­же франц., англ. язы­ки и суа­хи­ли. В осн. хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты: анг­ли­ка­не, пя­ти­де­сят­ни­ки, ад­вен­ти­сты седь­мо­го дня и др.); есть так­же му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Архив Michael Pesek Тутси. Молодой человек с причёской амасунзу. Фото Я. Чекановского (1911).

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для Ме­ж­озе­рья в Вост. Аф­ри­ке. По про­ис­хо­ж­де­нию и язы­ку близ­ки к рун­ди. Эт­нич. общ­ность Р. скла­ды­ва­лась с 15 в. в рам­ках ран­не­по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ния Ру­ан­да, в ко­то­ром ари­сто­кра­тич. вер­хуш­ку со­став­ля­ли ско­то­во­ды-тут­си (от 9 до 14% Р.), им под­чи­ня­лись зем­ле­дель­цы-ху­ту и охот­ни­ки-тва. Бра­ки ме­ж­ду эти­ми эт­но­со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми ис­клю­ча­лись, хо­тя тут­си бра­ли се­бе из сре­ды ху­ту вто­рых и по­сле­дую­щих жён. Ос­но­ва тра­диц. со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции – боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны (ин­цу) и пат­ри­ли­ней­ные кла­ны. Рас­про­стра­не­ны по­ли­ги­ния, ле­ви­рат, брач­ный вы­куп или от­ра­бот­ка за не­вес­ту, обы­чаи под­шу­чи­ва­ния. Тра­диц. оде­ж­да у муж­чин из козь­ей, у жен­щин – из ко­ровь­ей ко­жи, у знат­ных тут­си из ма­те­риа­ла ти­па та­пы из лу­ба фи­ку­со­вых (мбу­гу) или из тка­ней, по­ку­пае­мых у ара­бов Вост. по­бе­ре­жья. Муж­чи­ны ху­ту и за­муж­ние жен­щи­ны тут­си и ху­ту бри­ли го­ло­ву на­го­ло, муж­чи­ны тут­си и де­вуш­ки но­си­ли слож­ные при­чёс­ки (ама­сун­зу) – вы­бри­ва­ли го­лову, ос­тав­ляя фи­гур­ные греб­ни. Со­хра­ня­ют­ся ве­ра в ду­ши лю­дей и жи­вот­ных (има­на), ду­хов пред­ков и при­ро­ды (аба­зи­му), культ ду­хов пред­ков пра­вите­ля-мва­ми, куль­тур­но­го ге­роя Рьян­гом­бе и жен­ско­го пред­ка Нья­би­и­ньи. Во­зоб­нов­ля­ет­ся тра­ди­ция празд­ни­ка уро­жая Уму­га­ну­ра. Рас­про­стра­не­ны ми­фы, ле­ген­ды, ис­то­рич. пре­да­ния и по­го­вор­ки (иму­га­ни), ди­на­стич. по­эзия (иги­си­го), из тан­цев – жен­ский уму­ша­ги­ри­ро, муж­ской во­ин­ский ин­то­ре, из муз. ин­ст­ру­мен­тов – ба­ра­бан (ин­го­ма); ба­ра­бан­щи­ки за­ни­ма­ли вы­со­кое по­ло­же­ние при дво­ре пра­ви­те­лей-мва­ми. Внутр. сте­ны до­мов рас­пи­сы­ва­ют гео­мет­рич. мо­ти­ва­ми и ап­пли­ка­ция­ми (ими­гон­го).

В ко­ло­ни­аль­ный пе­ри­од и по­сле по­лу­че­ния не­за­ви­си­мо­сти Ру­ан­ды со­ци­аль­ная струк­ту­ра Р. пре­тер­пе­ла из­ме­не­ния. Обед­нев­шие и ли­шив­шие­ся сво­их стад тут­си пе­ре­хо­ди­ли к зем­ле­де­лию, ут­ра­чи­ва­ли при­ви­ле­ги­ров. по­ло­же­ние. Ху­ту, за­ня­тые в про­из-ве экс­порт­ных куль­тур, ста­ли уча­ст­во­вать в тор­гов­ле, по­пол­ни­ли ря­ды чи­нов­ни­че­ст­ва. Кон­флик­ты ме­ж­ду тут­си и ху­ту 1950–90-х гг. вы­зва­ли мас­со­вую эмиг­ра­цию Р. в со­сед­ние стра­ны. В 1994 Ру­ан­ду по­ки­ну­ли св. 2 млн. чел., в осн. ху­ту (так, 28–29.4.1994 ок. 250 тыс. чел. бе­жа­ли по мос­ту че­рез р. Ка­ге­ра в Тан­за­нию). К 1996 в Заи­ре на­счи­ты­ва­лось св. 1 млн. бе­жен­цев-Р. (гл. обр. в рай­оне оз. Ки­ву), в Тан­за­нии – 0,6 млн., в Бу­рун­ди – 150 тыс. Ла­ге­ря бе­жен­цев ста­ли при­чи­ной тя­жё­лых гу­ма­ни­тар­ных и во­ен.-по­ли­тич. про­блем. Ла­ге­ря ху­ту на вос­то­ке Заи­ра ста­ли опо­рой для бое­ви­ков ху­ту (ин­те­ра­хам­ве), столк­но­ве­ния ме­ж­ду ко­то­ры­ми и ра­нее про­жи­вав­ши­ми здесь Р. (бань­я­му­лен­ге, гл. обр. тут­си), под­дер­жан­ны­ми ру­ан­дий­ским пра­ви­тель­ст­вом, вы­зва­ли 1-ю кон­го­лез­скую вой­ну (1996–97), при­вед­шую к мас­со­вым жерт­вам сре­ди бе­жен­цев ху­ту; из них ок. 600 тыс. чел. бе­жа­ло об­рат­но в Ру­ан­ду. Кро­ме то­го, в Ру­ан­ду пе­ре­се­ли­лось ок. 150 тыс. тут­си, жив­ших в За­и­ре с 1959. В кон. 1996 ли­к­ви­да­цию лаге­рей и на­сильств. пе­ре­се­ле­ние бе­жен­цев (ок. 500 тыс. чел.) в Ру­ан­ду пред­при­ня­ли пра­ви­тель­ст­ва Бу­рун­ди и Тан­за­нии. Бое­ви­ки Р., как ху­ту, так и тут­си, про­дол­жа­ют дей­ст­во­вать на вос­то­ке ДРК. Совр. по­ли­ти­ка Ру­ан­ды ос­но­ва­на на пред­став­ле­нии о нац. един­ст­ве Р. и на­прав­ле­на на пре­одо­ле­ние тра­диц. эт­но­со­слов­но­го раз­де­ле­ния.

Лит.: Newbury C. The cohesion of oppression: clientship and ethnicity in Rwanda, 1860–1960. N. Y., 1988; Nyankanzi E. L. Genocide: Rwanda and Burundi. Rochester, 1998; Twagilima­na A. Hutu and Tutsi. N. Y., 1998; Berkeley B. The graves are not yet full: Race, tribe, and power in the heart of Africa. N. Y., 2001; Vansina J. Antecedents to modern Rwanda: The Nyiginya kingdom. Madison, 2004; Dallaire R. Shake hands with the devil: The failure of humanity in Rwanda. Camb. (Mass.), 2005; Sebasoni S. M. Le Rwanda: Reconstruire une nation. Kigali, 2007; Adekunle J. O. Culture and customs of Rwanda. Westport, 2007.

Вернуться к началу