ГЕРЕ́РО
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕРЕ́РО (самоназвание – овагереро, ovaherero), народ группы банту в Намибии и на юго-западе Анголы. Делятся на собственно Г. (в районе р. Белый Нособ и верховьев Свакопа, гора Ватерберх), мбандиеру (мбандеру, овамбандеру – обл. Омахеке на востоке Намибии), химба (овахимба) и чимба (овачимба, тжимба) – на севере плоскогорья Каоко и в Анголе. Численность в Намибии 157 тыс. чел., в Анголе – 126 тыс. чел. (2006, оценка). Живут также на северо-западе Ботсваны (20 тыс. чел.). Говорят на яз. гереро, а также на языках африкаанс и нама (Намибия), тсвана (Ботсвана), англ. (Намибия, Ботсвана) и португ. языках (Ангола). 33% в Намибии, 80% в Ботсване и 95% в Анголе – христиане (протестанты, в Анголе – католики), остальные сохраняют традиц. верования.
Согласно историч. преданиям, ок. 16 в. Г. под предводительством вождей Чивисеуа и Каматы поселились в междуречье Замбези и Окаванго, затем мигрировали на юг на территорию совр. Ботсваны, после чего часть ушла на северо-запад совр. Намибии на плато Каоко; оставшиеся на востоке Г. (мбандеру) сказали об ушедших: «Ва геререра» – «Они решились!» (отсюда выводится самоназвание Г.). С кон. 18 в. торговали с колонистами Капской колонии скотом, мясом, изделиями кожевенного и кузнечного ремесла, резьбы по дереву. С 1840-х гг. благодаря деятельности нем. миссионеров распространяется христианство. В сер. 19 в. появляются вождества во главе с вождём (омухона), правившим с советом старейшин, главнокомандующим (омухонгере омунене) и послом (оватумуа). Во время войны с нама (кой-коин) 1863–70 были объединены под властью воен. вождя Магареро. В 1885 территория Г. вошла в состав Герм. Юго-Зап. Африки. Поражение нама и гереро восстания 1904–07 привело к истреблению до 75% Г. Утратив право владеть скотом, намибийские Г. стали пасти скот европ. поселенцев, заниматься земледелием, приобщаться к европ. культуре и принимать христианство. С кон. 1960-х гг, до 1989 существовали бантустаны Герероленд и Каоколенд. Совр. Г. в осн. работают по найму в с. х-ве и на рудниках, часть живёт в городах, есть интеллигенция. Химба и чимба в осн. сохраняют традиц. образ жизни.
Традиц. культура типична для кочевников-скотоводов Юж. Африки. Осн. традиц. занятие – разведение крупного рогатого скота (численность стад достигала 4 тыс., общее поголовье к кон. 19 в. – 90 тыс. голов). Женщины выращивали просо и сорго. Традиц. поселение – крааль (онганда), составляло патрилинейный линидж, возглавлялось наследств. вождём (омухона). Жилище – шатёр из шкур (озонджуа; сооружался в осн. женщинами), одежда – передники из дублёной козьей и овечьей кожи или шкур диких животных, более длинные у женщин. Украшения – металлич. бусы и спиралевидные браслеты, ожерелья из скорлупы страусовых яиц. Характерны женские платья викторианского типа, подобные тем, что носили жёны и дочери миссионеров, головной убор из платка, повязываемого концами вверх. Осн. пища – молоко (омаере), сквашенное в дерев. сосудах или бурдюках, по праздникам – мясо. Во главе общины стоял выборный староста (мухона), на время войны выбирался единый вождь. Счёт родства двойной: делились на 20 патри- (орузо) и 6 матрилинейных (эанда) родов; собственность (скот) передавалась по женской линии. Традиц. верования – культ предков (мукуру), священных коров, верховных богов Нджамби Карунга и Омукуру. У шатра омухона постоянно горел священный огонь (окуруо) и хранилась священная вода, применявшаяся в ритуалах освящения новорождённых детей. Известны мифы (о первопредке Мукуру), легенды и др. Инициации, свадьбы, похороны, поминальные обряды сопровождаются танцами и песнопениями, в которых прослеживается влияние церковного пения. Изготавливают маски из кожи. Священный центр Г. – г. Окахандья (в 1880 отвоёванный Г. у нама), место упокоения предков и хранения священного огня.