Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОНДУРА́СЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 404

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ГОНДУРА́СЦЫ (са­мо­на­зва­ние – hon­du­reños), на­род, осн. на­се­ле­ние Гон­ду­ра­са. Чис­лен­ность 6,2 млн. чел. (2005, оцен­ка). Го­во­рят на ме­ст­ном ва­ри­ан­те исп. яз. Св. 90% Г. – ка­то­ли­ки, ос­таль­ные – пя­ти­де­сят­ни­ки, ад­вен­ти­сты седь­мо­го дня, сви­де­те­ли Ие­го­вы и др.

Гондурасская крестьянка.
Музыканты. Город Сигуатепеке.

Пе­ред исп. ко­ло­ни­за­ци­ей ко­рен­ное на­се­ле­ние Гон­ду­ра­са за­ни­ма­лось на за­па­де зем­ле­де­ли­ем (чор­ти – соз­да­те­ли од­но­го из цен­тров май­ян­ской ци­ви­ли­за­ции Ко­пан, лен­ка), на вос­то­ке – охо­той, со­би­ра­тель­ст­вом и при­ми­тив­ным зем­ле­де­ли­ем (мис­ки­то, чиб­ча). Ин­дей­цы ока­за­ли ожес­то­чён­ное со­про­тив­ле­ние исп. ко­ло­ни­за­ции (ин­дей­ский вождь Лем­пи­ра, вое­вав­ший с ис­пан­ца­ми в 1536–37, стал нац. ге­ро­ем Гон­ду­ра­са). В ре­зуль­та­те ко­ло­ни­за­ции ин­дей­ское на­се­ле­ние на за­па­де бы­ло об­ра­ще­но в раб­ст­во или в за­ви­си­мость от ско­то­во­дов-ла­ти­фун­ди­стов, его чис­лен­ность со­кра­ти­лась в неск. раз. На­пря­жён­ность в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду ин­дей­ца­ми и ме­ти­са­ми-ла­ди­но со­хра­ня­лась и по­сле об­ре­те­ния не­за­ви­си­мо­сти. В труд­но­дос­туп­ных вост. рай­онах ин­дей­цы жи­ли изо­ли­ро­ван­но, со­хра­ня­ли не­за­ви­си­мость и тра­диц. об­раз жиз­ни до кон. 19 в. (т. н. ди­кие, или лес­ные, ин­дей­цы). В г. Ка­та­ка­мас и его ок­ру­ге в деп-те Олан­чо ин­дей­цы со­став­ля­ли аб­со­лют­ное боль­шин­ст­во, за­ни­ма­ли адм. долж­но­сти вплоть до аль­каль­дов. Олан­ча­но бы­ли прак­ти­чес­ки не­за­ви­си­мы от пра­ви­тель­ст­ва. В 1893 ин­дей­цы бы­ли урав­не­ны в пра­вах с др. гра­ж­да­на­ми Гон­ду­ра­са и по­лу­чи­ли ряд льгот (ос­во­бо­ж­де­ние от во­ен. служ­бы, на­ло­гов и др.), но про­дол­жа­ют за­ни­мать низ­кое по­ло­же­ние в со­ци­аль­ной струк­ту­ре Г. На­счи­ты­ва­ют 425 тыс. чел. Ин­дей­ские тра­ди­ции со­хра­ня­ют­ся в кух­не (празд­нич­ные блю­да из ку­ку­руз­но­го тес­та-ма­са, упот­реб­ле­ние ко­ко­со­во­го мо­ло­ка), сель­ском жи­ли­ще (до­ма с пле­тё­ны­ми сте­на­ми, об­мазан­ны­ми гли­ной) и др.

Исп. на­се­ле­ние Гон­ду­ра­са (кре­о­лы) бы­ло не­мно­го­чис­лен­ным, сре­ди не­го пре­об­ла­да­ли лю­ди не­знат­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, по­это­му ме­ти­са­ция ис­пан­цев с ин­дей­ца­ми шла очень ин­тен­сив­но. Ис­па­но-ин­дей­ские ме­ти­сы (ла­ди­но) со­ста­ви­ли осн. на­се­ле­ние стра­ны (5,9 млн. чел.). Они бы­ли в осн. кре­сть­я­на­ми (вы­ра­щи­ва­ли ку­ку­ру­зу, бо­бы, ма­ни­ок) и гор­но­ра­бо­чи­ми, за­ни­ма­ли не­вы­со­кие по­сты в адм. ап­па­ра­те и ар­мии.

