Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕГЛЕНИ́ТЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 454-455

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Новик

МЕГЛЕНИ́ТЫ, мег­ле­но-ру­мы­ны (рум. Me­glenoromâni, греч. Βλαχομογλενίτες; са­мо­на­зва­ние – вла­ши), на­род в со­ста­ве аро­му­нов на се­ве­ре Гре­ции и юго-вос­то­ке Ма­ке­до­нии. Жи­вут в ис­то­рич. обл. Мог­ле­на (тур. Ка­рад­жо­ва) на вост. скло­нах гор Пай­кон и вост. и юж. скло­нах хреб­та Ко­жуф: г. Но­тия (Нынта), сё­ла Лан­га­дья (Лу­гун­ца), Пе­рик­лия (Би­ри­слав), Ар­хан­ге­лос (Ос­сиа­ни), Скра (Люм­ни­ца), Ку­па, Кар­пи (Тар­на­ре­ка) и Кас­та­не­ри (Ба­ро­ви­ца, ны­не эл­ли­ни­зи­ро­ва­ны) в пре­фек­ту­рах Пе­ла и Кил­кис на се­ве­ро-за­па­де пе­ри­фе­рии Центр. Ма­ке­до­ния в Гре­ции (ок. 3 тыс. чел. – 2009, оцен­ка) и сё­лах Ху­ма (Ума), Сер­ме­нин (Сир­ми­ниа) и Кон­ско (Ко­ин­ско) на юго-вос­то­ке обл. Вар­дар в Ма­ке­до­нии (ок. 2 тыс. чел.; в по­след­них двух пе­ре­шли на ма­ке­дон­ский яз.). Про­жи­ва­ют так­же в Ру­мы­нии (1,2 тыс. чел., в осн. в ок­ре­ст­но­стях г. Чер­на в жу­де­це Тул­ча) и на юго-вос­то­ке ев­роп. час­ти Тур­ции (ка­рад­жо­ва­ли­ды – 0,5 тыс. чел., пре­им. в ок­рест­но­стях Кирк­ла­ре­ли и Шар­кёй в Вост. Фра­кии). Го­во­рят на мег­ле­но­ру­мын­ском (мег­ле­нит­ском) яз. вост.-ро­ман­ской груп­пы ро­ман­ских язы­ков; ряд ис­сле­до­ва­те­лей счи­та­ют его диа­лек­том ру­мын­ско­го яз. Все М. вла­де­ют язы­ка­ми со­сед­них на­ро­дов (греч., ма­ке­дон­ским, ру­мын­ским, ту­рец­ким). Ве­рую­щие в осн. пра­во­слав­ные, в Тур­ции – му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Про­ис­хо­ж­де­ние М. дис­кус­си­он­но. Ряд ис­то­ри­ков счи­та­ют, что М. про­изош­ли в ре­зуль­та­те сме­ше­ния групп ро­ман­ско­го на­се­ле­ния с пе­че­не­га­ми, по­се­лён­ны­ми в Мог­ле­не ви­зант. имп. Алек­сеем I Ком­ни­ном в 1091. Дру­гие, на ос­но­ве бли­зо­сти яз. М. и ро­доп­ских го­во­ров болг. яз., пред­по­ла­га­ют про­ис­хо­ж­де­ние М. из Ро­доп. Зна­чи­тель­ным был греч. ком­по­нент в со­ста­ве М. В сред­ние ве­ка поль­зо­ва­лись ав­то­но­ми­ей, сё­ла управ­ля­лись вы­бор­ны­ми «ка­пи­та­на­ми». В 17 в. М. Но­тии бы­ли об­ра­ще­ны в ис­лам. В 1923, в ис­пол­не­ние ус­ло­вий Ло­занн­ско­го мир­но­го до­го­во­ра 1923 М.-му­суль­ма­не бы­ли вы­се­ле­ны в Тур­цию. В кон. 19 – нач. 20 вв. М. на­счи­ты­ва­ли от 14 до 20 тыс. чел. В 1926 груп­па М. пе­ре­се­ли­лась из Гре­ции (сё­ла Ос­сиа­ни, Люм­ни­ца, Ку­па и др.) в Ру­мы­нию: пер­во­на­чаль­но в Юж. До­б­руд­жу, по­сле её при­сое­ди­не­ния к Бол­га­рии (1940) – в Сев. До­б­руд­жу (совр. жу­де­цы Кон­стан­ца и Тул­ча); в 1947–48 часть их бы­ла рас­се­ле­на по др. ре­гио­нам Ру­мы­нии. В 1941–1944 су­ще­ст­во­ва­ло ма­рио­не­точ­ное Пинд­ско-Мег­лен­ское кн-во под со­вме­ст­ным управ­ле­ни­ем Ита­лии и Бол­га­рии.

Мегленитские женщины с ребёнком.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Юго-Вост. Ев­ро­пы. В от­ли­чие от др. аро­му­нов, М. ве­ли осед­лый об­раз жиз­ни, за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем и от­гон­ным ско­то­вод­ст­вом. С 19 в. раз­ви­ва­лись вы­шив­ка би­се­ром и резь­ба по де­ре­ву (ха­рак­тер­ны дву­ро­гие прял­ки с рез­ным ор­на­мен­том из со­ляр­ных зна­ков и рас­тит. мо­ти­вов). По­се­ле­ния име­ют ку­че­вую пла­ни­ров­ку, рас­по­ло­же­ны на юж. скло­нах гор. Жи­ли­ще – 1-, 2- и 3-этаж­ный ка­мен­ный дом с 4-скат­ной кры­шей. На лет­них па­ст­би­щах воз­во­ди­ли по­лу­сфе­рич. по­строй­ки из жер­дей и ве­ток, об­ма­зан­ных гли­ной. Из празд­ни­ков вы­деля­ют­ся дни св. Ге­ор­гия (23 ап­ре­ля) и св. Дмит­рия (26 ок­тяб­ря) – вре­мя вы­го­на и воз­вра­ще­ния ско­та с лет­них па­ст­бищ. В дни, близ­кие к лет­не­му солн­це­стоя­нию, ук­ра­ша­ли жи­льё и за­го­ны для ско­та зе­лё­ны­ми вет­ка­ми. По празд­ни­кам мо­ло­дёжь уст­раи­ва­ла гу­ля­ния (хо­ра), ис­пол­ня­ла кру­го­вой та­нец хо­ра. Осн. муз. ин­ст­ру­мент – во­лын­ка (чим­пой; ча­ще из шку­ры мо­ло­дой чёр­ной ко­зы).

Лит.: Weigand G. Die Vlaho-Meglen. Lpz., 1892; Papahagi-Vurduna P. Megleno-Ro­mâníí: Studiŭ etnografico-filoloric. Buc., 1902. P. 1–2; Capidan T. Meglenoromâníí . Buc., 1925–1935. Vol. 1–3; Ţircomnicu E. Identitate românească sud-dunăreană. Buc., 2004.

Вернуться к началу