Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАКО́НДЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 560-561

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов, А. Ю. Сиим; А. С. Алпатова (устное творчество)

МАКО́НДЕ (са­мо­на­зва­ние – makonde), на­род груп­пы бан­ту на юго-вос­то­ке Тан­за­нии (обл. Мтва­ра) и се­ве­ро-вос­то­ке Мо­зам­би­ка (пров. Ка­бу-Дел­га­ду). Жи­вут в ниж­нем те­че­нии р. Ру­ву­ма. Чис­лен­ность в Тан­за­нии св. 1,2 млн. чел., в Мо­зам­би­ке ок. 400 тыс. чел. (2009, оцен­ка). Го­во­рят на яз. ма­кон­де (чи­ма­кон­де, чи­ни­ма­кон­де, матам­бве) груп­пы Р 20 бан­ту язы­ков; близ­ки по язы­ку к яо. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Рас­про­стра­нён так­же яз. суа­хи­ли. В осн. при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний, око­ло тре­ти – му­суль­ма­не-сун­ни­ты (в го­ро­дах), часть – хри­стиа­не (ка­то­ли­ки, англи­ка­не, бап­ти­сты, пя­ти­де­сят­ни­ки).

Деревянная резьба маконде:1 – маска мапико (Музей изящных искусств, Сан-Франциско); 2 – фигуркав стиле шейтани.

Про­ис­хо­дят из ра­йо­нов к югу от оз. Нья­са. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для бан­ту­я­зыч­ных на­ро­дов Вост. Аф­ри­ки. Осн. за­ня­тие – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (ма­ни­ок, ба­тат, сор­го, ба­на­ны). Раз­ви­то от­ход­ни­че­ст­во. Тра­диц. по­се­ле­ния коль­це­вой или ли­ней­ной пла­ни­ров­ки. Жи­ли­ще круг­лое и пря­мо­уголь­ное. Рас­про­стра­не­ны зер­но­хра­ни­ли­ща на стол­бах. Ха­рак­тер­ны под­пи­ли­ва­ние зу­бов, ска­ри­фи­ка­ция, лаб­рет­ка (пе­ле­ле) в ниж­ней гу­бе. Ос­но­ву тра­диц. со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции со­став­ля­ют де­ре­вен­ские и боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны. Во гла­ве де­рев­ни сто­ял ста­рей­ши­на (ху­му). Со­хра­ня­ют­ся мат­ри­ла­те­раль­ные ро­ды (ли­ко­ла), авун­ку­лат, крос­ску­зен­ные бра­ки, до сер. 20 в. про­во­ди­лись ини­циа­ции маль­чи­ков. Прак­ти­ко­ва­лась вре­мен­ная мат­ри­ло­каль­ность, за­тем – авун­ку­ло­ло­каль­ность брач­но­го по­се­ле­ния. Род­ст­вен­ные груп­пы свя­за­ны от­но­ше­ния­ми под­шу­чи­ва­ния. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. по­лу. Тра­диц. ве­ро­ва­ния – куль­ты ду­хов (шей­та­ни), пред­ков. Раз­ви­та резь­ба по де­ре­ву: во вре­мя ини­циа­ций ис­поль­зу­ют­ся шле­мо­вид­ные мас­ки (ли­пи­ко, ма­пи­ко) ок­руг­лых про­пор­ций с при­плюс­ну­тым но­сом и тол­сты­ми гу­ба­ми; ха­рак­тер­ны так­же ус­лов­но трак­то­ван­ные круг­лые мас­ки-ли­чи­ны, муж­ские и жен­ские ста­ту­эт­ки пред­ков, изо­бра­же­ния жен­щи­ны с ре­бён­ком, мно­го­фи­гур­ные ком­по­зи­ции (жан­ро­вые сце­ны) реа­ли­стич. сти­ля и др.; гла­за ино­гда ин­кру­сти­ро­ва­ны встав­ка­ми из стек­ла или ме­тал­ла. Из­го­тов­ля­ют так­же ку­рит. труб­ки, греб­ни, со­су­ды и др. В 1950-е гг. фор­ми­ру­ет­ся мо­дер­ни­зи­ров. стиль резь­бы (шей­та­ни). Мо­ти­вы тра­диц. ис­кус­ст­ва М. ис­поль­зо­ва­лись в твор­че­ст­ве худ. Дж. Ли­лан­ги (1934–2005). При­ня­ли ак­тив­ное уча­стие в дви­же­нии за не­за­ви­си­мость 1962–2005.

Уст­ное твор­че­ст­во. Тра­диц. му­зы­ка близ­ка му­зы­ке ма­куа. Ха­рак­тер­но пе­ние па­рал­лель­ны­ми тер­ция­ми. Рас­про­стра­не­на иг­ра на боль­шом кси­ло­фо­не дим­би­ла, или тим­би­ла (иг­ра­ют двое си­дя­щих друг про­тив дру­га му­зы­кан­тов), ла­мел­ла­фо­нах ши­та­та (чит­ва­тья) и лу­лим­ба. Тан­цы в мас­ках со­про­во­ж­да­ют­ся ба­ра­бан­ны­ми ан­самб­ля­ми. В об­ря­дах ини­циа­ции при­ме­ня­ет­ся т. н. струн­ный, или фрик­ци­он­ный, ба­ра­бан. В Тан­за­нии из­вес­тен так­же од­но­струн­ный смыч­ко­вый ин­ст­ру­мент ака­ну­ем­бе.

Лит.: Tew M. Рeoples of Lake Nyasa region. L., 1950; Dias M. Os Maganjas da Costa. Lisboa, 1965; Stout J. A. Modern Makonde sculpture. Nairobi, 1966.

Вернуться к началу