Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

И́СТРО-РУМЫ́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 144

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ю. Мартынова

И́СТРО-РУМЫ́НЫ (ис­т­рий­ские вла­хи; са­мо­на­зва­ния – чи­чи, чи­ри­би­ри, вла­си), эт­ни­че­ская общ­ность в со­ста­ве аро­мун. Жи­вут в сев.-зап. Хор­ва­тии (на се­ве­ро-вос­то­ке п-ова Ис­т­рия). Де­лят­ся на се­вер­ных (с. Жея­не; са­мо­наз­ва­ние – чи­чи) и юж­ных (к югу от го­ры Уч­ка – сё­ла Шуш­не­ви­це, Но­се­ло, Су­код­ру, Брдо и Ле­тай и др.; са­мо­наз­ва­ние – чи­ри­би­ри). Чис­лен­ность ок. 470 чел. (2007, оцен­ка). Го­во­рят в осн. по-хор­ват­ски, бо­лее по­ло­ви­ны (гл. обр. по­жи­лые) – на ис­т­ро­рум. язы­ке вост.-ром. груп­пы ро­ман­ских язы­ков. Рас­про­стра­нён итал. язык. Ве­рую­щие в осн. ка­то­ли­ки.

Пред­ки И.-р. – ро­ма­ни­зи­ро­ван­ное на­се­ле­ние Бал­кан­ско­го п-ова (вла­хи) – по­яви­лись на тер­ри­то­рии Ис­т­рии под дав­ле­ни­ем тур. экс­пан­сии в 15 в., до 19 в. И.-р. жи­ли по все­му по­лу­ост­ро­ву вплоть до г. Три­ест, до сер. 19 в. – на ост­ро­вах Раб и Крк. В их ан­тро­по­ло­гич. ти­пе про­сле­жи­ва­ет­ся до­ин­до­ев­ро­пей­ский (па­лео­ме­ди­те­ран­ский) ком­по­нент, в лек­си­ке и мор­фо­ло­гии ис­т­ро­ру­мын­ско­го яз. – слав. и итал. за­им­ст­во­ва­ния. Тра­диц. за­ня­тие – ко­че­вое ов­це­вод­ст­во (ста­да на­счи­ты­ва­ли до 10 тыс. го­лов): ле­том пас­ли скот в го­рах, зи­мой от­ко­чё­вы­ва­ли в при­мор­ские рай­оны. За­ни­ма­лись пе­ре­ра­бот­кой мо­ло­ка, де­ре­ва, ко­жи и шер­сти, вы­ме­ни­ва­ли их на про­дук­ты зем­ле­де­лия у ок­ру­жаю­ще­го на­се­ле­ния. С 1920-х гг. ста­ли пе­ре­хо­дить к осед­ло­сти и ас­си­ми­ли­ро­вать­ся, но со­хра­ня­ли чер­ты тра­диц. куль­ту­ры до сер. 20 в. В го­ро­дах за­нима­лись от­хо­жи­ми про­мыс­ла­ми, се­зон­ны­ми ра­бо­та­ми, ре­мес­лом и тор­гов­лей; бы­ли из­вест­ны как обув­щи­ки, юве­ли­ры, лу­диль­щи­ки. Тра­диц. жи­ли­ще на гор­ных лет­них па­ст­би­щах – пе­ре­нос­ной вой­лоч­ный ша­тёр или кры­тая тра­вой хи­жи­на. Ос­но­ву пи­та­ния со­став­ля­ли мо­ло­ко и мо­лоч­ные про­дук­ты. Оде­ж­да из сук­на на­де­ва­лась пря­мо на те­ло: муж­чи­ны но­сили шта­ны, длин­ную ру­ба­ху, крас­ный по­яс, без­ру­кав­ку дли­ной до ко­лен, со­бран­ную в та­лии, круг­лую ша­поч­ку, шер­стя­ные чул­ки, обувь из сы­ро­мят­ной ко­жи, пас­ту­хи – на­кид­ку с ка­пю­шо­ном (ко­ба­ни­ца); жен­ская оде­ж­да – глу­хая и рас­паш­ная (с ру­ка­ва­ми и без ру­ка­вов), фар­тук. От 20 до 200 боль­ших (трёх­по­ко­лен­ных) пат­ри­ар­халь­ных се­мей объ­еди­ня­лись в ро­до­вые груп­пы во гла­ве со ста­рей­ши­ной. Он об­ла­дал не­ог­ра­ни­чен­ной вла­стью, рас­по­ря­жа­ясь ста­дом, про­да­жей про­из­ве­дён­ных про­дук­тов и т. д. Фольк­лор – ли­рич. и эпич. пес­ни, бал­ла­ды, по­сло­ви­цы, за­гад­ки. С сер. 1990-х гг. ак­ти­ви­зи­ро­ва­лось дви­же­ние по со­хра­не­нию и воз­ро­ж­де­нию язы­ка и куль­ту­ры И.-р.: из­да­ют­ся сло­ва­ри, поя­ви­лись дву­языч­ные над­пи­си и др. И.-р. упо­ми­на­ют­ся в спи­сках про­жи­ваю­щих здесь на­ро­дов в офиц. до­ку­мен­тах ло­каль­но­го уров­ня. В 1995 соз­да­но куль­тур­ное объ­е­ди­не­ние И.-р. с цен­тром в с. Шуш­не­ви­це. В 2007 ис­т­ро­ру­мын­ский яз. при­знан не­ма­те­ри­аль­ным куль­тур­ным на­сле­ди­ем и вклю­чён в спи­сок объ­ек­тов, на­хо­дя­щих­ся под за­щи­той го­су­дар­ст­ва.

Лит.: Мар­ты­но­ва М. Ю. Хор­ва­ты. Эт­ни­че­ская ис­то­рия XVIII–XIX вв. М., 1988; http:// www.is­tro-romanian.net.

Вернуться к началу