Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЛМЫ́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Л. Жуковская; А. В. Бадмаев, М. В. Есипова, Н. И. Жуланова (устное творчество) /2015/. Актуализация: редакция БРЭ /2020/

КАЛМЫ́КИ (вероятно, от тюрк. калмак – остаток, т. е. ойраты, не принявшие ислам; самоназвание хальмг), монголоязычный народ в России, основное население Калмыкии. Численность 183,4 тыс. чел., в т. ч. в Калмыкии 162,7 тыс. чел., Астраханской области 6,6 тыс. чел., Волгоградской области 1,6 тыс. чел., Ростовской области 0,9 тыс. чел., в Москве 4,0 тыс. чел. (2010, перепись). Живут также в Киргизии [иссык-кульские калмаки – 4,2 тыс. чел. в районе озера Иссык-Куль (2009, перепись)], на Украине; в 20 в. значительные калмыкские диаспоры возникли в США (штаты Нью-Джерси, Филадельфия), Германии, Франции и др. странах Европы. Общая численность ок. 200 тыс. чел. (2010, оценка). Говорят на калмыцком языке, почти все владеют русским языком. Верующие в основном буддисты (ламаизм, гелугпа), часть – православные.

Пред­ки К. – западные мон­го­лы ой­ра­ты, в нач. 17 в. пе­ре­се­лив­шие­ся в Рос­сию и при­няв­шие русское под­дан­ст­во (на­счи­ты­ва­ли ок. 270 тыс. чел.). К сер. 17 в. они об­ра­зо­ва­ли Кал­мыц­кое хан­ст­во; де­ли­лись на 4 улу­са, со­от­вет­ст­во­вав­ших эт­ническому делению (дэр­бэ­ты, тор­гу­ты, хо­шу­ты, чо­ро­сы; со­хра­не­ние спе­ци­фи­ки эт­нических групп влия­ет на со­ци­аль­ную и по­ли­тическую жизнь современных К. как в Рос­сии, так и за ру­бе­жом – «улу­сизм»). В 1771 б. ч. К., не­до­воль­ных при­тес­не­ния­ми со сто­ро­ны российских вла­стей, отко­че­ва­ла в Ки­тай, Кал­мыц­кое хан­ст­во бы­ло уп­разд­не­но. На опус­тев­ших зем­лях ста­ли се­лить­ся рус­ские и ук­ра­ин­цы, принёсшие с со­бой на­вы­ки осед­ло­сти, зем­ле­де­лия и т. п. К. со­став­ля­ли Кал­мыц­кое вой­ско, не­боль­шие груп­пы К. вхо­ди­ли в состав ураль­ско­го, орен­бург­ско­го и тер­ско­го ка­за­чест­ва. К., жив­шие по ре­кам Дон, Сал и Ма­ныч (бу­за­ва), с кон. 18 в. под­чи­нялись управ­ле­нию Дон­ско­го ка­зачь­е­го вой­ска, в 1870 их зем­ли во­шли в со­став Дон­ско­го вой­ска об­лас­ти, где бы­ли об­ра­зо­ва­ны Ниж­ний, Сред­ний и Верх­ний улу­сы. В 1877 эти ко­че­вые улу­сы ре­ор­га­ни­зо­ва­ны в осед­лые ста­ни­цы по об­ще­ка­зачь­е­му образ­цу – Ило­вай­скую, Де­ни­сов­скую, Пла­тов­скую, Вла­сов­скую, Ку­тей­ни­ков­скую, Граб­бев­скую, По­та­пов­скую; в 1884 они во­шли в об­разо­ван­ный тог­да же Саль­ский округ. Пос­ле Гра­ж­дан­ской вой­ны 1917–22 часть К. ока­за­лась в эмиг­ра­ции. В ре­зуль­та­те депор­та­ции 1943 по­гиб­ло свыше тре­ти К. По­сле 1957 б. ч. де­пор­ти­ро­ван­ных вер­ну­лась в Кал­мы­кию. В ди­ас­по­ре су­ще­ст­ву­ют эт­нокуль­тур­ные ор­га­ни­за­ции (например, со­здан­ная в 2000 Меж­ре­гио­наль­ная ас­со­циа­ция калмыцких сту­ден­тов).

