МАКО́НДЕ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАКО́НДЕ (самоназвание – makonde), народ группы банту на юго-востоке Танзании (обл. Мтвара) и северо-востоке Мозамбика (пров. Кабу-Делгаду). Живут в нижнем течении р. Рувума. Численность в Танзании св. 1,2 млн. чел., в Мозамбике ок. 400 тыс. чел. (2009, оценка). Говорят на яз. маконде (чимаконде, чинимаконде, матамбве) группы Р 20 банту языков; близки по языку к яо. Письменность на основе лат. графики. Распространён также яз. суахили. В осн. придерживаются традиц. верований, около трети – мусульмане-сунниты (в городах), часть – христиане (католики, англикане, баптисты, пятидесятники).
Происходят из районов к югу от оз. Ньяса. Традиц. культура типична для бантуязычных народов Вост. Африки. Осн. занятие – ручное подсечно-огневое земледелие (маниок, батат, сорго, бананы). Развито отходничество. Традиц. поселения кольцевой или линейной планировки. Жилище круглое и прямоугольное. Распространены зернохранилища на столбах. Характерны подпиливание зубов, скарификация, лабретка (пелеле) в нижней губе. Основу традиц. социальной организации составляют деревенские и большесемейные общины. Во главе деревни стоял старейшина (хуму). Сохраняются матрилатеральные роды (ликола), авункулат, кросскузенные браки, до сер. 20 в. проводились инициации мальчиков. Практиковалась временная матрилокальность, затем – авункулолокальность брачного поселения. Родственные группы связаны отношениями подшучивания. Система терминов родства бифуркативного типа. Сиблинги делятся по относит. полу. Традиц. верования – культы духов (шейтани), предков. Развита резьба по дереву: во время инициаций используются шлемовидные маски (липико, мапико) округлых пропорций с приплюснутым носом и толстыми губами; характерны также условно трактованные круглые маски-личины, мужские и женские статуэтки предков, изображения женщины с ребёнком, многофигурные композиции (жанровые сцены) реалистич. стиля и др.; глаза иногда инкрустированы вставками из стекла или металла. Изготовляют также курит. трубки, гребни, сосуды и др. В 1950-е гг. формируется модернизиров. стиль резьбы (шейтани). Мотивы традиц. искусства М. использовались в творчестве худ. Дж. Лиланги (1934–2005). Приняли активное участие в движении за независимость 1962–2005.
Устное творчество. Традиц. музыка близка музыке макуа. Характерно пение параллельными терциями. Распространена игра на большом ксилофоне димбила, или тимбила (играют двое сидящих друг против друга музыкантов), ламеллафонах шитата (читватья) и лулимба. Танцы в масках сопровождаются барабанными ансамблями. В обрядах инициации применяется т. н. струнный, или фрикционный, барабан. В Танзании известен также однострунный смычковый инструмент акануембе.