КОШМА́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОШМА́, войлочный ковёр. К. бывают как безузорными (покрышки юрт, постилочные ковры и др.), так и узорными, служащими гл. обр. для убранства жилища. К. украшаются вкатыванием и накатыванием узора, аппликацией, мозаикой, вышивкой, стёжкой, росписью, нашитыми монетами, раковинами и др. К. называются также изделия, изготовленные и орнаментированные в тех же техниках (т. н. кошемные сумки, плащи, шапки и т. п.). На Ближнем Востоке и в Центр. Азии К. называют также намат (от др.-иран. «тростник», «циновка»).
Изготовление К. развилось после выведения породы шерстистой овцы, т. е. не ранее 4-го тыс. до н. э. Наибольшее распространение К. получили в скотоводч. культурах, став важнейшим предметом кочевого быта (см. в ст. Кочевничество).
Сформировались четыре осн. традиции, отличающиеся технологией валяния и декорирования К. Древнейшая анатолийско-иранская традиция К. – однотонных или со вкатанным и накатанным узором – распространена на Ближнем Востоке, в Закавказье и Центр. Азии. Древнейшие К. со следами вкатанных узоров из Бейджесултана (Центр. Анатолия) датируются сер. 3-го тыс. до н. э. и связываются с культурой пришлых с севера степных индоевропейцев. Со 2-го тыс. до н. э. развивалось изготовление К. в протоиранской цивилизации Вост. Туркестана (поселения долины р. Тарим). С 6 в. до н. э. мастера крупных ремесленных центров в Хорасане, Закавказье и др. объединялись в гильдии. Их продукция была распространена от Китая до Испании. К анатолийско-иран. традиции, по-видимому, примыкает изготовление вышитых К. в Кашмире. В Циркумпонтийской зоне распространены также коврики из длинноворсовой подвалянной ткани (филикли – в Турции, каунакес – в Греции), технология изготовления которых восходит к Шумеру (3–2-е тыс. до н. э.).
В 1-м тыс. до н. э. сформировалась пазырыкская традиция кошмоваляния, высочайшие образцы которой найдены в Туве (Аржан, курганы 1 и 2) и на Алтае (Пазырыкские курганы). К. пазырыкского типа имеют толщину 1–2 мм; украшались тончайшей аппликацией войлоком по войлоку (позднее – мозаикой), вышивкой, оконтуриванием шнуром белого цвета, кусочками золотой фольги. Наиболее последовательные продолжатели пазырыкской традиции – балкарцы и кабардинцы.
К началу н. э. в Центр. Азии сложилась сюннусская (хунну) традиция изготовления К. из нескольких слоёв войлока (до 20 мм в толщину), крытых шерстяной тканью или шёлком, орнаментированных в технике аппликации, с частой стёжкой и обязат. оконтуриванием толстым шнуром (напр., погребальные ковры из Ноин-Улы). Эта техника характерна для монголов, тувинцев, бурят, татар, казахов, ногайцев и др.
Для европейской традиции типично преобладание неорнаментированных К. и полувойлоков (дополнительно укреплённых нитями К. либо подвалянных тканей типа сукна). Первые находки из Германии, Нидерландов, Скандинавии датируются 2-м тыс. до н. э., с поселений культуры Гальштат в Центр. Европе – нач. 1-го тыс. до н. э. Европ. К. украшались гл. обр. вышивкой и росписью.
Некоторые народы, напр. киргизы, используют в изготовлении К. все названные техники.