Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИ́ХЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 502-503

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова

МИ́ХЕ (воз­мож­но, от мишт­ли – на яз. на­уа «об­ла­ко», т. е. «лю­ди, жи­ву­щие в об­ла­ках»; са­мо­на­зва­ние аюук ха’ай – «го­во­ря­щие на язы­ке лю­дей» или «лю­ди, го­во­ря­щие на язы­ке гор»), ин­дей­ский на­род в Мек­си­ке (се­ве­ро-вос­ток шта­та Оа­ха­ка). Чис­лен­ность 168,9 тыс. чел. (2000, пе­ре­пись), по оцен­кам – ок. 150 тыс. чел. Ок. 63% го­во­рит на язы­ках ми­хе се­мьи ми­хе-со­ке язы­ков; 22% не вла­де­ет исп. яз. (са­мый вы­со­кий про­цент мо­но­лин­гвиз­ма сре­ди ин­дей­цев Мек­си­ки). Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Де­лят­ся на зап. М. (гор­ные М. жи­вут в Сьер­ра-Ми­хе в зо­не «хо­лод­ной зем­ли» на выс. св. 1800 м на за­па­де окр. Ми­хе ре­гио­на Сьер­ра-Нор­те – диа­лект­ные груп­пы то­тон­те­пек, тлау­и­тол­те­пек, ают­ла, та­ма­су­ла­пан; сре­дин­ные М. жи­вут в зо­не «тё­п­лой зем­ли» в по­кры­тых ле­сом го­рах и пред­горь­ях на выс. 1000–1800 м – са­ка­те­пек на се­ве­ре окр. Ми­хе и ху­ки­ла на се­ве­ре окр. Яу­те­пек на се­ве­ро-вос­то­ке ре­гио­на Сьер­ра-Сур) и вост., или ист­мий­ских, М. (гуи­чи­ко­ви) в зо­не «жар­кой зем­ли» в тро­пич. ле­сах и са­ван­нах пред­го­рий и низ­мен­но­стей пе­ре­шей­ка Теу­ан­те­пек на вос­то­ке окр. Ми­хе и се­ве­ро-за­па­де окр. Ху­чи­тан ре­гио­на Ист­мо. Отд. груп­пу со­став­ля­ют М. Вост. Ве­ра­кру­са (му­ни­ци­па­ли­те­ты Олу­та и Саю­ла-де-Але­ман ре­гио­на Оль­ме­ка) – по­по­лу­ки; по-ви­ди­мо­му, груп­пой М. бы­ли так­же ас­си­ми­ли­ро­ван­ные в сер. 20 в. та­па­чуль­те­ки, жив­шие в от­ро­гах вул­ка­на Та­ка­на на юго-вос­то­ке шта­та Чья­пас (их пред­ки счи­та­ют­ся воз­мож­ны­ми со­зда­те­ля­ми ци­ви­ли­за­ции Иса­па, 5 в. до н. э. – 2 в. н. э.). Св. 10 тыс. М. жи­вут в США (в Ка­ли­фор­нии и др.; са­мая боль­шая об­щи­на М. – в Лос-Анд­же­ле­се). М. – ка­то­ли­ки, есть про­тес­тан­ты.