Основное тра­диционное за­ня­тие – ко­че­вое и по­лу­ко­че­вое ско­то­вод­ст­во. Раз­во­ди­ли круп­ный ро­га­тый скот (кал­мыц­кая по­ро­да, за­ве­зён­ная из Центральной Азии), овец (кур­дюч­ная гру­бо­шёр­ст­ная по­ро­да), ло­ша­дей (кал­мыц­кая по­ро­да), верб­лю­дов-бак­триа­нов. Ле­том круп­ный ро­га­тый скот, ло­ша­ди и верб­лю­ды сво­бод­но пас­лись на вы­го­нах, ов­цы – под при­смот­ром пас­ту­хов. Со 2-й четв. 19 в. рас­про­стра­ни­лось се­но­ко­ше­ние, круп­ный ро­га­тый скот и верб­лю­дов пе­ре­во­ди­ли на стой­ло­вое со­дер­жа­ние. Передви­га­лись вер­хом на ло­ша­дях, в по­воз­ках и са­нях, за­пря­жён­ных ло­шадь­ми, верб­лю­да­ми, во­ла­ми. За­ни­ма­лись охо­той (в основном на сай­га­ка). Ре­мёс­ла – гра­ви­ров­ка и че­кан­ка по ме­тал­лу (ук­ра­ше­ния, де­та­ли уз­ды, сё­дел, но­жен, ру­ко­яток, ку­ри­тель­ных тру­бок, ру­жей­ных при­кла­дов), резь­ба по де­ре­ву; ко­жа­ная ут­варь (со­су­ды, сум­ки) и кон­ская сбруя ук­ра­ша­лись тис­не­ни­ем, ап­пли­ка­ци­ей и вы­шив­кой, жен­ская оде­ж­да – вы­шив­кой и ап­пли­ка­ци­ей (зег) из раз­но­цвет­ных шну­ров, тесь­мы, по­зу­мен­та и др. С рас­про­стра­не­ни­ем осед­ло­сти раз­ви­ва­ют­ся сви­но­вод­ст­во, зем­ле­де­лие (зем­лю па­ха­ли 2-ле­меш­ным плу­гом в уп­ряж­ке из 6 бы­ков), с сер. 19 в. в ни­зовь­ях Вол­ги – са­до­вод­ст­во, с нач. 20 в. – бах­че­вод­ст­во и ого­род­ни­че­ст­во, за­тем за­лив­ное ри­со­вод­ст­во (Сар­пин­ская низ­мен­ность). Тор­гу­ты по Вол­ге и по­бе­ре­жью Кас­пий­ско­го моря за­ни­ма­лись ры­бо­лов­ст­вом, ра­бо­та­ли по най­му в рыб­ной и со­ле­до­бы­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти.

Тра­диционное жи­ли­ще – ре­шёт­ча­тая юр­та (гер, в литературе так­же на­зы­ва­ет­ся ки­бит­кой; пер­во­на­чаль­но пе­ре­вози­лась в повоз­ках в не­ра­зо­бран­ном ви­де). По­се­ле­ние (хо­тон) со­стоя­ло из 4–10 юрт род­ст­вен­ных по муж­ской ли­нии се­мей (то­роль). Юр­ты ста­ви­лись по кру­гу; в се­ре­ди­ну на ночь за­го­ня­ли скот. Хо­то­ны объ­е­ди­ня­лись в ай­ма­ки (во гла­ве с зай­сан­га­ми) и улу­сы. В осед­лых по­сёл­ках поя­ви­лись зем­лян­ки, по­лу­зем­лян­ки и на­зем­ные по­строй­ки с са­ман­ны­ми или дер­но­вы­ми сте­на­ми, дер­но­вой или ка­мы­шо­вой, об­ма­зан­ной гли­ной, кры­шей; вход был об­ра­щён на юг или вос­ток, печь по­ме­ща­лась в цен­тре или око­ло вхо­да. За­жи­точ­ные К. строи­ли сруб­ные и кир­пич­ные до­ма русского ти­па.

