КУ́РДЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУ́РДЫ (самоназвания – курд, курмандж), народ в Зап. Азии, осн. население Курдистана. Особую этноконфессиональную группу, часто выделяемую в отд. этнич. общность, составляют езиды. Живут в Турции (17–20 млн. чел.; в осн. в Турецком Курдистане на юго-востоке страны, а также в районе Анкары), на севере Сирии (св. 1 млн. чел. в Сирийском Курдистане), северо-востоке Ирака (от 4,9 до 7 млн. чел. в Иракском Курдистане) и в Иране (5–7 млн. чел. – в осн. в Иранском Курдистане на северо-западе, а также на севере Хорасана на северо-востоке страны). Проживают также в странах Закавказья: на юго-западе Азербайджана (150 тыс. чел., по данным Курдского ин-та в Париже, 2006), на юго-западе Армении (45 тыс. чел.) и на юге Грузии (60 тыс. чел., край Месхет-Джавахети, ныне в осн. в Тбилиси) – гл. обр. езиды; в странах Ближнего и Среднего Востока: в Ливане (80 тыс. чел.), Афганистане (200 тыс. чел.), Туркмении (40 тыс. чел.), Казахстане (35 тыс. чел., в осн. в районе Алма-Аты), Киргизии (15 тыс. чел., в Ошской обл.); в странах Европы: в Германии (500 тыс. чел.), Франции (100 тыс. чел.), Нидерландах (70 тыс. чел.), Швейцарии (60 тыс. чел.), Австрии (50 тыс. чел.), Бельгии (50 тыс. чел.) и др.; в России – 19,6 тыс. чел., из них 5 тыс. чел. в Краснодарском крае, 3,6 тыс. чел. в Адыгее (2002, перепись). Общая численность до 35 млн. чел. (2009, оценка). Говорят на курдском языке. Распространены также араб., тур., перс. и др. языки. Большинство К. – мусульмане-сунниты; в Иране и Ираке есть шииты (секты али-илахи, шабаки и др.), иудеи и христиане.
К. – автохтонное население Курдистана. Осн. племена в 1-й пол. 20 в.: бильбас (район г. Кандиль), заза (хребет Дерсим), рузгои (район г. Битлис), сипки, гасанли, раши (район г. Карс и оз. Ван), хакяри (к югу от оз. Ван до р. Тигр), бекеранли (район г. Диярбакыр), мукри (район г. Мехабад), бана (район г. Бане), пишдар, джарфарэшке, наркарите (долина р. Малый Заб), мериван (район г. Мериван), бабан, дуджани, валабалири, шивакэр, конидуши, вурда шатри (район г. Сулеймания), хемавенд (между Сулейманией и Киркуком), гуран, кельхор и сенджаби (остан Керманшах). Племена возглавляли вожди (раиз), иногда образовывали конфедерации (аширет) во главе с бегами. Племена делились на патрилинейные роды (тира) глубиной 8–12 поколений и линиджи (мал) численностью 50–200 чел. во главе с выборным старейшиной (мухтар), владевшие землёй и занимавшие лагеря (хель) у кочевников или деревни у оседлых курдов.
В 17 в. иран. шах Аббас I переселил значит. группу К. на север Хорасана. В Турции, Иране, Ираке и Сирии К. подвергались дискриминации (см. подробнее в ст. Курдистан). С кон. 19 в. усилилась эмиграция К. в Закавказье: мусульман – в Азербайджан, езидов – в Армению и частично в Грузию. По переписи населения 1926, в СССР насчитывалось 54,7 тыс. К., из них в ЗСФСР – 52,2 тыс. В 1923 в Азербайджане создан Курдистанский у., в 1930 – Курдистанский окр. (упразднён в том же году). Велось преподавание в школах, выходили радиопередачи, газеты и книги на курдском яз. С сер. 1930-х гг. начались репрессии против курдской интеллигенции. В 1937 из Армении и Азербайджана и в 1944 из Грузии ок. 50 тыс. К. Закавказья были депортированы в Казахстан и Киргизию. После распада СССР К. Ср. Азии, Казахстана и Закавказья мигрировали в Адыгею, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовскую обл. В России действуют Междунар. союз курдских обществ. объединений, Курдская региональная национально-культурная автономия г. Москва, женская орг-ция «Виан».
