НА́МА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НА́МА, намаква (самоназвания – наман, цъавакхоэн, кхойкхой), народ группы кой-коин на западе Юж. Африки. Живут в Намибии (св. 200 тыс. чел. – 2001, перепись; юг р-на Хардап и север р-на Карас – т. н. Большой Намакваленд; в Н. включаются близкие им дамара, даман, дамаква, населяющие районы Эронго, Очозондьюпа и Кунене на северо-западе Намибии) и на северо-западе ЮАР (св. 80 тыс. чел. – 2012, оценка; в Малом Намакваленде, окр. Намаква на западе Сев.-Капской пров.; ок. 1,6 тыс. чел. проживают на юге Ботсваны (окр. Кгалагади). Подразделяются на 13 подгрупп: чъаонин, гай-лъхауан, гай-цъхауан, къомен (топнаары), къами-чънун, лъо-каин, лъхау-цъоан (свартбои), кхаро-къоан, цъоа-цъоран, къаман, къхара-кхоин, цъхобесин (витбои), лъабобен (фелскундраеры). Язык нама. В осн. христиане (гл. обр. лютеране, а также реформаты и др.; в городах есть католики); есть мусульмане и приверженцы традиц. верований.
Предки Н. жили к северу от р. Улифантс и в ср. течении р. Оранжевая, постепенно оттеснялись африканерами на север. Поражение Нама и гереро восстания 1904–07 привело к истреблению ок. 50% Н. В 1960–89 существовал бантустан Дамараленд. В 2003 на территории Намакваленда образована трансграничная охраняемая территория Ай-Айс-Рихтерсфелд, где сохраняются язык и традиц. занятия – кочевое скотоводство, охота и ремёсла (обработка кожи и шкур, вышивка, аппликация); ранее были развиты выплавка и обработка меди и железа. Поселение – крааль, жилище – купольная хижина, крытая циновками (хайре-омс). Мужчины носят кожаные плащи-кароссы, женщины – длинные платья викторианского покроя, заимствованные у ранних миссионеров. В основе социальной организации – большесемейная община и патрилинейные роды, среди которых выделяются старшие и младшие роды. В прошлом господствовал матрилатеральный кросскузенный брак. Уникальна традиц. система наследования имущества (в т. ч. скота): мужчине наследовали старший сын или старшая дочь, женщине – младший сын или младшая дочь. Распространены отношения подшучивания с одной категорией родственников (напр., с кросскузенами и дядей по матери) и избегания – с другой (напр., с сиблингами противоположного пола и тёткой по отцу). Система терминов родства бифуркативного типа с генерац. скосом «омаха» и слиянием альтернативных поколений (отождествляются брат матери и дед, с одной стороны, и внуки и кросскузены – с другой). Сиблинги обозначаются единым термином с добавлением показателей пола и относит. возраста; существуют также термины, обозначающие сиблингов по порядку рождения. Ранее была распространена система наследственных имён (кай кхое): у одних групп Н. имена наследовались перекрёстно (сын наследовал имя матери, дочь – имя отца), у других – через поколение (старший сын наследовал имя отца матери, старшая дочь имя матери матери и т. д.). Сохраняется институт вождей, практикуются инициации. Традиц. верования – культ духов, предков, вера в магию и колдовство, почитание луны и неба, демиурга Цуй-Лъоапа; в качестве злого начала выступает кузнечик-богомол. Из фольклорных жанров распространены пословицы и поговорки, загадки, сказки, мифы (о первопредке и культурном герое Хайци-Айпипе, о поединке Цуй-Лъоапа с духом зла Лъаунапом), песни (любовные, сочиняемые экспромтом; восхваления героев; песни от имени животных и растений); характерно многоголосное пение.
Н. – наиболее европеизированный народ Намибии. Лидер дамара Дж. Гариб с 1989 возглавляет намибийскую партию Объединённый демократич. фронт.