Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОЙ-КО́ИН

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 431

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Казанков, Ю. Б. Коряков, А. А. Сиим

КОЙ-КО́ИН (са­мо­на­зва­ние на яз. на­ма – лъхалъ­ха­сен, ||khaa||khaasen – на­стоя­щие лю­ди), гот­тен­то­ты (в 19–20 вв. в На­ми­бии и ЮАР назв. при­об­ре­ло от­ри­цат. ок­ра­ску), груп­па кой­сан­ских на­ро­дов в Юж. Аф­ри­ке. Жи­вут в осн. в Юж. и Центр. На­ми­бии (на­ма и да­ма­ра, гри­к­ва – 201 тыс. чел., 2001, пе­ре­пись), во мно­гих мес­тах совместно с ге­ре­ро; не­зна­чит. груп­пы – в Бот­сва­не (1,5 тыс. чел. — 2002, оцен­ка) и ЮАР (на­ма, гри­к­ва, ко­ра­на). Го­во­ри­ли на язы­ках на­ма и, ви­ди­мо, вы­мер­шем кап­ском кхой­кхой вет­ви кхойк­хой центр.-кой­сан­ской се­мьи кой­сан­ских язы­ков. Ны­не язык со­хра­ня­ет­ся у на­ма, ос­таль­ные го­во­рят на аф­ри­ка­анс. Ве­рую­щие – про­тес­тан­ты.

Кой-коин нама из Намибии.

По дан­ным ар­хео­ло­гии и линг­ви­сти­ки, пред­ки К.-к. появились в Юж. Аф­рике к кон. 2-го тыс. до н. э. К на­ча­лу ев­роп. ко­ло­ни­за­ции (сер. 16 в.) К.-к. на­се­ля­ли юг совр. На­ми­бии и за­пад ЮАР: к се­ве­ру от р. Ули­фантс жи­ли на­ма; ме­ж­ду р. Ули­фантс на се­ве­ре, м. Доб­рой На­де­ж­ды на юге и р. Грейт-Фиш на вос­то­ке – кап­ские гот­тен­то­ты. По­след­ние на­счи­ты­ва­ли к сер. 17 в. от 100 до 200 тыс. чел. Сре­ди них вы­де­лялись груп­пы: эй­ни­к­ва (эй­ни), воз­мож­но, близ­кие к на­ма (к югу от р. Оран­же­вая); зап.-кап­ские гот­тен­то­ты, вклю­чав­шие пле­ме­на къхао­ти, ка­рос-хе­бер, ко­хо­к­ва, хю­ри­к­ва, хо­рин­гайк­ва, хо­ра­ха­у­к­ва, уби­к­ва, хай­но­к­ва, хес­се­к­ва, ат­та­к­ва, ау­те­ни­к­ва; вост.-кап­ские гот­тен­то­ты, вклю­чав­шие пле­ме­на ин­ква, да­ма­к­ва, хун­хейк­ва, ха­ри­ху­ри­к­ва. Бы­ли в раб­ст­ве у аф­ри­ка­не­ров. Боль­шин­ст­во К.-к. ис­треб­ле­но или сме­ша­лось с ев­ро­пей­ца­ми в 18 – нач. 19 вв., со­ста­вив осн. ком­по­нент «цвет­но­го» на­се­ле­ния ЮАР. К нач. 18 в. сфор­ми­ро­ва­лись три ме­тис­ные груп­пы К.-к. Го­на­к­ва сло­жи­лись в нач. 18 в. к вос­то­ку от р. Кей на ос­но­ве вост.-кап­ских гот­тен­то­тов под влия­ни­ем ко­са; ис­чез­ли к сер. 19 в. Ко­ра­на (къо­ра­к­ва) об­ра­зо­ва­лись в ре­зуль­та­те кон­так­тов с гол­ланд­ца­ми в кон. 17 – нач. 18 вв., жи­ли в ср. те­че­нии р. Оран­же­вая сре­ди сан. Гри­к­ва сло­жи­лись на се­ве­ре Кап­ской ко­ло­нии к кон. 18 в., позд­нее пе­ре­се­ли­лись на се­вер к р. Оран­же­вая, за­тем на вос­ток к ни­зовь­ям р. Ва­аль (го­ро­да Гри­к­ва­та­ун, Ким­бер­ли – Зап. Гри­к­ва­ленд); в 1861 часть их уш­ла в рай­он г. Кок­стад (Вост. Гри­к­ва­ленд), дру­гая часть пе­ре­се­ли­лась в ок­ре­ст­но­сти г. Ка­рас­бург на юго-вос­то­ке совр. На­ми­бии.

Осн. тра­диц. за­ня­тие – ко­че­вое ско­товод­ст­во (ов­цы и ко­зы). Со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция би­ла­те­раль­ная; ха­рак­тер­ны кла­ны во гла­ве со ста­рей­ши­ной (конк). По­се­ле­ние – кра­аль. По­су­да – ка­ле­ба­сы, че­ре­па­хо­вые пан­ци­ри, страу­си­ные яй­ца. До сер. 20 в. ис­поль­зо­ва­лись ка­мен­ные но­жи. Оде­ж­да – ко­жа­ные на­бед­рен­ные по­вяз­ки у муж­чин и пе­ред­ни­ки у жен­щин. Тра­диц. куль­ты – де­ми­ур­га и куль­тур­но­го ге­роя Хей­си­ба, бо­жеств без­об­лач­но­го не­ба Ху­ма и дожд­ли­во­го Су­ма, Лу­ны. В устном твор­че­ст­ве рас­про­стра­не­ны мно­го­го­лос­ное пе­ние, ан­самб­левая игра на многоствольных флейтах (до ста му­зы­кан­тов).

Лит.: Stopa R. The Hottentots: their culture, language, folktales and songs. Lublin, 1947; [Wilson M.]. The hunters and herders // The Oxford history of South Africa. 2nd ed. Boul­der, 1983. Vol. 1; Elphick R. Khoikhoi and the founding of White South Africa. Johannesburg, 1985; Barnard A. Hunters and herders of Sou­thern Africa. Camb., 1992; Anozie F. N. Khoek­hoe. N. Y., 1998.

Вернуться к началу