Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРОМУ́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 267-268

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: В. Я. Гросул, Ю. В. Иванова; В. М. Гацак (фольклор)

АРОМУ́НЫ (ару­мы­ны, вла­хи, ар­ва­ни­то-вла­хи, ма­ке­доно-ру­мы­ны, серб. цин­ца­ры, греч. ку­цо­вла­хи, болг. бе­ли­вла­хи, алб. влье­хи, чо­ба­ны; са­мо­наз­ва­ние – ррэ­мэнь, влахь, ар­мынь), об­щее на­зва­ние вост.-ро­ман­ских эт­нич. групп Бал­кан­ско­го п-ова: фэр­ше­ро­ты (вклю­чая мю­зе­ке­ров), гра­мо­стя­не, пинд­цы, мос­ко­поль­цы; от­дель­но вы­де­ля­ют­ся мег­ле­ни­ты

 >>
и ист­ро-ру­мы­ны
 >>
. Жи­вут в Сев. Гре­ции (60 тыс. чел. – 2000, оценка), Юж. и Вост. Ма­ке­до­нии (101 тыс. чел., по пе­ре­пи­си 2002 – 9,7 тыс. чел.), Ру­мы­нии (в осн. в Доб­руд­же, а так­же в Ба­на­те и ок­ре­ст­но­стях Бу­ха­рес­та – св. 30 тыс. чел.), на юге центр. Ал­ба­нии (50–100 тыс. чел.), в юго-зап. Бол­га­рии (10,6 тыс. чел. – 2001, пе­ре­пись), а так­же в Тур­ции, Ли­ва­не и др. Об­щая чис­лен­ность от 250 тыс. до 1,5 млн. чел. Го­во­рят на ару­мын­ском язы­ке
 >>
, пе­ре­хо­дят на рум., греч. и др. язы­ки со­сед­них на­ро­дов. Ве­рую­щие в осн. пра­во­слав­ные, есть так­же му­суль­ма­не-сун­ни­ты (в Ал­ба­нии), ка­то­ли­ки, в т. ч. униа­ты.

А. – по­том­ки вла­хов

 >>
 – ро­ма­ни­зир. на­се­ле­ния Юго-Вост. Ев­ро­пы (ил­ли­рий­цев
 >>
, фра­кий­цев
 >>
, кель­тов
 >>
, гре­ков). В 6–8 вв. бы­ли по­тес­не­ны сла­вя­на­ми. В 10–13 вв. из­ве­ст­ны гос. об­ра­зо­ва­ния вла­хов в вас­саль­ной за­ви­си­мо­сти от Ви­зан­тии. В кон. 18 в. на­чал­ся пе­ри­од нац. про­бу­ж­де­ния: бы­ли соз­да­ны нац. при­хо­ды, пись­мен­ность, шко­лы с обу­че­ни­ем на ару­мын­ском язы­ке. В 19 в. сре­ди А. дей­ст­во­вали ка­то­лич. мис­сио­не­ры из Фран­ции. В 1859 в Бу­ха­ре­сте под по­кро­ви­тель­ст­вом пра­ви­тель­ст­ва Ру­мы­нии об­ра­зу­ет­ся Ма­ке­до­но-ру­мын­ский к-т (с 1879 Куль­тур­ное об-во ма­ке­до­но-ру­мын), что вы­зва­ло про­ти­во­дей­ст­вие пра­ви­тельств ря­да бал­кан­ских стран. Сул­тан­ским фир­ма­ном 1905 вла­хам бы­ли пре­дос­тав­ле­ны нац. пра­ва. В нач. 20 в. обо­ст­ре­ние от­но­ше­ний А. с со­се­дя­ми при­ве­ло к пря­мо­му на­си­лию над ни­ми и к ди­пло­ма­тич. кон­флик­там ме­ж­ду Ру­мы­ни­ей и Гре­ци­ей. По­сле 2-й Бал­кан­ской вой­ны, со­глас­но при­ло­же­нию к Бу­ха­ре­ст­ско­му ми­ру 1913, Бол­га­рия, Гре­ция и Сер­бия обя­зы­ва­лись пре­дос­та­вить А. школь­ную и цер­ков­ную ав­то­но­мию, ос­но­вать аро­мун­скую епи­ско­пию, что не бы­ло вы­пол­не­но из-за 1-й ми­ро­вой вой­ны. Со 2-й пол. 19 в. про­ис­хо­дят зна­чит. пе­ре­се­ле­ния А. в Ру­мы­нию, пос­ле 2-й ми­ро­вой вой­ны – в США, ФРГ, Фран­цию и др. По­след­няя вол­на эмиг­ра­ции А. вы­зва­на Юго­слав­ским и Ко­сов­ским кри­зи­са­ми кон. 20 – нач. 21 вв. С 1980-х гг. в эмиг­ра­ции воз­рож­да­ет­ся куль­тур­но-язы­ко­вая ак­тив­ность А., про­ис­хо­дят еже­год­ные кон­г­рес­сы аро­мун­ско­го язы­ка и куль­ту­ры.

