Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИГМЕ́И

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 171

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов
Пигмеи бака. Фото Corinne Staley

ПИГМЕ́И (греч. Πυγμαοι – лю­ди ве­ли­чи­ной с ку­лак) (нег­рил­ли), на­ро­ды, от­но­ся­щие­ся к цен­траль­но­аф­ри­кан­ской ра­се. Жи­вут в зо­не тро­пич. ле­сов Эк­ва­тори­аль­ной и Вост. Аф­ри­ки. Из­вест­ны под на­зва­ния­ми: тва (бат­ва, абат­ва) – в Ме­жо­зе­рье и Де­мо­кра­тич. Рес­пуб­ли­ке Кон­го (ДРК) (тер­мин «тва» ино­гда при­ме­ня­ет­ся по от­но­ше­нию к охот­ничь­им груп­пам Юж. Аф­ри­ки – Юж. Ан­го­лы, На­ми­бии, Зам­бии, ЮАР, в т. ч. к сан); ква/чва (ДРК), мбу­ти / бам­бу­ти (се­ве­ро-вос­ток ДРК), бин­га / ба­бин­га, мбен­га / бам­бен­га (за­пад Эк­ва­то­ри­аль­ной Аф­ри­ки). Раз­де­ля­ют­ся на вост. и зап. П. К вос­точ­ным П. от­но­сят­ся: тва Ме­ж­о­зе­рья (св. 200 тыс. чел. в Ру­ан­де, ок. 100 тыс. чел. в Бу­рун­ди, 35 тыс. чел. на вос­то­ке ДРК, 5 тыс. чел. в Тан­за­нии и 3 тыс. чел. в Уган­де); суа (асуа; 35 тыс. чел.), эфе (35 тыс. чел.) и кан­го (10 тыс. чел.) в бас­сей­не р. Уэле на се­ве­ро-вос­то­ке ДРК. За­пад­ные П.: мон­го-тва (в рай­оне озёр Тум­ба и Маи-Ндом­бе на се­ве­ро-за­па­де ДРК); гбан­зи­ри (бан­зи­ри, гбан­зи­ли, гбан­де­ре; 50 тыс. чел.), ба­мас­са (15 тыс. чел.) и бу­ра­ка (5 тыс. чел.) в вер­ховь­ях р. Убан­ги на юге ЦАР и се­ве­ро-за­па­де ДРК; бо­фи (30 тыс. чел. на юго-за­па­де ЦАР) и ака (яка, бая­ка, бе­бая­ка, би­байя, ба­бин­га, мбен­зе­ле, ба­бен­зе­ле, ба­се­се, са­мо­на­зва­ние – биа­ка; 30 тыс. чел. на се­ве­ро-вос­то­ке Рес­пуб­ли­ки Кон­го – РК, 20 тыс. чел. на юго-за­па­де ЦАР и 5 тыс. чел. на се­ве­ро-за­па­де ДРК) в ни­зовь­ях р. Ло­бае; гун­ди в вер­ховь­ях р. Сан­га (15 тыс. чел. на юго-за­па­де ЦАР); ба­ка (би­байя, бин­га, ба­бинга) в бас­сей­не рек Джа и Бум­ба на юго-вос­то­ке Ка­ме­ру­на (45 тыс. чел.) и в вер­ховь­ях р. Ай­и­на на се­ве­ро-вос­то­ке Га­бо­на (5 тыс. чел.); гье­ле (ги­ел­ли / бай­е­ле, ко­ла / ба­ко­ла, койя / ба­койя) к югу от ни­зовь­ев р. Ньонг (5 тыс. чел. на юго-за­па­де Ка­ме­ру­на и се­ве­ро-за­па­де Эк­ва­то­ри­аль­ной Гви­неи). Вы­де­ля­ют­ся так­же юж­ные П.: тва бас­сей­на Ка­саи на юго-за­па­де ДРК; упем­ба-тва (лу­ба-хем­ба-тва) в за­бо­ло­чен­ных рай­онах в вер­ховь­ях р. Луа­ла­ба на юго-вос­то­ке ДРК; бан­гве­улу-тва в бо­ло­тах Бан­гве­улу на се­ве­ро-вос­то­ке Зам­бии; лу­кан­га-тва в Центр. Зам­бии; ка­фуэ-тва в ни­зовь­ях р. Ка­фуэ на юге Зам­бии и др. Об­щая чис­лен­ность до 500 тыс. чел. П. ут­ра­ти­ли свои язы­ки и го­во­рят на язы­ках ок­ру­жаю­щих на­ро­дов бан­ту, а так­же на язы­ках убан­гий­ской под­се­мьи ада­ма­ва-убан­гий­ских язы­ков и цен­траль­но­су­дан­ских язы­ках. Со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния, часть – хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты: баптисты, лютеране и др.).

По наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ной тео­рии, П. – по­том­ки або­ри­ген­но­го на­се­ле­ния Эк­ва­то­ри­аль­ной Аф­ри­ки, вы­тес­нен­ные во 2-м тыс. до н. э. в труд­но­дос­туп­ные об­лас­ти по­сле рас­се­ле­ния зем­ле­дельч. на­ро­дов, го­во­ря­щих на язы­ках бан­ту, убан­гий­ских и цен­траль­но­су­дан­ских, ко­то­рые вы­тес­ни­ли из­на­чаль­ные язы­ки П. Со­глас­но ге­не­тич. ис­сле­до­ва­ни­ям, их пред­ки жи­ли в изо­ля­ции ок. 60 тыс. лет. Древ­ней­шие из­вес­тия о них име­ют­ся в др.-егип. над­пи­сях 3-го тыс. до н. э. У др.-греч. ав­то­ров (в «Илиа­де» Го­ме­ра, у Ге­ро­до­та и Стра­бо­на) П. на­зы­ва­лись ми­фич. кар­ли­ки, жив­шие в Аф­рике. В ев­роп. опи­са­ни­ях Зап. Аф­ри­ки 16–17 вв. П. упо­ми­на­ют­ся под назв. «ма­тим­ба». Их су­ще­ст­во­ва­ние под­твер­жде­но в 19 в. нем. ис­следо­ва­те­лем Г. Швейн­фур­том и рус. экс­пе­ди­ци­ей В. В. Юн­ке­ра. Осн. груп­пы П. об­на­ру­же­ны в 20 в. П. Ше­бе­стой (1929–30) и М. Гу­зин­де (1934–35).

За­ни­ма­ют­ся бро­дя­чей охо­той (ору­жие – лук, ко­пьё), ры­бо­лов­ст­вом и со­би­ра­тель­ст­вом, об­ме­ни­вая до­бы­тые про­дук­ты у ок­ру­жаю­щих на­ро­дов на зер­но, ме­талл и гли­ня­ную по­су­ду; бы­ли по­став­щи­ка­ми сло­но­вой кос­ти. Вы­де­лы­ва­ют лу­бя­ную ма­те­рию (мбу­гу). Не зна­ли спо­со­бов до­бы­чи ог­ня (кро­ме ба­ка, до­бы­вав­ших его тре­ни­ем). Ос­но­ву со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции со­став­ля­ют ло­каль­ные груп­пы по 2–6 нук­ле­ар­ных се­мей (от 15 до 60 чел.). Счёт род­ст­ва пат­ри­ли­ней­ный, рас­про­стра­нён брач­ный об­мен сё­ст­ра­ми. Во­ж­ди и со­ци­аль­ная ие­рар­хия от­сут­ст­ву­ют. Тва Ме­жо­зе­рья об­ра­зу­ют эт­но­ка­сто­вую общ­ность – низ­ший ие­рар­хич. уро­вень в со­ста­ве рун­ди и ру­ан­да. Со­хра­ня­ет­ся тра­диц. фольк­лор: сказ­ки, ми­фо­ло­гия, му­зы­ка (ин­ст­ру­мен­ты – во­дя­ной ба­ра­бан, ар­фа, муз. лук); у мбу­ти и мбен­га раз­ви­та по­ли­фо­нич. му­зы­ка.

В 20 в. пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки пе­ре­се­ле­ния П. в ста­цио­нар­ные по­сёл­ки, как пра­ви­ло, при ка­то­лич. мис­си­ях. С кон. 20 в. ин­тен­сив­ная вы­руб­ка ле­сов, а так­же ор­га­ни­за­ция в них за­по­вед­ни­ков спо­соб­ст­ву­ют вы­тес­не­нию П. с ис­кон­ных тер­ри­то­рий и раз­ру­ше­нию тра­диц. об­раза жиз­ни. Часть П. пе­ре­хо­дит к осед­ло­сти. Под­вер­га­ют­ся дис­кри­ми­на­ции, ге­но­ци­ду в хо­де гражд. кон­флик­тов.

Лит.: Ле­вин М. Г. Про­бле­ма пиг­ме­ев в ан­тро­по­ло­гии и эт­но­гра­фии // Со­вет­ская эт­но­гра­фия. 1946. № 2; Пат­нем Э. Во­семь лет сре­ди пиг­ме­ев. М., 1961; Hallet J.-P. Pygmy ki­ta­bu. N. Y., 1973; Льво­ва Э. С. Пиг­меи Аф­ри­ки // Ра­сы и на­ро­ды. М., 1980. Вып. 10; Ba­hu­chet S. Les pygmées aka et la forêt cent­ra­fricaine: ethnologie écologique. P., 1985; idem. Histoire d’une civilisation forestière. P., 1993; African Pygmies / Ed. L. L. Cavalli-Sforza. Orlan­do, 1986; Tropical forests, people, and food: biocultural interactions and applications to de­velopment / Ed. C. M. Hladik. P., 1993; Cen­tral African hunter-gatherers in a multidisci­pli­nary perspective. Challenging elusiveness. Lei­den, 1999; Klieman K. A. «The Pygmies were our compass»: Bantu and Batwa in the history of west central Africa, early times to c. 1900 C. E. Portsmouth, 2003.

Вернуться к началу