МИ́ХЕ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИ́ХЕ (возможно, от миштли – на яз. науа «облако», т. е. «люди, живущие в облаках»; самоназвание аюук ха’ай – «говорящие на языке людей» или «люди, говорящие на языке гор»), индейский народ в Мексике (северо-восток штата Оахака). Численность 168,9 тыс. чел. (2000, перепись), по оценкам – ок. 150 тыс. чел. Ок. 63% говорит на языках михе семьи михе-соке языков; 22% не владеет исп. яз. (самый высокий процент монолингвизма среди индейцев Мексики). Письменность на основе лат. графики. Делятся на зап. М. (горные М. живут в Сьерра-Михе в зоне «холодной земли» на выс. св. 1800 м на западе окр. Михе региона Сьерра-Норте – диалектные группы тотонтепек, тлауитолтепек, аютла, тамасулапан; срединные М. живут в зоне «тёплой земли» в покрытых лесом горах и предгорьях на выс. 1000–1800 м – сакатепек на севере окр. Михе и хукила на севере окр. Яутепек на северо-востоке региона Сьерра-Сур) и вост., или истмийских, М. (гуичикови) в зоне «жаркой земли» в тропич. лесах и саваннах предгорий и низменностей перешейка Теуантепек на востоке окр. Михе и северо-западе окр. Хучитан региона Истмо. Отд. группу составляют М. Вост. Веракруса (муниципалитеты Олута и Саюла-де-Алеман региона Ольмека) – пополуки; по-видимому, группой М. были также ассимилированные в сер. 20 в. тапачультеки, жившие в отрогах вулкана Такана на юго-востоке штата Чьяпас (их предки считаются возможными создателями цивилизации Исапа, 5 в. до н. э. – 2 в. н. э.). Св. 10 тыс. М. живут в США (в Калифорнии и др.; самая большая община М. – в Лос-Анджелесе). М. – католики, есть протестанты.
До 17 в. М. были расселены по всему перешейку Теуантепек. Существует мнение, пока не получившее достаточного подтверждения, что предки М. были среди создателей цивилизации ольмеков. По этногенетич. мифам, племя М. под предводительством вождя Кондоя переселилось в поисках священной горы с юга на лодках вдоль тихоокеанского побережья. Среди совр. М. популярна фантастич. версия об их миграции из Перу (в связи с идеей ряда учёных о юж.-амер. происхождении археологич. культур 2-го тыс. до н. э. на тихоокеанском побережье юга Мексики и севера Гватемалы; их создателями считаются – пока без достаточных оснований – предки М. и соке). По совр. данным, предки М. пришли в Оахаку несколькими волнами из тропич. лесов Веракруса в 13 – нач. 16 вв. Их переселение вызвало столкновения с миштеками и сапотеками. М. создали городские центры в Моктуме, Тотонтепеке, Кецальтепеке и Хальтепеке-де-Кандайок (Сан-Хуан-Хальтепек). В 15 в. М. объединились с сапотеками в борьбе против ацтеков. В течение 16–17 вв. М. оказывали сопротивление испанцам и не платили дань колониальному правительству. В 1555 доминиканцы построили миссии в 3 селениях М. Введение системы энкомьенд на территории М. сопровождалось крайней жестокостью. Численность М. к сер. 17 в. сократилась в 10 раз из-за эпидемий.
Традиц. культура типична для индейцев Мезоамерики. Занимаются ручным подсечно-огневым земледелием (кукуруза, фасоль, тыква, перец чили, табак, агуакате, камоте, огородные культуры; после исп. завоевания – картофель, персики; с 19 в. – кофе, сахарный тростник, бананы, цитрусовые). Отд. общины до 19 в. занимались исключительно охотой и собирательством. Развиты произ-во керамики (в т. ч. большие краснолощёные кувшины для хранения воды и зерна), циновок, узорное ткачество на поясном станке, вышивка; между селениями существует ремесленная специализация. В низменностях развивается животноводство. Распространена работа по найму в Мехико и США.
Жилище (хыын тыхк – «огонь-дом») – однокамерное, из плетня, обмазанного глиной. Мужчины по праздникам носят пончо в чёрную и синюю полоску, тёмную войлочную шляпу. Для женского костюма ранее был характерен тёмно-лиловый, синий или зелёный уипиль без орнамента с красной тесьмой по швам. Ныне уипиль (короткий или до колен) чаще белый с однотонной вышивкой; его заправляют в запашную или сшитую в сборку юбку; на плечах носят шаль (ребосо), на голове – заимствованный у сапотеков венок из красных нитей.
Общины М. сохраняют предпочтит. эндогамию, являются собственниками земли и распределяют её между своими членами. Ряд пуэбло делится на самостоят., нередко также эндогамные, кварталы. В основе системы родства – билатеральная группа кровных родственников и свойственников 3–4 поколений (‘амигук). Система терминов родства линейного типа в поколении родителей и генерац. типа в поколении эго; местами сохраняется слияние альтернативных поколений. Сиблинги делятся по относит. возрасту (у вост. М. сохраняется деление сиблингов по относит. полу). Жизнью общин руководят советы старейшин (михха’йидихк) – лиц, последовательно прошедших по всем ступеням должностной лестницы, из которых избираются общинные старосты (пискад). Социальная организация опирается на традиц. индейское право (коотуунк) – всеобщее обязательное и бесплатное служение (кумун юм) общине; представляет собой иерархич. систему религ.-гражд. должностей (карго), связанную с системой возрастных групп. Каргодоры переизбираются на Новый год – день Всех Святых (1–2 нояб.). До 1970-х гг. во главе общин стояли неформальные лидеры-касики, соперничество между которыми приводило к вооруж. столкновениям. В горах сохраняются расширенные семьи.
Сохраняется доиспанский пантеон, культы: бога ураганов и покровителя умерших Михку, ассоциирующегося со св. Михаилом (их праздник отмечают в день Всех Святых 1–2 ноября, он совпадает с доиспанским Новым годом М.); бога плодородия и дождя, хозяина зверей Пох Энее; богини земли и плодородия Наашвиинь, бога охоты Йуук и др. Гл. мифологич. сюжеты: о героях-мстителях, ставших Солнцем и Луной; о боге кукурузы – легендарном вожде Кондое, рождённом из яйца на священной горе Семпоальтепетль; о женщине-собаке, породившей светила; о творении людей в раю богом дождя; о потопе, похищении огня и т. д. М. сохраняют полный доиспанский календарь (шээ ту’у – «путь дней») с 260-дневным и 365-дневным циклами. На праздники католич. патрона общины устраивают представления в масках на историч. сюжеты: «Конкиста», «Негритята» (о рабах на плантациях сахарного тростника) и т. п. Известен Центр муз. образования и развития культуры М. в Санта-Мария-Тлауитольтепеке.