Осн. тра­диц. за­ня­тие – по­лу­ко­че­вое ско­то­вод­ст­во. У них бы­ли проф. ре­мес­лен­ни­ки (шор­ни­ки, кон­ди­те­ры и др.), про­вод­ни­ки тор­го­вых ка­ра­ва­нов. Аро­мун­ские тор­го­вые ко­ло­нии из­вест­ны в Гре­ции, Ав­ст­рии, Че­хии, Мо­ра­вии, Си­ле­зии, Прус­сии, Сак­со­нии, Ита­лии. Жи­ли­ще ко­чев­ни­ков – хи­жи­ны и ша­ла­ши на плет­нё­вом кар­ка­се, кры­том тём­ны­ми шер­стя­ны­ми тка­ня­ми или со­ло­мен­ны­ми ци­нов­ка­ми. Тра­диц. оде­ж­да ши­лась пре­иму­щественно из чёр­ной шер­стя­ной тка­ни, ук­ра­ша­лась вы­шив­кой нит­ка­ми и би­се­ром (пре­об­ла­дал крас­ный цвет). Муж­чи­ны но­си­ли ру­ба­ху с длин­ным ши­роким, со встав­ны­ми клинь­я­ми, по­до­лом, шта­ны, за­прав­лен­ные в но­го­ви­цы, ши­ро­кий, обёр­ну­тый в неск. раз, по­яс, плащ с ка­пю­шо­ном, жен­щи­ны – длин­ную пря­мую ру­ба­ху, юб­ку, пе­ред­ник, рас­паш­ную без­ру­кав­ку, пла­ток. В 20 в. А. пе­ре­хо­дят к осед­ло­сти, мно­гие пе­ре­се­ля­ют­ся в го­ро­да.

Сохраняется песен­ный и ин­стру­мен­таль­ный фоль­к­лор. Пес­ни (кын­тик, кын­ти­це) – свя­зан­ные с об­ру­че­ни­ем и свадь­бой, пла­чи, ли­ро­эпич. пес­ни о ге­ро­ях (о бит­вах с вой­ском Су­лей­ма­на-аги, о под­ви­гах брать­ев Джю­ва­ров, «ка­пи­та­нов»-кэ­кэ­ран­дзэ Фе­ту-ма­ре, Са­ла­му­ра, Мар­ку Бо­ча­ри и др.), по сти­лю и име­нам ге­ро­ев близ­кие к греч. пес­ням о клеф­тах

 >>
и юж.-слав. пес­ням о гай­ду­ках
 >>
. Из­ве­ст­ны мо­ти­вы бо­га­тыр­ско­го эпо­са (напр., о Ян­ку-вое­во­де и по­хи­ти­те­ле де­ву­шек Кя­ле-Лае; у мег­ле­ни­тов за­пи­са­на про­заич. вер­сия слав. бо­га­тыр­ской пес­ни «О Боль­ном Дуй­чи­не»); рас­про­ст­ра­не­ны бал­ла­ды («Пес­ня о мо­сте че­рез Ар­ту» – о за­му­ро­ван­ной жен­щи­не, «Раз­го­вор с Чу­мой» и др.). Сказ­ки (пыр­ни) – вол­шеб­ные (о чу­дес­но рож­дён­ном юно­ше, о де­вя­ти­го­ло­вом змее Ла­мии и др.), бы­то­вые (напр., «Спор пас­ту­хов о вер­но­сти же­ны»), о жи­вот­ных (напр., о глу­пом вол­ке) и др. Тан­цы преим. муж­ские: близ­кий к юж.-слав. ко­ло в фор­ме боль­шо­го от­кры­то­го кру­га (кор­лу), мо­ло­дёж­ный кру­го­вой (чан­ку), пар­ный (син­га­сто) и др.

Лит.: Obedenaru M. G. Texte ma­ce­do-ro­mâ­ne. Bas­meşi poe­siǐ po­po­la­re de la Cru­şo­va. Buc., 1891; Wei­gand G. Die Aro­mu­nen: Eth­no­graphisch-phi­lolo­gisch-his­torische Un­ter­suchun­gen über das Volk der so­ge­nan­nten Ma­ke­do-Ro­ma­nen oder Zin­za­ren. Lpz., 1894–1895. Bd 1–2; Schla­de­bach K. Der Stil der aro­mu­nis­chen Volkslie­der. Lpz., 1896; Ca­pi­dan Th. Meg­le­no­ro­mâ ­nii. Buc., 1925–1933. Vol. 1–3; Can­d­rea I. A. Tex­te meg­le­ni­te // Grai și suflet. 1929, № 1; Capi­dan Th. Les Ma­cé­do-Rou­mains. Eth­no­gra­phie, his­toire, langue. Buc., 1943; Mar­cu G. Fol­clor mu­si­cal aro­mân. Buc., 1977; Les Arou­mains. P., 1980; Pa­pa­hagi T. Grai, fol­clor, et­nografie. Buc., 1981; Ca­ra­iani N. Jh., Sa­ra­man­du N. Fol­clor aro­mân gră­moş­te­an. Buc., 1982; Win­ni­frith T. J. The Vlachs: the his­tory of a Bal­kan peo­ple. L., 1987; Cufa N. Ma­ce­do­no­românii pe văile is­to­riei. Con­stanța, 1990; Pey­fuss M. D. Ches­ti­unea aromânească. Buc., 1994; Алек­сеева Т. И., Бо­га­тен­ков Д. В., Ле­бе­дин­ская Г. В. Вла­хи. Ан­тро­по-эко­ло­ги­че­ское ис­сле­до­ва­ние. М., 2003.

Вернуться к началу