МА́КУА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́КУА (вамакуа, маква; самоназвание – makua, makhuwa), народ группы банту, крупнейший в Мозамбике. Живут к северу от ниж. течения р. Замбези на севере страны (провинции Замбезия, Нампула, Ньяса и Кабу-Делгаду). Делятся на субэтнич. группы: собств. М., ломве (нгулу, зап. М.), меетто (медо), чуабо, ширима, марревоне (мака, юж. мака), сака (санга), монига, кокола, лоло, маньява, марендже, такване и др. Численность 10,2 млн. чел. (2009, оценка); меетто живут также на юго-востоке Танзании (526 тыс. чел., запад провинций Мтвара и Рувума) и на Коморах (св. 10 тыс. чел.), св. 250 тыс. кокола – на юго-востоке Малави (юг округа Муландже); ок. 15 тыс. М. проживают в ЮАР (в осн. в предместье Дурбана). Говорят на языках группы макуа (эмакуа, Р 30) банту языков. Письменность на яз. собств. макуа на осн. лат. графики. Распространены также португ. яз. и суахили. Ок. 40% – католики, около трети – мусульмане-сунниты (в осн. в приморских районах), в ЮАР – в осн. мусульмане-сунниты.
Традиц. культура типична для народов Вост. Африки. Осн. традиц. занятия – подсечно-огневое ручное земледелие (маниок, сорго, рис, бобовые, кокосы, бананы), разведение мелкого рогатого скота и птицы, охота, рыболовство. Традиц. напиток – пиво из бананов или сахарного тростника. Развиты резьба по дереву (маски стилистически близки к маскам маконде), плетение из волокон рафии с красно-чёрным геометрич. орнаментом, изготовление ювелирных изделий, чеканка по серебру. Работают на плантациях и рудниках, часть живёт в городах. Основу традиц. социальной организации составляют деревенские и большесемейные общины. Сохраняются матрилинейные роды и линиджи (муттхеттхе), авункулат, кросскузенный брак. Женщины одного линиджа делятся на неск. возрастных категорий. Практикуется брак с женщинами чередующихся поколений; брачное поселение уксорилокальное. Система терминов родства бифуркативного типа. Сиблинги делятся по относит. возрасту и относит. полу. Поселения круговой планировки, дома глинобитные круглые, в приморских районах – также прямоугольные. Усадьбы обнесены глухими оградами. Одежда горожан заимствована у суахили: галабея (просторная белая рубаха), штаны, сандалии и орнаментированная хлопчатобумажная шапка – у мужчин; яркая накидка и длинное платье – у женщин. В деревнях носят набедренные повязки. Сохраняются культы духов, обряды вызывания дождя и т. п., предания о происхождении М. из пещеры в священной горе Намули в Мозамбике.
Устное творчество. У М. Мозамбика распространено пение параллельными терциями, в сев. районах проживания – йодлирование. В Мозамбике и Танзании развито музицирование на разл. идиофонах, мембранофонах и хордофонах. На большом ксилофоне мангвило (6–8 «клавиш»-брёвен лежат на низких опорах на земле) играют двое сидящих друг против друга музыкантов; звук извлекается быстрыми ударами дерев. палочек по краям «клавиш». В долине р. Замбези распространена сольная игра на ламеллафоне шитата, или читватья (инструмент маленького размера с резонатором из высушенной тыквы и 7 язычками; заимствован у маконде). Популярна игра на цитре бангве (панго, банго). Традиц. танцы сопровождаются пением и игрой на инструментах, в Танзании под аккомпанемент барабанов исполняются танцы в зооморфных масках (исиньяго) и в масках, изображающих духов (мидиму).