Традиц. культура типична для народов Юго-Зап. (Передней) Азии. До 1-й пол. 20 в. осн. занятием К. были кочевое и полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот) и богарное земледелие (зерновые, садоводство, табак). Во время перекочёвок К. создавали временные объединения нескольких больших семей (оба). Ремёсла: произ-во ковров (в т. ч. шёлковых – сюзанне) и войлока, вышивка, резьба по дереву, изготовление медной и керамич. утвари, оружия с золотой насечкой, серебряных женских украшений с чернью и зернью, чеканка и гравировка по металлу и др. Жилище – глинобитное или каменное, прямоугольное одно- и двухэтажное с плоской крышей; хозяйств. помещения примыкают к жилому (часто с общим входом). Осн. помещение в доме – ода. В горах встречается землянка или полуземлянка (мал, хани), близкая к азерб. карадаму и арм. глхатуну, – с ложным сводом со светодымовым отверстием (колэк). Кочевники летом живут в шатрах (кон, чадыр, решмал), крытых чёрной шерстяной материей. Характерно отсутствие спец. помещения для женщин. Традиц. одежда – шаровары (хэвалкрас, шарваль); туникообразная рубаха (крас; у мужчин – до колен, у женщин – до щиколоток); войлочные или суконные жилеты (элек, сохмэ, пэстэк) или короткая куртка (кортык, куртэк, салта, энтари), халат (энтари, каба, кава), у мужчин также архалук, кафтан (чоха) или плащ с отверстиями для рук (аба), у женщин – распашное (энтари), глухое туникообразное со вшитыми рукавами и боковыми клиньями или приталенное платье с нарукавниками (давзанг), юбка престилочного типа (навдэрэ, туман), передник (шалек, дэрэ); вокруг талии неск. раз обёртывали шерстяной пояс (пэшт, пэштэн), у мужчин – с одним или несколькими кинжалами; состоятельные женщины носили серебряные пояса (кямар, кямбар), шаль с кистями (дасмал, сарпош). Головной убор у мужчин – колпак (колав, кюлах, колос), повязанный платками в виде чалмы; у женщин – фетровая шапочка (девичья – фино, женская – кофи, колах, аракчин, клав) в форме тюбетейки или фески с шёлковой кистью, обшитая монетами, сверху – платок или неск. платков; женщины не носили чадры, применяли татуировку, стопы ног и ладони красили хной, в правую ноздрю вставляли диск (карэфил, хазем). Тонкий пресный хлеб (нан) пекут в печи типа тандыра (тандур) или на железном листе (садж); лепёшки прослаивают кислым молоком с чесноком (зереват); из муки готовят лапшу (рэштэ), клёцки (котелек), каши и похлёбки, из мяса – плов (пилау), тефтели (кюфта), из молока – варенец (маст), сухой творог (жажирун), сыр (панир), сыворотку (дау) и др.; употребляют острые приправы и соусы; перед едой пьют крепкий чай. В земледельч. районах распространены блюда из пшеницы, риса, острые приправы из овощей, в Ираке и Сирии – из бамии, в горах – из съедобных растений. По праздникам готовят сладкое печенье – гату.
Распространены ортокузенные, а также кросскузенные браки, обмен сёстрами (пегухурк), левират, изредка кольцевой обмен с участием 3 семей; практикуются брак по сговору и брачный выкуп (нахт). Полигиния редка. Система терминов родства линейного типа. Сиблинги делятся (в соответствии с индоевропейским образцом) по полу.
Осн. календарный праздник – Ноуруз, связанный с мифом об освобождении от царя-дракона Захока-Беварасла. На Ноуруз разводят костры, совершают обряд первой борозды, готовят блюдо из сока зёрен проросшей пшеницы (самани), а также шашлык, сладкие пловы, варёную пшеницу с мёдом (савар) и др.; за столом обязательны зелень проросших зёрен (сабэн), крашеные яйца и сосуд, в котором плавают рыбки; пьют чай, сидя кружком на земле. Известен обычай избрания «ложного шаха» – правителя, обладающего властью в течение 3 дней. В сентябре – октябре отмечают скотоводч. праздник Беран-Бердан (букв. – запуск баранов), весной – Саре-пэз («начало приплода»), сопровождающийся хороводными танцами (плавные – нэрм и с подпрыгиванием – чопи). Летом праздновали день выступления на летние пастбища (Баро-дан). Молодёжь устраивает вечеринки с участием проф. певцов (дангбежи) и сказочников.
Устное творчество. Музыка К. испытала влияние разл. культур Ближнего Востока и Ср. Азии, наиболее близка иран. и араб. музыке. Ладовая основа – макам, однако используется с разл. модификациями единственный макамный лад – курд. Среди вокальных жанров традиц. музыки – героико-эпич. повествования (в осн. у горцев); «песни конников» лавике сиваран; «долгие» песни-поэмы траурного характера лавий, женские прядильные «песни крутящегося колеса» бердолави; развлекательные песни дилок (исполняются по праздникам в кругу друзей); любовные песни куламен дилан. Распространены также араб. вокальные жанры. Специфич. вид музыки К. – инструментальные похоронные наигрыши, исполняемые гл. обр. на духовых. Среди танцев: смешанные – песня-танец дилан, танец с короткими ритмичными шагами говенд, пляска с подскоками сопи; мужские – танец с саблями (дилана сур-у-мертал), воинственный танец на лошадях (сирит; атрибут свадебного торжества). Исполнители традиц. музыки различаются по функциям: денгбей (его репертуар – эпич. и воен. песни), странбей (популярные песни), сирокбей (сказитель), митриб (артист, развлекающий публику), сенсгене (проф. музыкант, играющий на зурне и даффе). Из муз. инструментов широко распространены духовые (особенно у горцев): пастушеская флейта блур (сольный и сопровождающий песни и танцы инструмент), флейта со свистковым устройством дудук (или фик, пик; сопровождает традиц. песни), зурна. Среди др. инструментов: струнные (гл. обр. в практике равнинных жителей) – танбур, саз; глиняный барабан дембилк, большой барабан дафф, медные тарелки зил. Музыка К. стала исполняться в концертах во 2-й пол. 20 в. Известностью пользуются танбуристы Саид Юссеф и Саид Хассан, дудукисты Ханан Ахмед и Ахмед Ханан Нассер, исполнитель на сазе Мохаммед Али Теджо, зурначи Хамо Хассан и Мухаммед Ахмед Рашо и др.