ЛЕ́НКА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕ́НКА (самоназвание), индейский народ на юго-западе Гондураса (департаменты Санта-Барбара, Кортес, Лемпира, Интибука, Ла-Пас, Комаягуа) и на востоке Сальвадора (департаменты Усулутан, Сан-Мигель, Морасан, Ла-Уньон). Численность в Гондурасе ок. 100 тыс. чел. (крупнейший индейский народ в стране), в Сальвадоре ок. 40 тыс. чел. (2009, оценка). Говорят на исп. яз., в нескольких удалённых деревнях среди стариков сохраняется знание яз. ленка (изолированный, возможно, принадлежит к макросемье макро-чибча); в Гондурасе предпринимаются попытки преподавания его в школе. Католики.
До исп. завоевания занимали обширную территорию в предгорьях и горных районах Зап. и Центр. Гондураса и Вост. Сальвадора, испытали влияние майя и пипилей. Л. имели вождества, возглавляемые касиками, сословия воен. знати, жрецов, торговцев, ремесленников, земледельцев и домашних рабов (ими становились военнопленные). В укреплённых поселениях в бассейне верхней и средней Улуа (Гуахерегин, Тенампуа, Каламуя и др.) существовали культовая и гражд. архитектура, площадки для игры в мяч, полихромная керамика с изображением мифологич. сцен (в 6–9 вв. распространялась в городах майя, Оахаки и Веракруса). Вождества Л. воевали между собой и с соседями, заключали врем. союзы гуанкаско (эта традиция отражена в назв. танца гуанкаско). Перед исп. завоеванием существовали 4 группы союзных вождеств. Под рук. касика Лемпира (ум. 1537) Л. более 20 лет оказывали вооруж. сопротивление исп. завоеванию.
Традиц. культура типична для индейцев и испано-индейских метисов Центр. Америки. Сохраняется только в изолированных общинах в тропич. горных лесах департаментов Интибука и Ла-Пас. Занимаются ручным подсечно-огневым земледелием (кукуруза, фасоль, тыквы, корнеплоды, табак, бананы и др.), разведением индеек и кур, охотой, собирательством, рыболовством (до сер. 20 в. использовали луки, копья, духовые ружья, плетёные ловушки, растит. яды для рыболовства), пчеловодством, добычей и продажей соли. Развиты гончарство (центр в Ла-Кампа: красная керамика, в осн. сосуды с растит. и геометрич. орнаментами, раскрашенные статуэтки), плетение, ручное ткачество с ярким полосатым орнаментом, изготовление каменных зернотёрок, обработка кожи, дерева. Керамика, луки и расписные дерев. маски делаются на продажу туристам. В женской праздничной одежде сочетаются черты колониального исп. костюма, одежды гарифона и майя Горной Гватемалы. Общины возглавляются касиком, советом старейшин и представителем администрации департамента; встречается общинная обработка земли, урожай распределяется касиком. Сохраняются патрилиниджи, местами – расширенные семьи. Брак патрилокальный, распространены врем. матрилокальность и отработка за жену. Религ. представления – смесь католицизма и доиспанских верований, в т. ч. вера в нагуалей – духов-помощников в образе животных. Сохраняются доиспанский фольклор и культы духов гор, пещер, плодородия, леса, дождя, паломничества к священным холмам и руинам древних поселений – обители духов предков, аграрные обряды, знахарство, гадания. По праздникам святых патронов ритуальные братства (кофрадии и гильды) организуют шествия и танцевальные представления колониальной эпохи; в Ла-Кампа и Охохона (к югу от Тегусигальпы) исполняется историч. танец гуанкаско.