Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НА́МА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 728-729

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. В. Дзибель, В. А. Попов

НА́МА, на­ма­к­ва (са­мо­на­зва­ния – на­ман, цъава­кхо­эн, кхойк­хой), на­род груп­пы кой-ко­ин на за­па­де Юж. Аф­ри­ки. Жи­вут в На­ми­бии (св. 200 тыс. чел. – 2001, пе­ре­пись; юг р-на Хар­дап и се­вер р-на Ка­рас – т. н. Боль­шой На­ма­к­ва­ленд; в Н. вклю­ча­ют­ся близ­кие им да­ма­ра, да­ман, да­ма­к­ва, на­се­ляю­щие рай­оны Эрон­го, Очо­зон­дь­ю­па и Ку­не­не на се­ве­ро-за­па­де На­ми­бии) и на се­ве­ро-за­па­де ЮАР (св. 80 тыс. чел. – 2012, оцен­ка; в Ма­лом На­ма­к­ва­ленде, окр. На­ма­к­ва на за­па­де Сев.-Кап­ской пров.; ок. 1,6 тыс. чел. про­жи­ва­ют на юге Бот­сва­ны (окр. Кга­ла­га­ди). Под­раз­де­ля­ют­ся на 13 под­групп: чъаонин, гай-лъхауан, гай-цъхау­ан, къо­мен (топ­на­а­ры), къа­ми-чънун, лъо-ка­ин, лъхау-цъоан (сварт­бои), кха­ро-къоан, цъоа-цъоран, къаман, къха­ра-кхо­ин, цъхо­бе­син (вит­бои), лъа­бо­бен (фел­скунд­рае­ры). Язык на­ма. В осн. хри­стиа­не (гл. обр. лю­те­ра­не, а так­же ре­фор­ма­ты и др.; в го­ро­дах есть ка­то­ли­ки); есть му­суль­ма­не и при­вер­жен­цы тра­диц. ве­ро­ва­ний.

Хендрик Витбой – предводитель восстания нама и гереро в 1904.

Пред­ки Н. жи­ли к се­ве­ру от р. Ули­фантс и в ср. те­че­нии р. Оран­же­вая, по­сте­пен­но от­тес­ня­лись аф­ри­кане­ра­ми на се­вер. По­ра­же­ние На­ма и ге­ре­ро вос­ста­ния 1904–07 при­ве­ло к ис­треб­ле­нию ок. 50% Н. В 1960–89 су­ще­ст­во­вал бан­ту­стан Да­ма­ра­ленд. В 2003 на тер­ри­то­рии На­мак­ва­лен­да об­ра­зо­ва­на транс­гра­нич­ная ох­ра­няе­мая тер­ри­то­рия Ай-Айс-Рих­терс­фелд, где со­хра­ня­ют­ся язык и тра­диц. за­ня­тия – ко­че­вое ско­то­вод­ст­во, охо­та и ре­мёс­ла (об­ра­бот­ка ко­жи и шкур, вы­шив­ка, ап­пли­ка­ция); ра­нее бы­ли раз­ви­ты вы­плав­ка и об­ра­бот­ка ме­ди и же­ле­за. По­се­ле­ние – крааль, жи­ли­ще – ку­поль­ная хи­жи­на, кры­тая ци­нов­ка­ми (хай­ре-омс). Муж­чи­ны но­сят ко­жа­ные пла­щи-ка­рос­сы, жен­щи­ны – длин­ные пла­тья вик­то­ри­ан­ско­го по­кроя, за­им­ст­во­ван­ные у ран­них мис­сио­не­ров. В ос­но­ве со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции – боль­ше­се­мей­ная об­щи­на и пат­ри­ли­ней­ные ро­ды, сре­ди ко­то­рых вы­де­ля­ют­ся стар­шие и млад­шие ро­ды. В прош­лом гос­под­ст­во­вал мат­ри­ла­те­раль­ный крос­ску­зен­ный брак. Уни­каль­на тра­диц. си­сте­ма на­сле­до­ва­ния иму­ще­ст­ва (в т. ч. ско­та): муж­чи­не на­сле­до­ва­ли стар­ший сын или стар­шая дочь, жен­щи­не – млад­ший сын или млад­шая дочь. Рас­про­ст­ра­не­ны от­но­ше­ния под­шу­чи­ва­ния с од­ной ка­те­го­ри­ей род­ст­вен­ни­ков (напр., с крос­ску­зе­на­ми и дя­дей по ма­те­ри) и из­бе­га­ния – с дру­гой (напр., с сиб­лин­га­ми про­ти­во­по­лож­но­го по­ла и тёт­кой по от­цу). Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фу­р­ка­тив­но­го ти­па с ге­не­рац. ско­сом «ома­ха» и сли­я­ни­ем аль­тер­на­тив­ных по­ко­ле­ний (отож­де­ст­в­ля­ют­ся брат ма­те­ри и дед, с од­ной сто­ро­ны, и вну­ки и крос­ску­зе­ны – с дру­гой). Сиб­лин­ги об­оз­на­ча­ют­ся еди­ным тер­ми­ном с до­бав­ле­ни­ем по­ка­за­те­лей по­ла и от­но­сит. воз­ра­ста; су­ще­ст­ву­ют так­же тер­ми­ны, об­оз­на­чаю­щие сиб­лин­гов по по­ряд­ку рож­де­ния. Ра­нее бы­ла рас­про­ст­ра­не­на си­сте­ма на­след­ст­вен­ных имён (кай кхое): у од­них групп Н. име­на на­сле­до­ва­лись пе­рек­рёст­но (сын на­сле­до­вал имя ма­те­ри, дочь – имя от­ца), у дру­гих – че­рез по­ко­ле­ние (стар­ший сын на­сле­до­вал имя от­ца ма­те­ри, стар­шая дочь имя ма­те­ри ма­те­ри и т. д.). Со­хра­ня­ет­ся ин­сти­тут вож­дей, прак­ти­ку­ют­ся ини­циа­ции. Тра­диц. ве­ро­ва­ния – культ ду­хов, пред­ков, ве­ра в ма­гию и кол­дов­ст­во, по­чи­та­ние лу­ны и не­ба, де­ми­ур­га Цуй-Лъоа­па; в ка­че­ст­ве зло­го на­ча­ла вы­сту­па­ет куз­не­чик-бо­го­мол. Из фольк­лор­ных жан­ров рас­про­ст­ра­не­ны по­сло­ви­цы и по­го­вор­ки, за­гад­ки, сказ­ки, ми­фы (о пер­во­пред­ке и куль­тур­ном ге­рое Хайци-Ай­пи­пе, о по­един­ке Цуй-Лъоа­па с ду­хом зла Лъау­на­пом), пес­ни (лю­бов­ные, со­чи­няе­мые эк­спром­том; вос­хва­ле­ния ге­ро­ев; пес­ни от име­ни жи­вот­ных и ра­сте­ний); ха­рак­тер­но мно­го­го­лос­ное пе­ние.

Н. – наи­бо­лее ев­ро­пе­изи­ро­ван­ный на­род На­ми­бии. Ли­дер да­ма­ра Дж. Га­риб с 1989 воз­глав­ля­ет намибийскую пар­тию Объ­е­ди­нён­ный де­мо­кра­тич. фронт.

Лит.: The native tribes of South West Africa. L., 1966; Hoernlé A. W. The social organiza­tion of the Nama and other essays. Johannes­burg, 1985; Barnard A. Hunters and herders of southern Africa. Camb., 1992; Malan J. S. Peoples of Namibia. Wingate Park, 1995.

Вернуться к началу