Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НГБА́КА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 221

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




НГБА́КА, на­род на се­ве­ро-за­па­де Де­мо­кра­тич. Рес­пуб­ли­ки Кон­го. Жи­вут на пла­то Ге­ме­на в из­лу­чи­не р. Убан­ги (в осн. в пров. Юж. Убан­ги). Чис­лен­ность 1,4 млн. чел. (2011, оцен­ка); 5 тыс. чел. про­жи­ва­ют по пра­во­му бе­ре­гу Убан­ги, на се­ве­ро-вос­то­ке Рес­пуб­ли­ки Кон­го (вос­ток обл. Ли­куа­ла). К Н. близ­ки гбайя и ман­жа (мандза). Язык вет­ви гбайя-ман­дза-нгбака убан­гий­ской под­се­мьи ада­ма­ва-убан­гий­ских язы­ков. Пись­мен­ность на осно­ве лат. гра­фи­ки. Рас­про­стра­не­ны так­же язы­ки гбайя и лин­га­ла. В осн. ка­то­ли­ки, есть при­вер­жен­цы тра­диц. ве­ро­ва­ний и аф­ро­хри­сти­ан­ских це­рк­вей.

Деревянная резьба нгбака (Королевский музей Центральной Африки, Тервюрен; Линден-музеум, Штутгарт).

Пе­ре­се­ли­лись на совр. тер­ри­то­рию в 1920-х гг. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Эк­ва­то­ри­аль­ной Аф­ри­ки. Н. ис­пы­та­ли силь­ное влия­ние зан­де (осо­бен­но в ис­кус­ст­ве). За­ни­ма­ют­ся руч­ным зем­ле­де­ли­ем (ку­ку­ру­за, ма­ни­ок, сор­го, ба­на­ны), ры­бо­лов­ст­вом (жен­щи­ны), дер­жат коз и пти­цу. Раз­ви­ты куз­не­че­ст­во, об­ра­бот­ка ме­ди, резь­ба по де­ре­ву (та­бу­ре­ты, под­го­лов­ни­ки, ан­тро­по­морф­ные ку­ри­тель­ные труб­ки, ста­ту­эт­ки, мас­ки и др.) и сло­но­вой кос­ти, пле­те­ние ци­но­вок и кор­зин из во­ло­кон паль­мы ра­фии с гео­мет­рич. ри­сун­ком. По­се­ле­ния раз­бро­сан­ные, жи­ли­ще круг­лое, одеж­да – на­бед­рен­ная по­вяз­ка. Ос­но­ву тра­диц. со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции со­став­ля­ют де­ре­вен­ские и боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны, пат­ри­ли­ней­ные ро­ды (зо). Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па с ге­не­рац. ско­сом «ома­ха». Сиб­лин­ги об­оз­на­ча­ют­ся об­щим тер­ми­ном без раз­де­ле­ния по воз­ра­сту и по­лу. Су­ще­ст­ву­ет тай­ное об-во Ви-Ли­ми. Рас­про­стра­не­на по­ли­ги­ния, прак­ти­ку­ют­ся муж­ское и жен­ское об­ре­за­ние и ска­ри­фи­ка­ция в ви­де вер­ти­каль­ных руб­цов на лбу. Сфор­ми­ро­ва­лась ка­сто­по­доб­ная об­щность проф. пев­цов-му­зы­кан­тов ва-гбо нгом­би. Из­вест­ны сказ­ки, пес­ни, тан­цы; ми­фы о про­ис­хо­ж­де­нии Н. от ин­це­ста бра­та и се­ст­ры Се­то и На­бо – по­слан­ни­ков вер­хов­но­го бо­же­ст­ва Га­ле (Гбон­бо­со), фи­гур­ки ко­то­рых хра­нят­ся на до­маш­нем ал­та­ре (тва­бо­зо). Скульп­ту­ра име­ет обоб­щён­ные фор­мы; ста­ту­эт­ки с длин­ным ту­ло­ви­щем, ко­рот­ки­ми но­га­ми и круг­лой го­ло­вой. Мас­ки (да­га­ра) ис­поль­зу­ют­ся во вре­мя ини­циа­ций (га­за), име­ют миндалевидную фор­му, час­то во­гну­тое ли­цо, на лбу изо­бра­же­ны вер­ти­каль­ные руб­цы ска­ри­фи­ка­ции. Муз. ин­ст­ру­мен­ты – ба­ра­бан, ос­но­ва­ние ко­то­ро­го сде­ла­но в ви­де фи­гур­ки бы­ка или ан­ти­ло­пы, ар­фа с де­кой в ви­де ан­тро­по­морф­ной фи­гу­ры.

Лит.: Burssens H. La fonction de la sculpture tra­di­tionnelle chez les Ngbaka in Borusse. Kin­sha­sa, 1958; Thomas J. Les Ngbaka de la Lo­baye. P., 1963; Arom S., Thomas J. Conte et chantefables ngbaka-ma’bo. P., 1970; idem. Les mim­bo, génies du piégeage, et le monde surna­tu­rel des Ngbaka-Ma’bo. P., 1974; Henrix M. Be­liefs and rituals of the Ngbaka people // Uban­gi: art and cultures from the African heartland. Brussels, 2007.

Вернуться к началу