До 17 в. М. бы­ли рас­се­ле­ны по все­му пе­ре­шей­ку Те­уа­н­те­пек. Существует мне­ние, пока не получившее достаточного подтверждения, что пред­ки М. бы­ли сре­ди со­зда­те­лей ци­ви­ли­за­ции оль­ме­ков. По эт­но­ге­не­тич. ми­фам, пле­мя М. под пред­во­ди­тель­ст­вом во­ж­дя Кон­доя пе­ре­се­ли­лось в по­ис­ках свя­щен­ной го­ры с юга на лод­ках вдоль ти­хо­оке­ан­ско­го по­бе­ре­жья. Сре­ди совр. М. по­пу­ляр­на фан­та­стич. вер­сия об их ми­гра­ции из Пе­ру (в свя­зи с иде­ей ря­да учё­ных о юж.-амер. про­ис­хож­де­нии ар­хео­ло­гич. куль­тур 2-го тыс. до н. э. на ти­хо­оке­ан­ском по­бе­ре­жье юга Мек­си­ки и се­ве­ра Гва­те­ма­лы; их соз­да­те­ля­ми счи­та­ют­ся – по­ка без до­ста­точ­ных ос­но­ва­ний – пред­ки М. и со­ке). По совр. дан­ным, пред­ки М. при­шли в Оа­ха­ку не­сколь­ки­ми вол­на­ми из тро­пич. ле­сов Ве­рак­ру­са в 13 – нач. 16 вв. Их пе­ре­се­ле­ние вы­зва­ло столк­но­ве­ния с миш­те­ка­ми и са­по­те­ка­ми. М. со­зда­ли го­род­ские цен­тры в Мок­ту­ме, То­тон­те­пе­ке, Ке­цаль­те­пе­ке и Халь­те­пе­ке-де-Кан­дай­ок (Сан-Ху­ан-Халь­те­пек). В 15 в. М. объ­е­ди­ни­лись с са­по­те­ка­ми в борь­бе про­тив ац­те­ков. В те­че­ние 16–17 вв. М. ока­зы­ва­ли со­про­тив­ле­ние ис­пан­цам и не пла­ти­ли дань ко­ло­ни­аль­но­му пра­ви­тель­ст­ву. В 1555 до­ми­ни­кан­цы по­строи­ли мис­сии в 3 се­ле­ни­ях М. Вве­де­ние сис­те­мы эн­комь­енд на тер­ри­то­рии М. со­про­во­ж­да­лось край­ней жес­то­ко­стью. Чис­лен­ность М. к сер. 17 в. со­кра­ти­лась в 10 раз из-за эпи­де­мий.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Ме­зо­аме­ри­ки. За­ни­ма­ют­ся руч­ным под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (ку­ку­ру­за, фа­соль, ты­к­ва, пе­рец чи­ли, та­бак, агуа­ка­те, ка­мо­те, ого­род­ные куль­ту­ры; по­сле исп. за­вое­ва­ния – кар­то­фель, пер­си­ки; с 19 в. – ко­фе, са­хар­ный тро­ст­ник, ба­на­ны, цит­ру­со­вые). Отд. об­щи­ны до 19 в. за­ни­ма­лись ис­клю­чи­тель­но охо­той и со­би­ра­тель­ст­вом. Раз­ви­ты про­из-во ке­ра­ми­ки (в т. ч. боль­шие крас­но­ло­щёные кув­ши­ны для хра­не­ния во­ды и зер­на), ци­но­вок, узор­ное тка­че­ст­во на по­яс­ном стан­ке, вы­шив­ка; ме­ж­ду се­ле­ниями су­ще­ст­ву­ет ре­мес­лен­ная спе­циа­ли­за­ция. В низ­мен­но­стях раз­ви­ва­ет­ся жи­вот­но­вод­ст­во. Рас­про­стра­не­на ра­бо­та по най­му в Ме­хи­ко и США.

Жи­ли­ще (хы­ын тыхк – «огонь-дом») – од­но­ка­мер­ное, из плет­ня, об­ма­зан­но­го гли­ной. Муж­чи­ны по празд­ни­кам но­сят пон­чо в чёр­ную и си­нюю по­лос­ку, тём­ную вой­лоч­ную шля­пу. Для жен­ско­го кос­тю­ма ра­нее был ха­рак­те­рен тём­но-ли­ло­вый, си­ний или зе­лё­ный уи­пиль без ор­на­мен­та с крас­ной тесь­мой по швам. Ны­не уи­пиль (ко­рот­кий или до ко­лен) ча­ще бе­лый с од­но­тон­ной вы­шив­кой; его за­прав­ля­ют в за­паш­ную или сши­тую в сбор­ку юб­ку; на пле­чах но­сят шаль (ре­бо­со), на го­ло­ве – за­им­ст­во­ван­ный у са­по­те­ков ве­нок из крас­ных ни­тей.

