НИКАРАГУА́НЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИКАРАГУА́НЦЫ (nicaraguences), народ, осн. население Никарагуа. Численность 5,1 млн. чел. (2005, перепись). Живут также в Коста-Рике (до 800 тыс. чел.), США [211,5 тыс. чел. – 2000, перепись; по оценкам, до 700 тыс. чел.; живут в осн. в г. Майами (штат Флорида) и его окрестностях, а также в Калифорнии], Сальвадоре, Испании, Мексике, Канаде и др. Говорят гл. обр. на местном варианте исп. яз. – никаньоле (ок. 85%), на вост. побережье также – на мискито, англ. яз. и никараг. наречии англо-креольского западнокарибского яз. Верующие – католики и протестанты.
Совр. индейское население Никарагуа складывалось в результате двух миграц. потоков. В кон. 1-го – нач. 2-го тыс. из Центр. и Юж. Мексики с севера переселились ото-манге (их совр. потомки – чоротега-манге и субтиаба), в 12–13 вв. – науа (никарао, давшие назв. стране); они были носителями развитой земледельч. культуры и создали военизиров. вождества. Их потомки позднее составили основу испано-индейских метисов зап. побережья. В 13 в. в горный регион (альтиплано) из Сев. Колумбии и Сев. Венесуэлы переселились матагальпа, в 14 в. на вост. тропич. низменности – предки мискито, сумо и рама; их потомки составляют б. ч. совр. индейского населения Никарагуа. С появлением испанцев на территории Никарагуа (1502) возникает испано-индейское метисное население (никас), сосредоточенное в осн. на западе страны, – тихоокеанские метисы, или «испанцы». От них отличаются белые и метисы, живущие в городах и муниципальных центрах атлантич. побережья – Москитового берега (береговые метисы, костеньос), со времени англ. протектората ориентированные на англо-амер. культуру и сопротивлявшиеся насильств. введению исп. яз. (ок. 10%). В 16 в. испанцы завозят на зап. побережье негров-рабов из антильских колоний (афроникарагуанцы). С 17 в. на Москитовом берегу формируются также группы смешанного негро-индейского (мискито, гарифона) и завезённого англичанами из Вест-Индии негритянского населения (никарагуанские креолы; в осн. близ г. Блуфилдс). С сер. 19 в. появляются переселенцы из США, Англии, Испании, Италии, Германии. В 19 – нач. 21 вв. значительна эмиграция из Никарагуа (особенно в Коста-Рику и США).
Осн. традиц. занятие – земледелие. Основа традиц. кухни – блюда из кукурузной муки, в карибской зоне – моллюски, кокосы, бананы. Популярные блюда – кукурузные лепёшки (тортильи), в которые заворачиваются бобы и мясо, фасоль, рис, юкка, лук, чеснок; гальо пинто («пятнистый петух») – варёная курица с рисом и красной фасолью; накатамаль – тушёный пудинг из кукурузной муки и риса с куриным или свиным мясом, картофелем, кассавой, томатами и перцем чили, обёрнутый в банановый лист. Напитки – пиноль (разведённая в воде кукурузная мука), тисте (из растёртых поджаренных тортилий и какао), чичи (слабоалкогольный напиток из кукурузы). Мискито и сумо едят мясо морских черепах; с 1969 его стали продавать иностр. компаниям (запрещено с нач. 1980-х гг. из-за резкого сокращения популяций черепах). Развиты гончарство (бытовая и декоративная керамика, сохраняющая индейские формы и мотивы), резьба по дереву, ювелирное искусство, прядение и ткачество из хлопка, вышивка. Важнейшие праздники – дни св. патронов, Карнавал, среди афроникарагуанцев – Майское дерево (Пало-де-Майо). На День св. Себастьяна (январь) в Дирьямбе исполняют сатирич. танцевальную драму доиспанского происхождения «Эль-Гуэгуэнсе» (гл. персонаж – Гуэгуэ, на яз. науатль – «Старик», олицетворяет сопротивление индейцев власти испанцев). На празднике Св. Доминго – покровителя Манагуа (1–10 авг.) устраиваются скачки, бои быков, петушиные бои, костюмированные процессии и танцы в масках. На тихоокеанском побережье и в горах исполняют танцы «Сопилоте» (изображает смерть и погребение чёрного грифа, воплощающего силы зла), «Индеанки» (в белых уипилях и длинных юбках в сборку с корзинами на голове), «Агуисоте» (в костюмах фольклорных персонажей – Горной старухи, Старика без головы, Смерти и др.), «Негритянки»; мужские танцы – «Горо Венадо» («Бык-Олень»), «Торо Гуако», «Мантудос»; характерен танец мезоамериканского происхождения «Пало Воладор» («Столб летуна»): исполнитель, привязанный верёвкой к маленькой крутящейся раме на вершине столба, под аккомпанемент барабанов бросается вниз головой и, описывая круги вокруг столба, спускается на землю. Муз. инструменты – маримба, духовые (чиримия, суль), трещотки (маракас), скрипка, гитара и др.