«ДЖА́НГАР»
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ДЖА́НГАР», калмыцкий и монгольский героич. эпос. Имеет зап.-монг. (ойратское) происхождение. Сложился в осн. к 15 в., предположительно до нач. 17 в. существовал единый цикл песен о Джангаре, в дальнейшем монг. и калм. варианты развивались разными путями.
Монг. «Д.» существует в виде разрозненных устных сказаний, распространённых в разных районах Монголии (известно 17 версий), его изучение ведётся с нач. 20 в. Центр. сюжет – борьба героя Джангара с врагами. Традиц. исполнение эпоса – горловое пение в сопровождении смычкового инструмента (моринхур).
В калм. «Д.» воспевается страна вечной молодости Бумба, граждане которой живут в довольстве и благополучии под защитой Джангара и его 12 баатров (богатырей). Калм. «Д.» известен в виде 4 циклов (всего 25 версий), наиболее полный из них – цикл из 10 песен эпич. репертуара джангарчи Ээлян Овла (записан в Малодербетовском улусе в 1908–1910 В. Л. Котвичем). В Калмыкии в сер. 19 в. зафиксированы 2 традиции исполнения: напевное речитирование (пение стихов) и сказывание (прозаич. текст). Певцы (джангарчи дуульчи; обычно аккомпанируют себе на домбре «дуулдг») пользовались бо́льшим почётом, чем сказители (джангарчи кульчи). Инструментальное сопровождение выполняло функцию вступления и заключения песни, звучало между строфами. Тексты, напевы, манера исполнения передавались от учителя к ученику; в кон. 1970–1980-х гг. записаны напевы от К. Ладжиева и Б. Кюскеева – представителей школы Ээлян Овла. Сохранению эпич. традиции способствует организация конкурсов джангарчи (в 1940 в Калмыкии была проведена Олимпиада эпич. певцов в честь 500-летия «Д.»).