Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САН

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 307

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Б. Коряков, В. А. Попов

САН, са, сон­ква, сар­ва, ма­сар­ва, ба­сар­ва, куа (ус­тар. буш­ме­ны – лю­ди кус­тар­ни­ков), груп­па кой­сан­ских на­ро­дов в Юж. Аф­ри­ке. Общая численность св. 250 тыс. чел. (2014, оценка). Го­во­рят на кой­сан­ских язы­ках: центр.-кой­сан­ской (кхое, или чёрные бушмены, ба­ра­к­ве­на, ба­ра­к­вен­го; льа­ни-бу­га, или речные бушме­ны; на­ро, гва­на, цьгви, шуа, чва и др.) и сев.-кой­сан­ской (кунг, сев. кунг, или окунг, центр. кунг, кунг-эко­ка, жуцъоан и др.) се­мей – на юге Ан­го­лы, в центр. и сев.-вост. час­тях На­ми­бии, зап. и вост. час­ти Бот­сва­ны и на за­па­де Зим­баб­ве; юж.-кой­сан­ской се­мьи (зап. къхонг, или ну­сан нунг, нга­ма­ни, – 5,5 тыс. чел.; вост. къхонг – 0,2 тыс. чел.; нгу­ки, или нцъу, – 0,6 тыс. чел.) – на юге Бот­сва­ны, вос­то­ке На­ми­бии и в ЮАР. Часть С. говорят на языках нама, овамбо и др. Распространены также анг­лийский, аф­рикаанс и др. В осн. при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний, есть про­тес­тан­ты и ка­то­ли­ки. От­но­сят­ся к юж­но­аф­ри­кан­ской ра­се.

Тра­диц. за­ня­тия – бро­дя­чая охо­та (с лу­ком и стре­ла­ми, в т. ч. с от­рав­лен­ными на­ко­неч­ни­ка­ми) и со­би­ра­тель­ст­во (центр.-кой­сан­ские С. род­ст­вен­ны кой-ко­ин; по-ви­ди­мо­му, до на­ча­ла н. э. они миг­ри­ро­ва­ли с се­ве­ра, бы­ли зна­ко­мы со ско­то­вод­ст­вом, ко­то­рое за­тем ут­ра­ти­ли; сев. и юж.-кой­сан­ские С. – ав­то­хто­ны Юж. Аф­ри­ки, ни­ко­гда не зна­ли про­из­во­дит. хо­зяй­ст­ва). До прихода банту юж. С. занимали почти всю территорию совр. ЮАР, к началу европ. колонизации сосредоточивались в осн. в районе р. Оранжевая, затем бо́льшая часть их была уничтожена или ассимилирована. В нач. 21 в. гвана-цъгви и др. С. борются за возвращение им исконных земель заповедника Центр. Калахари, откуда они были выселены правительством Ботсваны в 1997–2002.

Сан Намибии. Фото Marc Velaart

В основе социальной организации – локальные группы (общины), состоящие из нуклеарных семей. Объ­е­ди­не­ния об­щин (не­ксус) в су­хой се­зон со­би­ра­лись у не­пе­ре­сы­хаю­щих во­до­ёмов. Фор­маль­ные ли­де­ры, как пра­ви­ло, от­сут­ст­во­ва­ли. Про­во­ди­лись муж­ские ини­циа­ции и жен­ские пу­бер­тат­ные об­ря­ды. Со­хра­ня­ют­ся пред­став­ле­ния о ду­хах мёрт­вых, о куль­тур­ных ге­ро­ях – де­ми­ур­гах и три­к­сте­рах (Цагн, Цуе и др.). Пред­кам С. при­пи­сы­ва­ют­ся на­скаль­ные изо­бра­же­ния Юж. Аф­ри­ки (см. в ст. Аф­ри­ка).

Лит.: Schapera I. The Khoisan peoples of South Africa. L., 1930; Hunters and gatherers today. N. Y., 1972; Kalahari hunter-gatherers: Studies of the !Kung San and their neighbors. Camb. (Mass.); L., 1976; Мифы и сказки буш­менов. М., 1983; Barnard A. Hunters and her­ders of southern Africa: A comparative ethno­graphy of the Khoisan peoples. Camb.; N. Y., 1992; idem. Anthropology and the Bushman. Oxf., 2007; Кулик С. Бушмены: мифы и реальность // Азия и Африка се­год­ня. 1996. № 3–4; Hunters and gatherers in the modern world. N. Y., 2000.

Вернуться к началу