Институт этнологии и антропологии РАН Калмычка в традиционном уборе. Фото 1950-х гг.

Ниж­няя оде­ж­да – бе­лая ру­ба­ха (ки­илг) с вшив­ны­ми ру­ка­ва­ми и шта­ны (шалвр). Муж­чи­ны но­си­ли беш­мет (бюш­мюд), на­бор­ный по­яс с но­жом в нож­нах, коль­цо и брас­лет, серь­гу в ле­вом ухе; во­ло­сы за­пле­та­ли в ко­су, ста­ри­ки бри­лись на­го­ло, ос­тав­ляя на те­ме­ни прядь во­лос. Де­ви­чья оде­ж­да, по-ви­ди­мо­му, за­им­ст­во­ва­на у на­ро­дов Кав­ка­за: до 12–13 лет на­де­ва­ли по­верх ру­ба­хи ту­го стя­ги­ваю­щий грудь и та­лию кор­сет (кам­зол), ко­торый но­си­ли до за­му­же­ст­ва. Свер­ху на­де­ва­ли шер­стя­ное или сит­це­вое пла­тье (би­из) с об­ле­гаю­щим ли­фом, цель­ной спин­кой и сбор­ка­ми на та­лии, тре­уголь­ным вы­ре­зом до талии и ма­ниш­кой, стоя­чим во­рот­ни­ком и уз­ки­ми ни­же лок­тя вшив­ны­ми ру­ка­ва­ми с бу­фа­ми, с на­бор­ным поя­сом. Жен­ское пла­тье (берз) но­си­лось без поя­са, име­ло цель­но­крое­ный пе­рёд и от­рез­ную спин­ку; по­верх не­го на­де­ва­ли длин­ные, рас­ши­тые по во­ро­ту, по­лам и прой­мам каф­тан (терлг) и без­ру­кав­ку (цегдг). Де­вуш­ки за­пле­та­ли во­ло­сы в ко­су, на голове но­си­ли ша­поч­ку (җатг). Ха­рак­тер­на жен­ская шап­ка (халвнг) с ши­ро­ким вы­ши­тым око­лы­шем; две ко­сы уби­ра­ли в на­кос­ни­ки (шиврлг, ши­вер­лиг) из чёр­но­го бар­ха­та или шёлка; к кон­цам кос при­кре­п­ля­ли це­поч­ки с серд­це­вид­ной се­реб­ря­ной бляш­кой (то­куг), сви­сав­шей из ши­вер­ли­га. Жен­ские крас­ные или чёр­ные са­пож­ки име­ли каб­лу­ки и за­гну­тый но­сок. Муж­ской и жен­ский го­лов­ные убо­ры ук­ра­ша­лись на ма­куш­ке крас­ной шёл­ко­вой ки­стью (от­сю­да про­зви­ще К. – «крас­но­кис­точ­ные»).

