ЕЗИ́ДЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕЗИ́ДЫ (йезиды, самоназвание – эзди), народ на севере Ирака (до 600 тыс. чел. – 2006, оценка). Живут в осн. в губернаторстве Мосул (р-ны Айн-Сифни и Синджар). 100–300 тыс. чел. проживают также в Турции, Сирии, Иране, Армении, Грузии, России (31,3 тыс. чел., в т. ч. в Краснодарском крае 4,4 тыс., Ставропольском крае 2,4 тыс., Ростовской обл. 1,6 тыс., Волгоградской обл. 1,1 тыс., Москве 1,6 тыс., Нижегородской обл. 3,1 тыс., Ярославской обл. 2,7 тыс., Новосибирской обл. 2,0 тыс. чел. – 2002, перепись), Германии и др. По оценкам езидских организаций, общая численность Е. ок. 3 млн. чел. Говорят на яз. эздики, классифицируемом лингвистами как диалект курдского языка курманджи. Исповедуют особую религию (езидизм).
Исконно проживали на севере Ирака. С 7 в. и особенно во время Османской империи, спасаясь от насильственного обращения в ислам, переселялись в соседние страны. В Закавказье появились в осн. в 1830–40-е гг. В 1915 вместе с армянами стали подвергаться преследованиям османских властей.
С 1990-х гг. в Армении создаётся письменность на основе рус. графики, ведётся преподавание в начальной школе, издаётся газ. «Данге Эздия» («Голос езидов»). В России общины Е. официально зарегистрированы в Нижнем Новгороде, Ярославле (со статусом нац.-культурной автономии), Туле, Дмитровграде Ульяновской обл., Екатеринбурге, Сургуте, Иркутске. С 1996 действует Ярославская областная обществ. орг-ция «Езиды». Радикальные деятели курдского нац. движения настаивают на включении Е. в курдскую общность, что не встречает поддержки ни у Е., ни у большинства курдов.
Религия Е. опирается в осн. на устную традицию. Имеются также две священные книги, записанные тайнописью, с изложением догматики, канонов, космогонии и обрядов: Китаб аль-Джальва («Книга откровения») и Масхафа раш («Чёрная книга»). Из-за гонений религия Е. носит закрытый характер и плохо изучена. Их вероучение окончательно сформулировано суфийским шейхом Ади ибн Мусафиром (ум. 1160 или 1162), вобрало элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства. Мусульманские и христианские критики Е. сближали почитаемого Е. верховного ангела Малаки Тауса (Ангела Павлина) с Иблисом или дьяволом, поэтому Е. ошибочно считали дьяволопоклонниками. В действительности Е. признают единого Бога-Творца, но в центре их культа стоит триада божеств: верховный ангел Малаки Таус, изображаемый в образе павлина; божество Солнца Езид, от имени которого образовано самоназвание Е.; обожествлённый пророк шейх Ади. Малаки Таус и Езид входят также в семёрку «ангелов-божеств» (хар хафт мере диване). Е. верят в переселение душ; в их космогонии большую роль играют солнце и четыре стихии – земля, вода, воздух и огонь, который под влиянием зороастризма считается самой священной стихией.
Е. традиционно делятся на эндогамные касты. Высшая духовная каста – шейхи, включает представителей родов Адани, Шемсани и Катани, ведущих происхождение от основателей езидизма шейхов Ади, Шемса и Хесен. За каждым родом закреплены определённые социальные и магико-религ. функции, напр. укрощение змей. Глава шейхов (баба-шейх) – потомок шейха Ади – руководит богослужениями в храме в Лалеше. За шейхами следуют: пиры, также участвующие в богослужении и отправляющие разл. обряды, в т. ч. похоронные; сборщики пожертвований (кавалы); служители мавзолея шейха Ади – аскетическая каста (факиры) и предсказатели (кучаки). Миряне (мюриды) – последователи разл. семейств шейхов. Высшая духовная и светская власть принадлежит предводителю-миру (с 1944 Тахсин-бек) с резиденцией в Баадри, к югу от Лалеша. Главная святыня Е. – храм при мавзолее шейха Ади в Лалеше, в 40 км к северу от Мосула (Ирак). Кроме него, богослужение проводят в домах шейхов и пиров. Осн. публичные религ. праздники: начинающиеся с 3-дневного поста рождество Езида в декабре и память пророка Хидир-Наби (Хидир-Ильяса) в феврале; Новый год в весеннее равноденствие, сопровождающийся выпечкой кулича (кулоч); день поминовения усопших в середине июня; из семейных церемоний важнейшая – первая стрижка мальчиков шейхом (биск). Осн. культовые предметы – 7 бронзовых литых статуэток птицы на высокой подставке (санджак), хранящиеся в Лалеше. Периодически кавалы носят их с процессиями по езидским селениям, собирая пожертвования. Религ. запреты – пищевые (рыба, мясо петуха, газели, тыква, капуста, салат), бытовые (на одежду синего цвета, считающуюся траурной; на мытьё в бане из боязни осквернения воды; на произнесение слова «шайтан» и близких к нему по звучанию слов и т. п.) – ныне соблюдаются редко. Мужчины отпускали бороду и длинные волосы, которые заплетали в косу. Женская одежда – рубаха (крас), белые шальвары (хэвалкрас), поясная одежда из 2 фартуков (дейра), передник (шалэк), безрукавка (элак), зимой – бархатная куртка (колк), шерстяной пояс (бане пште), головной убор, обшитый монетами (кофи).
Традиц. социальная организация закавказских Е. подобна курдской: большие патриархальные семьи (мал), патрилинейные линиджи (барак) и роды (кабиль) образуют племена (ашир, от араб. ‘племя’) и конфедерации (эль). Каждая семья хранит устные генеалогии продолжительностью 5–6 поколений и предания, описывающие отношения между родами и племенами. Под влиянием суфизма эти генеалогии иногда письменно фиксируются. Фольклор – молитвы, гимны, героические песни (мерани), волшебные сказки, притчи и др. Муз. инструменты – духовые (блур, фик, майе, зурна); в религ. церемониях используется барабан (даф).