Об­щи­ны М. со­хра­ня­ют пред­поч­тит. эн­до­га­мию, яв­ля­ют­ся соб­ст­вен­ни­ка­ми зем­ли и рас­пре­де­ля­ют её ме­ж­ду свои­ми чле­на­ми. Ряд пу­эб­ло де­лит­ся на са­мо­сто­ят., не­ред­ко так­же эн­до­гам­ные, квар­та­лы. В ос­но­ве си­сте­мы род­ст­ва – би­ла­те­раль­ная груп­па кров­ных род­ст­вен­ни­ков и свой­ст­вен­ни­ков 3–4 по­ко­ле­ний (‘ами­гук). Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва ли­ней­но­го ти­па в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей и ге­не­рац. ти­па в по­ко­ле­нии эго; ме­ста­ми со­хра­ня­ет­ся слия­ние аль­тер­на­тив­ных по­ко­ле­ний. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту (у вост. М. со­хра­ня­ет­ся де­ле­ние сиб­лин­гов по от­но­сит. по­лу). Жизнью об­щин ру­ко­во­дят со­ве­ты ста­рей­шин (мих­ха’йидихк) – лиц, по­сле­до­ва­тель­но про­шед­ших по всем сту­пе­ням до­лж­но­ст­ной ле­ст­ни­цы, из ко­то­рых из­би­ра­ют­ся об­щин­ные ста­ро­сты (пи­скад). Со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция опи­ра­ет­ся на тра­диц. ин­дей­ское пра­во (ко­оту­унк) – все­об­щее обя­за­тель­ное и бес­плат­ное слу­же­ние (ку­мун юм) об­щи­не; пред­став­ля­ет со­бой ие­рар­хич. сис­те­му ре­лиг.-гражд. долж­но­стей (кар­го), свя­зан­ную с си­сте­мой воз­ра­ст­ных групп. Кар­го­до­ры пе­ре­из­би­ра­ют­ся на Но­вый год – день Всех Свя­тых (1–2 но­яб.). До 1970-х гг. во гла­ве об­щин стоя­ли не­фор­маль­ные ли­де­ры-ка­си­ки, со­пер­ни­че­ст­во ме­ж­ду ко­то­ры­ми при­во­ди­ло к воо­руж. столк­но­ве­ни­ям. В го­рах со­хра­ня­ют­ся рас­ши­рен­ные се­мьи.

Со­хра­ня­ет­ся до­ис­пан­ский пан­те­он, куль­ты: бо­га ура­га­нов и по­кро­ви­те­ля умер­ших Мих­ку, ас­со­ци­и­рую­ще­го­ся со св. Ми­хаи­лом (их пра­зд­ник от­ме­ча­ют в день Всех Свя­тых 1–2 но­яб­ря, он сов­па­да­ет с до­ис­пан­ским Но­вым го­дом М.); бо­га пло­до­ро­дия и дож­дя, хо­зяи­на зве­рей Пох Энее; бо­ги­ни зем­ли и пло­до­ро­дия Наа­швиинь, бо­га охо­ты Йуук и др. Гл. ми­фо­ло­гич. сю­же­ты: о ге­ро­ях-мсти­те­лях, став­ших Солн­цем и Лу­ной; о бо­ге ку­ку­ру­зы – ле­ген­дар­ном во­ж­де Кон­дое, ро­ж­дён­ном из яй­ца на свя­щен­ной го­ре Сем­по­аль­те­петль; о жен­щи­не-со­ба­ке, по­ро­див­шей све­ти­ла; о тво­ре­нии лю­дей в раю бо­гом до­ж­дя; о по­то­пе, по­хи­ще­нии ог­ня и т. д. М. со­хра­ня­ют пол­ный до­испан­ский ка­лен­дарь (шээ ту’у – «путь дней») с 260-днев­ным и 365-днев­ным цик­ла­ми. На празд­ни­ки ка­то­лич. па­тро­на об­щи­ны уст­раи­ва­ют пред­став­ле­ния в мас­ках на ис­то­рич. сю­же­ты: «Кон­ки­ста», «Нег­ри­тя­та» (о ра­бах на план­та­ци­ях са­хар­но­го тро­ст­ни­ка) и т. п. Из­вес­тен Центр муз. об­ра­зо­ва­ния и раз­ви­тия куль­ту­ры М. в Сан­та-Ма­рия-Тлау­и­толь­те­пе­ке.

Лит.: Nahmad S. Los mixes: estudio social y cul­tural de la región del Zempoaltépetl y del Istmo de Tehuantepec. Méx., 1965; Beals R. L. Ethnology of the Western mixe. N. Y., 1973; Beulink A. M. Quítame un retrato: una etno­gra­fía de la región mixe. Oaxaca, 1979; Bara­bas A., Bartolomé M. El rey Cong-Hoy: tra­di­ción mesiánica y privación social entre los mi­xes de Oaxaca. [Oaxaca], 1984; Lipp F. J. The Mixe of Oaxaca: religion, ritual and healing. Austin, 1991; Kuroda E. Bajo el Zempoal­té­petl: la sociedad mixe de las tierras altas y sus rituales. Oaxaca, 1993; Munich G. G. Historia y cultura de los mixes. Méx., 1996; Torres Cis­ne­ros G. Mixes. Méx., 2004.

Вернуться к началу