КОЙ-КО́ИН
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЙ-КО́ИН (самоназвание на яз. нама – лъхалъхасен, ||khaa||khaasen – настоящие люди), готтентоты (в 19–20 вв. в Намибии и ЮАР назв. приобрело отрицат. окраску), группа койсанских народов в Юж. Африке. Живут в осн. в Юж. и Центр. Намибии (нама и дамара, гриква – 201 тыс. чел., 2001, перепись), во многих местах совместно с гереро; незначит. группы – в Ботсване (1,5 тыс. чел. — 2002, оценка) и ЮАР (нама, гриква, корана). Говорили на языках нама и, видимо, вымершем капском кхойкхой ветви кхойкхой центр.-койсанской семьи койсанских языков. Ныне язык сохраняется у нама, остальные говорят на африкаанс. Верующие – протестанты.
По данным археологии и лингвистики, предки К.-к. появились в Юж. Африке к кон. 2-го тыс. до н. э. К началу европ. колонизации (сер. 16 в.) К.-к. населяли юг совр. Намибии и запад ЮАР: к северу от р. Улифантс жили нама; между р. Улифантс на севере, м. Доброй Надежды на юге и р. Грейт-Фиш на востоке – капские готтентоты. Последние насчитывали к сер. 17 в. от 100 до 200 тыс. чел. Среди них выделялись группы: эйниква (эйни), возможно, близкие к нама (к югу от р. Оранжевая); зап.-капские готтентоты, включавшие племена къхаоти, карос-хебер, кохоква, хюриква, хорингайква, хорахауква, убиква, хайноква, хессеква, аттаква, аутениква; вост.-капские готтентоты, включавшие племена инква, дамаква, хунхейква, харихуриква. Были в рабстве у африканеров. Большинство К.-к. истреблено или смешалось с европейцами в 18 – нач. 19 вв., составив осн. компонент «цветного» населения ЮАР. К нач. 18 в. сформировались три метисные группы К.-к. Гонаква сложились в нач. 18 в. к востоку от р. Кей на основе вост.-капских готтентотов под влиянием коса; исчезли к сер. 19 в. Корана (къораква) образовались в результате контактов с голландцами в кон. 17 – нач. 18 вв., жили в ср. течении р. Оранжевая среди сан. Гриква сложились на севере Капской колонии к кон. 18 в., позднее переселились на север к р. Оранжевая, затем на восток к низовьям р. Вааль (города Грикватаун, Кимберли – Зап. Грикваленд); в 1861 часть их ушла в район г. Кокстад (Вост. Грикваленд), другая часть переселилась в окрестности г. Карасбург на юго-востоке совр. Намибии.
Осн. традиц. занятие – кочевое скотоводство (овцы и козы). Социальная организация билатеральная; характерны кланы во главе со старейшиной (конк). Поселение – крааль. Посуда – калебасы, черепаховые панцири, страусиные яйца. До сер. 20 в. использовались каменные ножи. Одежда – кожаные набедренные повязки у мужчин и передники у женщин. Традиц. культы – демиурга и культурного героя Хейсиба, божеств безоблачного неба Хума и дождливого Сума, Луны. В устном творчестве распространены многоголосное пение, ансамблевая игра на многоствольных флейтах (до ста музыкантов).