Раб­ст­во нег­ров не иг­ра­ло в Гон­ду­ра­се зна­чит. ро­ли. Из при­во­зи­мых ис­пан­ца­ми нег­ров (в осн. из Зап. Аф­ри­ки) мно­гие вско­ре по­лу­ча­ли сво­бо­ду (так, в 1623 и 1625 из сво­бод­ных нег­ров бы­ли сфор­ми­ро­ва­ны во­ен. от­ря­ды, за­щи­щав­шие от пи­ра­тов ка­риб­ское по­бе­ре­жье). По­сле от­ме­ны раб­ст­ва (1824) не­гры, ра­бо­тав­шие на се­реб­ря­ных руд­ни­ках, уш­ли в го­ро­да, где ста­ли ре­мес­лен­ни­ка­ми и тор­гов­ца­ми; сре­ди них бы­ли чле­ны Нац. кон­грес­са. Не­смот­ря на от­сут­ст­вие дис­кри­ми­на­ции, пре­стиж­ным счи­та­лось иметь хо­тя бы от­да­лён­но­го пред­ка-ис­пан­ца – в та­ком слу­чае му­лат на­зы­вал се­бя бе­лым. Ны­не не­гры (мо­ре­но) жи­вут в осн. на се­ве­ре (деп-ты Ко­лон, Ат­лан­ти­да и Йо­ро), ас­си­ми­ли­ру­ют­ся ме­ти­са­ми-ла­ди­но. Чис­лен­ность мо­ре­но 144 тыс. чел. Сре­ди нег­ри­тян­ско­го на­се­ле­ния Гон­ду­ра­са вы­де­ля­лись так­же сам­бо (по­том­ки бег­ле­цов с по­тер­пев­ше­го в 1641 кру­ше­ние у бе­ре­гов Гон­ду­ра­са ко­раб­ля, сме­шав­шие­ся с мис­ки­то и вое­вав­шие с ис­пан­ца­ми в 1-й пол. 18 в. с опо­рой на под­держ­ку Анг­лии). Отд. груп­пы тем­но­ко­же­го на­се­ле­ния со­став­ля­ют га­ри­фо­на (122 тыс. чел.), жи­ву­щие на сев. по­бе­ре­жье, и вест-инд­ские не­гры о-вов Ис­лас-де-ла-Ба­иа, ко­то­рых с кон. 19 в. за­во­зи­ли аме­ри­кан­цы (в осн. с Ямай­ки и Кай­ма­но­вых о-вов) для ра­бо­ты на план­та­ци­ях; на по­бе­ре­жье по­яви­лись т. н. ан­тиль­ские де­рев­ни. Гон­дурас­ские вест-инд­цы – са­мая бес­прав­ная эт­нич. груп­па Г. На­счи­ты­ва­ют ок. 79,2 тыс. чел. Го­во­рят на ан­глий­ском и ямай­ском кре­оль­ском язы­ках, со­хра­ня­ют про­тес­тан­тизм, за­ни­ма­ют­ся в осн. ры­бо­лов­ст­вом и мор. про­мыс­ла­ми.

В 19–20 вв. про­дол­жа­лась не­зна­чит. им­ми­гра­ция в Гон­ду­рас из Ис­па­нии (в осн. из Ка­та­ло­нии), США, с Бри­тан­ских о-вов и Ку­бы. Ны­не бе­лые Г. на­счи­ты­ва­ют 144 тыс. чел., жи­вут в осн. в деп-те Фран­си­ско-Мо­ра­сан и на Ка­риб­ском по­бе­ре­жье. На по­бе­ре­жье жи­вут не­зна­чит. груп­пы аме­ри­кан­цев (10 тыс. чел.) и вы­ход­цы из Ве­ли­ко­бри­та­нии (7 тыс. чел.). По­том­ки анг­ли­чан на ост­ро­вах Ути­ла и Гуа­на­ха (11 тыс. чел.) со­хра­ня­ют при­вер­жен­ность к тра­диц. англ. куль­ту­ре, про­тес­тан­тизм, го­во­рят на мест­ном ва­ри­ан­те англ. язы­ка. С 1910 в стра­ну им­ми­гри­ро­ва­ли ара­бы-хри­стиа­не из Си­рии, Ли­ва­на и Па­ле­сти­ны (т. н. тур­ки). Ны­не ара­бы на­счи­ты­ва­ют св. 100 тыс. чел., жи­вут в осн. в го­ро­дах, за­ни­ма­ют­ся тор­гов­лей. В кон. 20 в. в стра­ну при­бы­ло зна­чит. чис­ло им­ми­гран­тов из Ни­ка­ра­гуа (св. 200 тыс. чел.).

Лит.: Дрид­зо А. Д. Гон­ду­рас. Фор­ми­ро­ва­ние эт­ни­че­ской общ­но­сти // На­цио­наль­ные про­цес­сы в Цен­траль­ной Аме­ри­ке и Мек­си­ке. М., 1974.

Вернуться к началу