Основная пи­ща – мя­со (главным образом ба­ра­ни­на) и мо­ло­ко. Мяс­ные блю­да – буль­он (ше­люн), лап­ша с мя­сом и лу­ком, пе­чё­ное мя­со (в про­шлом – це­лая за­пе­чён­ная в зем­ля­ной пе­чи ту­ша), пель­ме­ни, по­тро­ха, кол­ба­са и др.; мо­лоч­ные – сыр, тво­рог, кумыс (чи­ген), кис­лый на­пи­ток из ко­ровь­е­го мо­ло­ка (чид­мег), ко­то­рый пе­ре­го­ня­ли так­же на вод­ку (арь­ка); из ос­тав­шей­ся по­сле пе­ре­гон­ки гу­щи де­ла­ли тво­ро­жи­стую мас­су (адмг), из неё – су­шен­ные на солн­це ле­пёш­ки (хурс), ко­то­рые за­па­са­ли на зи­му; све­же­го мо­ло­ка не пи­ли. Из пре­сно­го тес­та де­ла­ли ле­пёш­ки (гуйр), слад­кие пон­чи­ки (бор­цог), жа­рен­ные в мас­ле или в барань­ем жи­ре, и ола­дьи (цель­виг). Основной на­пи­ток – кир­пич­ный чай (джом­ба) с мо­ло­ком, мас­лом, со­лью и спе­ция­ми (мус­ка­том, лав­ро­вым лис­том и др.). Основная ут­варь – ко­тёл, вы­со­кая уз­кая кад­ка для при­го­тов­ле­ния мо­лоч­но­кис­лых про­дук­тов, де­ревянный со­суд для чая (домб), ко­ры­то (тэвш) или блю­до (тавг) для мя­са и др.; топ­лё­ное мас­ло хра­ни­ли в пу­зы­ре из же­луд­ка или ки­шок. В 1-й четв. 20 в. рас­про­стра­ни­лась фар­фо­ро­вая и фа­ян­со­вая по­су­да.

Су­ще­ст­во­ва­ли боль­шие пат­ри­ар­халь­ные се­мьи (то­роль) и пат­ри­ли­ней­ные ро­ды (ну­тук). Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па с ге­не­рационным ско­сом ти­па «ома­ха». Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сительному воз­ра­сту и по­лу. Специальные тер­ми­ны су­щест­ву­ют для каж­дой ка­те­го­рии ку­зе­нов («су­дан­ский тип»). Пат­ри­ли­ней­ных род­ствен­ни­ков до 4-го вос­хо­дя­ще­го поколе­ния вы­де­ля­ют при по­мо­щи слож­ных тер­ми­нов, об­ра­зо­ван­ных от тер­ми­нов для от­ца и бра­та от­ца. Бы­ли рас­про­стра­нены ма­три­ла­те­раль­ные ор­то- и кросску­зен­ные бра­ки; бра­ки с род­ст­вен­ни­ка­ми по муж­ской ли­нии лю­бой сте­пе­ни стро­го запре­ща­лись. За не­вес­ту вы­пла­чи­вал­ся ка­лым, да­ва­лось при­да­ное. Прак­ти­ко­ва­лось умы­ка­ние. По­ли­ги­ния встре­ча­лась толь­ко сре­ди зна­ти. Бы­ли рас­про­стра­не­ны ле­ви­рат и со­ро­рат. Не­вест­ка долж­на бы­ла по­ка­зы­вать­ся муж­ским род­ст­вен­ни­кам му­жа толь­ко в пол­ной жен­ской оде­ж­де; от­кры­ты­ми мог­ли быть толь­ко ли­цо и кис­ти рук. Из ка­лен­дар­ных празд­ни­ков важ­ней­шие – Но­вый год (Зул) в на­ча­ле зи­мы, ве­сен­ний празд­ник Ца­ган сар (Бе­лый ме­сяц) в фев­ра­ле, лет­ний «празд­ник во­ды» Урюс сар.

Калмыцкий фольклорный ансамбль.

