Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИКАРАГУА́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 710

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова

НИКАРАГУА́НЦЫ (nicaraguences), на­род, осн. на­се­ле­ние Ни­ка­ра­гуа. Чис­лен­ность 5,1 млн. чел. (2005, пе­ре­пись). Жи­вут так­же в Кос­та-Ри­ке (до 800 тыс. чел.), США [211,5 тыс. чел. – 2000, пе­ре­пись; по оцен­кам, до 700 тыс. чел.; жи­вут в осн. в г. Май­а­ми (штат Фло­ри­да) и его ок­ре­ст­но­стях, а так­же в Ка­ли­фор­нии], Саль­ва­до­ре, Ис­па­нии, Мек­си­ке, Ка­на­де и др. Го­во­рят гл. обр. на ме­ст­ном ва­ри­ан­те исп. яз. – ни­ка­ньо­ле (ок. 85%), на вост. по­бе­ре­жье так­же – на ми­ски­то, англ. яз. и ни­ка­раг. на­ре­чии анг­ло-кре­оль­ско­го за­пад­но­ка­риб­ско­го яз. Ве­рую­щие – ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты.

Совр. ин­дей­ское на­се­ле­ние Ни­ка­ра­гуа скла­ды­ва­лось в ре­зуль­та­те двух ми­грац. по­то­ков. В кон. 1-го – нач. 2-го тыс. из Центр. и Юж. Мек­си­ки с се­ве­ра пе­ре­се­ли­лись ото-ман­ге (их совр. по­том­ки – чо­ро­те­га-манге и су­бтиа­ба), в 12–13 вв. – науа (ни­ка­рао, дав­шие назв. стра­не); они бы­ли но­си­те­ля­ми раз­ви­той зем­ле­дельч. куль­ту­ры и соз­да­ли вое­ни­зи­ров. вож­де­ст­ва. Их по­том­ки позд­нее со­ста­ви­ли ос­но­ву ис­па­но-ин­дей­ских ме­ти­сов зап. по­бе­ре­жья. В 13 в. в гор­ный ре­ги­он (аль­ти­плано) из Сев. Ко­лум­бии и Сев. Вене­суэ­лы пе­ре­се­ли­лись ма­та­галь­па, в 14 в. на вост. тро­пич. низ­мен­но­сти – пред­ки ми­ски­то, су­мо и ра­ма; их по­том­ки со­став­ля­ют б. ч. совр. ин­дей­ско­го на­се­ле­ния Ни­ка­ра­гуа. С по­яв­ле­ни­ем ис­пан­цев на тер­ри­то­рии Ни­ка­ра­гуа (1502) воз­ни­ка­ет ис­па­но-ин­дей­ское ме­тис­ное на­се­ле­ние (ни­кас), со­сре­до­то­чен­ное в осн. на за­па­де стра­ны, – ти­хо­оке­ан­ские ме­ти­сы, или «ис­пан­цы». От них от­ли­ча­ют­ся бе­лые и ме­ти­сы, жи­ву­щие в го­ро­дах и му­ни­ци­паль­ных цент­рах ат­лан­тич. по­бе­ре­жья – Мо­ски­то­во­го бе­ре­га (бе­ре­го­вые ме­ти­сы, ко­стень­ос), со вре­ме­ни англ. про­тек­то­ра­та ори­ен­ти­ро­ван­ные на ан­гло-амер. куль­ту­ру и со­про­тив­ляв­шие­ся на­сильств. вве­де­нию исп. яз. (ок. 10%). В 16 в. ис­пан­цы за­во­зят на зап. по­бе­ре­жье нег­ров-ра­бов из ан­тиль­ских ко­ло­ний (аф­ро­ни­ка­ра­гу­ан­цы). С 17 в. на Мос­ки­то­вом бе­ре­гу фор­ми­ру­ют­ся так­же груп­пы сме­шан­но­го нег­ро-ин­дей­ско­го (мис­ки­то, га­ри­фо­на) и за­ве­зён­но­го анг­ли­ча­на­ми из Вест-Ин­дии нег­ри­тян­ско­го на­се­ле­ния (ни­ка­ра­гу­ан­ские кре­о­лы; в осн. близ г. Блу­филдс). С сер. 19 в. по­яв­ля­ют­ся пе­ре­се­лен­цы из США, Анг­лии, Ис­па­нии, Ита­лии, Гер­ма­нии. В 19 – нач. 21 вв. зна­чи­тель­на эмиг­ра­ция из Ни­ка­ра­гуа (осо­бен­но в Кос­та-Ри­ку и США).

