АРОМУ́НЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРОМУ́НЫ (арумыны, влахи, арванитовлахи, македоно-румыны, сербские цинцары, греческие куцовлахи, болгарские беливлахи, албанские вльехи, чобаны; самоназвания – ррэмэнь, влахь, армынь), общее название восточно-романских этнических групп Балканского полуострова: фэршероты (включая мюзекеров), грамостяне, пиндцы, москопольцы; отдельно выделяются меглениты и истро-румыны. Живут на севере Греции (200 тыс. чел. – 2015, оценка), юге и востоке Македонии (9,7 тыс. чел. – 2002, перепись; по оценке – 100–101 тыс. чел.), в Румынии (в осн. в Добрудже, а также в Банате и окрестностях Бухареста – св. 30 тыс. чел.), на юге центральной Албании (8,5 тыс. чел. – 2011, перепись, по оценкам – до 100 тыс. чел.), на юго-западе Болгарии (3,6 тыс. чел. – 2011, перепись), а также в Турции, Ливане и др. Общая численность до 300 тыс. чел. Говорят на арумынском языке, переходят на румынский, греческий и другие языки соседних народов. Верующие в основном православные, есть также мусульмане-сунниты (в Албании), католики, в том числе униаты.
А. – потомки влахов – романизир. населения Юго-Вост. Европы (иллирийцев, фракийцев, кельтов, греков). В 6–8 вв. были потеснены славянами. В 10–13 вв. известны гос. образования влахов в вассальной зависимости от Византии. В кон. 18 в. начался период нац. пробуждения: были созданы нац. приходы, письменность, школы с обучением на арумынском языке. В 19 в. среди А. действовали католич. миссионеры из Франции. В 1860 в Бухаресте под покровительством правительства Румынии образуется Македоно-румынский к-т (с 1879 Культурное об-во македоно-румын), что вызвало противодействие правительств ряда балканских стран. Султанским фирманом 1905 влахам были предоставлены нац. права. В нач. 20 в. обострение отношений А. с соседями привело к прямому насилию над ними и к дипломатич. конфликтам между Румынией и Грецией. После 2-й Балканской войны, согласно приложению к Бухарестскому миру 1913, Болгария, Греция и Сербия обязывались предоставить А. школьную и церковную автономию, основать аромунскую епископию, что не было выполнено из-за 1-й мировой войны. Со 2-й пол. 19 в. происходят значит. переселения А. в Румынию, после 2-й мировой войны – в США, ФРГ, Францию и др. Последняя волна эмиграции А. вызвана Югославским и Косовским кризисами кон. 20 – нач. 21 вв. С 1980-х гг. в эмиграции возрождается культурно-языковая активность А., происходят ежегодные конгрессы аромунского языка и культуры.
Осн. традиц. занятие – полукочевое скотоводство. У них были проф. ремесленники (шорники, кондитеры и др.), проводники торговых караванов. Аромунские торговые колонии известны в Греции, Австрии, Чехии, Моравии, Силезии, Пруссии, Саксонии, Италии. Жилище кочевников – хижины и шалаши на плетнёвом каркасе, крытом тёмными шерстяными тканями или соломенными циновками. Традиц. одежда шилась преимущественно из чёрной шерстяной ткани, украшалась вышивкой нитками и бисером (преобладал красный цвет). Мужчины носили рубаху с длинным широким, со вставными клиньями, подолом, штаны, заправленные в ноговицы, широкий, обёрнутый в неск. раз, пояс, плащ с капюшоном, женщины – длинную прямую рубаху, юбку, передник, распашную безрукавку, платок. В 20 в. А. переходят к оседлости, многие переселяются в города.
Сохраняется песенный и инструментальный фольклор. Песни (кынтик, кынтице) – связанные с обручением и свадьбой, плачи, лироэпич. песни о героях (о битвах с войском Сулеймана-аги, о подвигах братьев Джюваров, «капитанов»-кэкэрандзэ Фету-маре, Саламура, Марку Бочари и др.), по стилю и именам героев близкие к греч. песням о клефтах и юж.-слав. песням о гайдуках. Известны мотивы богатырского эпоса (напр., о Янку-воеводе и похитителе девушек Кяле-Лае; у мегленитов записана прозаич. версия слав. богатырской песни «О Больном Дуйчине»); распространены баллады («Песня о мосте через Арту» – о замурованной женщине, «Разговор с Чумой» и др.). Сказки (пырни) – волшебные (о чудесно рождённом юноше, о девятиголовом змее Ламии и др.), бытовые (напр., «Спор пастухов о верности жены»), о животных (напр., о глупом волке) и др. Танцы преим. мужские: близкий к юж.-слав. коло в форме большого открытого круга (корлу), молодёжный круговой (чанку), парный (сингасто) и др.