Уст­ное твор­че­ст­во К. вклю­ча­ет в се­бя ми­фы, ле­ген­ды, пре­да­ния, сказ­ки и ге­роический эпос, об­ря­до­вые пес­ни. Са­мый зна­чительный па­мят­ник уст­ной куль­ту­ры К. – ге­ро­ический эпос «Джан­гар». Сре­ди спе­ци­фических жан­ров: йо­ре­лы (бла­го­по­же­ла­ния), ха­ра­лы (про­кля­тия, за­кли­на­ния), мак­та­лы (ве­ли­ча­ния), 3- и 4-строч­ные за­гад­ки («триа­ды» и «кат­ре­ны»), небыли­цы, ке­мял­ген (сло­вес­ное со­стя­за­ние на свадь­бе), пла­чи. «Дол­гие» пес­ни уту дун (ли­рические, сва­деб­ные, пес­ни празд­ни­ков Зул и Ца­ган сар, ско­то­вод­чес­кие пес­ни-за­кли­на­ния) по­ют­ся в оди­ноч­ку без со­про­во­ж­де­ния, им свой­ст­вен­ны рит­мическая сво­бо­да, бо­га­тая ор­на­мен­ти­ка. «Ко­рот­кие» пес­ни ахр дун (шу­точ­ные, пля­со­вые) по­ют­ся под ак­ком­па­не­мент дом­бры (2-струн­ный щип­ко­вый ин­ст­ру­мент), от­ли­ча­ют­ся чёт­ким рит­мом. Муж­ские тан­цы бы­ст­рые, жен­ские – плав­ные. Дру­гие тра­диционные музыкальные ин­ст­ру­мен­ты: флей­ты бии­ве (по­пе­речная) и шов­шур (про­доль­ная; у кум­ских и тер­ских К. – с рас­тру­бом из ро­га; у волж­ских К. – под названием хулсн биш­кур), ду­хо­вой языч­ко­вый джим­бур (ана­лог ти­бет­ской сур­ны), гармони­ка икел (близ­ка русской са­ра­тов­ской). В про­шлом бы­ли из­вест­ны смыч­ко­вый ин­струмент хур и щип­ко­вый – шу­дар­га (ана­лог китайского сань­ся­ня). Ряд мо­дер­ни­зи­ро­ван­ных традиционных инструмен­тов (се­мей­ст­во 3-струн­ных домбр), а так­же ин­стру­мен­ты монгольского про­ис­хо­ж­де­ния (цимбалы джин­ги­нур) вхо­дят в со­став ор­ке­ст­ра калмыцких народных ин­ст­ру­мен­тов. Куль­то­вые музыкальные ин­ст­ру­мен­ты (ти­бет­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния; тра­ди­ция поч­ти пол­но­стью ут­ра­че­на): длин­ные се­ре­бря­ные тру­бы бю­ря, укюр-бю­ря, ко­рот­кие тру­бы гангдн, ганг­лин (из берцовой кос­ти че­ло­ве­ка), ду­хо­вой языч­ко­вый биш­кюр, ра­ко­ви­на-тру­ба дунг; ба­ра­ба­ны – 2-сто­рон­ний кен­кер­ге, в фор­ме пе­соч­ных ча­сов арам­бру; гонг ка­ранг, руч­ной ко­ло­коль­чик хон­хо, та­рел­ки цанг, та­ре­лоч­ки данк­ша (или цанг-цель­ник), жезл яр­ки с 3 бу­бен­ца­ми.