Никарагуанцы. Исполнители танца «Эль-Гуэгуэнсе». Фото Jorge Mejia

Осн. тра­диц. за­ня­тие – зем­ле­де­лие. Ос­но­ва тра­диц. кух­ни – блю­да из ку­ку­руз­ной му­ки, в ка­риб­ской зо­не – мол­люс­ки, ко­ко­сы, ба­на­ны. По­пу­ляр­ные блю­да – ку­ку­руз­ные ле­пёш­ки (тор­ти­льи), в ко­то­рые за­во­ра­чи­ва­ют­ся бо­бы и мя­со, фа­соль, рис, юк­ка, лук, чес­нок; га­льо пин­то («пят­ни­стый пе­тух») – ва­рё­ная ку­ри­ца с ри­сом и крас­ной фа­со­лью; на­ка­та­маль – ту­шё­ный пу­динг из ку­ку­руз­ной му­ки и ри­са с ку­ри­ным или сви­ным мя­сом, кар­то­фе­лем, кас­са­вой, то­ма­та­ми и пер­цем чи­ли, обёр­ну­тый в ба­на­но­вый лист. На­пит­ки – пи­ноль (раз­ве­дён­ная в во­де ку­ку­руз­ная му­ка), ти­сте (из рас­тёр­тых под­жа­рен­ных тор­ти­лий и ка­као), чи­чи (сла­бо­ал­ко­голь­ный на­пи­ток из ку­ку­ру­зы). Ми­ски­то и су­мо едят мя­со мор­ских че­ре­пах; с 1969 его ста­ли про­да­вать иностр. ком­па­ни­ям (за­пре­ще­но с нач. 1980-х гг. из-за рез­ко­го со­кра­ще­ния по­пу­ля­ций че­ре­пах). Раз­ви­ты гон­чар­ст­во (бы­то­вая и де­ко­ра­тив­ная ке­ра­ми­ка, со­хра­няю­щая ин­дей­ские фор­мы и мо­ти­вы), резь­ба по де­ре­ву, юве­лир­ное ис­кус­ст­во, пря­де­ние и тка­чест­во из хлоп­ка, вы­шив­ка. Важ­ней­шие празд­ни­ки – дни св. пат­ро­нов, Кар­на­вал, сре­ди аф­ро­ни­ка­ра­гу­ан­цев – Май­ское де­ре­во (Па­ло-де-Майо). На День св. Се­ба­сть­я­на (ян­варь) в Дирь­ям­бе ис­пол­ня­ют са­ти­рич. тан­це­валь­ную дра­му до­ис­пан­ско­го про­ис­хож­де­ния «Эль-Гу­эгу­эн­се» (гл. пер­со­наж – Гуэ­гуэ, на яз. нау­атль – «Ста­рик», оли­це­тво­ря­ет со­про­тив­ле­ние ин­дей­цев вла­сти ис­пан­цев). На празд­ни­ке Св. До­мин­го – по­кро­ви­те­ля Ма­на­гуа (1–10 авг.) уст­раи­ва­ют­ся скач­ки, бои бы­ков, пе­ту­ши­ные бои, ко­стю­ми­ро­ван­ные про­цес­сии и тан­цы в мас­ках. На ти­хо­оке­ан­ском по­бе­ре­жье и в го­рах ис­пол­ня­ют тан­цы «Со­пи­ло­те» (изо­бра­жа­ет смерть и по­гре­бе­ние чёр­но­го гри­фа, во­пло­щаю­ще­го си­лы зла), «Ин­де­ан­ки» (в бе­лых уипи­лях и длин­ных юб­ках в сбор­ку с кор­зи­на­ми на го­ло­ве), «Агуи­со­те» (в ко­стю­мах фольк­лор­ных пер­со­на­жей – Гор­ной ста­ру­хи, Ста­ри­ка без го­ло­вы, Смер­ти и др.), «Не­гри­тян­ки»; муж­ские тан­цы – «Го­ро Ве­на­до» («Бык-Олень»), «То­ро Гуа­ко», «Ман­ту­дос»; ха­рак­те­рен та­нец ме­зо­аме­ри­кан­ско­го про­ис­хож­де­ния «Па­ло Во­ла­дор» («Столб ле­ту­на»): ис­пол­ни­тель, при­вя­зан­ный ве­рёв­кой к ма­лень­кой кру­тя­щей­ся ра­ме на вер­ши­не стол­ба, под ак­ком­па­не­мент ба­ра­ба­нов бро­са­ет­ся вниз го­ло­вой и, опи­сы­вая кру­ги вок­руг стол­ба, спус­ка­ет­ся на зем­лю. Муз. ин­стру­мен­ты – ма­рим­ба, ду­хо­вые (чи­ри­мия, суль), тре­щот­ки (ма­ра­кас), скрип­ка, ги­та­ра и др.

Лит.: Dozier C. L. Nucaragua’s Mosquito shore: the years of British and American presence. University, 1985; Rushdie S. The jaguar smile. L., 1987; Cortázar J. Nicaraguan sketches. N. Y.; L., 1989; Vilas C. M. State, class and ethnicity in Nicaragua. L., 1989; Hale C. R. Re­sistance and contradiction: Miskity Indians and the Nicaraguan state, 1894–1987. Stanford, 1994; Nicaragua: A country study. Wash., 1994; Gould J. El Mito de «la Nicagarua mestiza» y la resistencia indígena, 1880–1980. San José, 1997; idem. To die in this way: Nicaraguan In­dians and the myth of mestizaje, 1880–1965. Durham; L., 1998; Gordon E. W. Disparate di­asporas: identity and politics in an African Ni­ca­raguan community. Austin, 1998; Field L. W. The grimace of Macho Ratón: artisans, iden­tity, and nation in late-twentieth century wes­tern Nicaragua. Durham; L., 1999.

Вернуться к началу