Лит.: Джан­гар: Кал­мыц­кий ге­рои­че­ский эпос / Пер. С. Лип­ки­на. М., 1958; Бар­тольд В. В. Кал­мы­ки // Бар­тольд В. В. Соч. М., 1968. Т. 5; Но­мин­ха­нов Д. Ц.-Д. Очер­ки истории куль­ту­ры кал­мыц­ко­го на­ро­да. Эли­ста, 1969; Кал­мыц­кое на­род­ное ис­кус­ст­во. Эли­ста, 1970; Сы­чев Д. В. Из ис­то­рии кал­мыц­ко­го кос­тю­ма. Эли­ста, 1973; Жу­ков­ская Н. Л., Стра­та­но­вич Г. Г. Кал­мы­ки // Наро­ды По­вол­жья и При­ура­лья: Ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­чес­кие очер­ки. М., 1985; Эрд­ни­ев У. Э. Кал­мы­ки: Ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­ские очер­ки. 3-е изд. Эли­ста, 1985; Лу­ган­ский Н. Л. Кал­мыц­кие на­род­ные му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты. Эли­ста, 1987; Бат­ма­ев М. М. Кал­мы­ки в XVII–XVIII вв.: Со­бы­тия, лю­ди, быт. Эли­ста, 1992–1993. 2 кн.; Паль­мов Н. Н. Очерк ис­то­рии кал­мыц­ко­го на­ро­да за вре­мя его пре­бы­ва­ния в пре­де­лах Рос­сии. 2-е изд. Эли­ста, 1992; Ба­кае­ва Э. П. Буд­дизм в Кал­мы­кии: ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­чес­кие очер­ки. Эли­ста, 1994; Ки­чи­ков А. Ш. Ге­рои­чес­кий эпос «Джан­гар»: срав­ни­тель­но-ти­по­ло­ги­чес­кое ис­сле­до­ва­ние па­мят­ни­ка. М., 1997; Ми­ти­ров А. Г. Ойра­ты – кал­мы­ки: ве­ка и по­ко­ле­ния. Эли­ста, 1998; Ха­бу­но­ва Е. Э. Кал­мыц­кая сва­деб­ная об­ря­до­вая поэ­зия: Ис­сле­до­ва­ние и ма­те­риа­лы. Эли­ста, 1998; Бад­мае­ва Г. Ю. Кал­мыц­кая му­зы­ка в кон­тек­сте куль­тур Азии. М., 1999. 2 вып.; Ав­ля­ев Г. О. Про­ис­хож­де­ние кал­мыц­ко­го на­ро­да. Эли­ста, 2002; Оль­зе­ева С. З. Кал­мыц­кие обы­чаи и тра­ди­ции. Эли­ста, 2003; Ба­кае­ва Э. П. До­буд­дий­ские ве­ро­ва­ния кал­мы­ков. Эли­ста, 2003; Гу­чи­но­ва Э.-Б. Пост­со­вет­ская Эли­ста: власть, биз­нес и кра­со­та: Очер­ки со­ци­аль­но-куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии кал­мы­ков. СПб., 2003; Кал­мы­ки. М., 2003; Ба­ты­ре­ва С. Г. Ста­ро­кал­мыц­кое ис­кус­ст­во XVII – на­ча­ла XX в.: опыт ис­то­ри­ко-куль­тур­ной ре­кон­ст­рук­ции. М., 2005; Ба­кае­ва Э. П., Сан­гад­жи­ев Ю. И. Куль­ту­ра жи­ли­ща: эт­ни­чес­кие тра­ди­ции и сов­ре­мен­ные прио­ри­те­ты у кал­мы­ков. Эли­ста, 2005; Би­че­ев Б. А. Де­ти Не­ба – си­ние вол­ки: Ми­фо­ло­го-ре­ли­ги­оз­ные ос­но­вы фор­ми­ро­ва­ния эт­ни­чес­ко­го соз­на­ния кал­мы­ков. Эли­ста, 2005; Бад­маева Ц. А. Фи­ло­соф­ско-куль­ту­ро­ло­ги­че­ский ана­лиз тра­ди­ци­он­ной кал­мыц­кой куль­ту­ры. Эли­ста, 2006; Ба­ты­ре­ва С. Г. На­род­ное де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное ис­кус­ст­во кал­мы­ков XIX – на­ча­ла XX вв. Эли­ста, 2006; Еси­по­ва М. В. Куль­то­вые му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты буд­диз­ма вад­жрая­ны // Тру­ды Го­су­дар­ст­вен­но­го цен­траль­но­го му­зея му­зы­каль­ной куль­ту­ры им. М. И. Глин­ки: Аль­ма­нах. М., 2007. Вып. 3; Борд­жа­но­ва Т. Г. Об­ря­до­вая поэ­зия кал­мы­ков (си­сте­ма жан­ров, поэ­ти­ка). Эли­ста, 2007; Убушаев В. Б. Калмыки: выселение, возвращение, возрождение. 1943-1959 гг. Элиста, 2007; Калмыки / Отв. ред. Э. П. Бакаева, Н. Л. Жуковская. М., 2010. (Народы и культуры).

  • КАЛМЫ́КИ монголоязычный народ в России, осн. население Калмыкии (2008)
  • КАЛМЫ́КИ монголоязычный народ в России, основное население Калмыкии (2015)
Вернуться к началу