Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕРЕ́РО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 678-679

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Притворов

ГЕРЕ́РО (са­мо­на­зва­ние – ова­ге­ре­ро, ova­he­re­ro), на­род груп­пы бан­ту в На­ми­бии и на юго-за­па­де Ан­го­лы. Де­лят­ся на соб­ст­вен­но Г. (в рай­оне р. Бе­лый Нособ и вер­ховь­ев Сва­ко­па, гора Ва­терберх), мбан­дие­ру (мбан­де­ру, овам­бан­де­ру – обл. Ома­хе­ке на вос­то­ке На­ми­бии), хим­ба (ова­хим­ба) и чим­ба (ова­чим­ба, тжим­ба) – на се­ве­ре плос­ко­го­рья Као­ко и в Ан­го­ле. Чис­лен­ность в На­ми­бии 157 тыс. чел., в Ан­го­ле – 126 тыс. чел. (2006, оцен­ка). Жи­вут так­же на се­ве­ро-за­па­де Бот­сва­ны (20 тыс. чел.). Го­во­рят на яз. ге­ре­ро, а так­же на язы­ках аф­ри­ка­анс и на­ма (На­ми­бия), тсва­на (Бот­сва­на), англ. (На­ми­бия, Бот­сва­на) и пор­туг. язы­ках (Ан­го­ла). 33% в На­ми­бии, 80% в Бот­сва­не и 95% в Ан­го­ле – хри­стиа­не (про­тес­тан­ты, в Ан­го­ле – ка­то­ли­ки), ос­таль­ные со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния.

Со­глас­но ис­то­рич. пре­да­ни­ям, ок. 16 в. Г. под пред­во­ди­тель­ст­вом во­ж­дей Чи­ви­се­уа и Ка­ма­ты по­се­ли­лись в ме­ж­ду­ре­чье Зам­бези и Ока­ван­го, за­тем миг­ри­ро­ва­ли на юг на тер­ри­то­рию совр. Бот­сва­ны, по­сле че­го часть уш­ла на се­ве­ро-за­пад совр. На­ми­бии на пла­то Као­ко; ос­тав­шие­ся на вос­то­ке Г. (мбан­де­ру) ска­за­ли об ушед­ших: «Ва ге­ре­ре­ра» – «Они ре­ши­лись!» (от­сю­да вы­во­дит­ся са­мо­на­зва­ние Г.). С кон. 18 в. тор­го­ва­ли с ко­ло­ни­ста­ми Кап­ской ко­ло­нии ско­том, мя­сом, из­де­лия­ми ко­же­вен­но­го и куз­неч­но­го ре­мес­ла, резь­бы по де­ре­ву. С 1840-х гг. бла­го­да­ря дея­тель­но­сти нем. мис­сио­не­ров рас­про­стра­ня­ет­ся хри­сти­ан­ст­во. В сер. 19 в. по­яв­ля­ют­ся вож­де­ст­ва во главе с вож­дём (ому­хо­на), пра­вив­шим с со­ве­том ста­рей­шин, глав­нокомандую­щим (ому­хон­ге­ре ому­не­не) и пос­лом (ова­ту­муа). Во вре­мя вой­ны с на­ма (кой-коин) 1863–70 бы­ли объ­еди­не­ны под вла­стью во­ен. вож­дя Ма­га­ре­ро. В 1885 тер­ри­то­рия Г. во­шла в со­став Герм. Юго-Зап. Аф­ри­ки. По­ра­же­ние на­ма и ге­ре­ро вос­ста­ния 1904–07 при­ве­ло к ис­треб­ле­нию до 75% Г. Ут­ра­тив пра­во вла­деть ско­том, на­ми­бий­ские Г. ста­ли пас­ти скот ев­роп. по­се­ленцев, за­ни­мать­ся зем­ле­де­ли­ем, при­об­щать­ся к ев­роп. куль­ту­ре и при­ни­мать хри­сти­ан­ст­во. С кон. 1960-х гг, до 1989 су­ще­ст­во­ва­ли бан­ту­ста­ны Ге­ре­ро­ленд и Као­ко­ленд. Совр. Г. в осн. ра­бо­та­ют по най­му в с. х-ве и на руд­ни­ках, часть жи­вёт в го­ро­дах, есть ин­тел­ли­ген­ция. Хим­ба и чим­ба в осн. со­хра­ня­ют тра­диц. об­раз жиз­ни.

Женщины гереро в традиционных костюмах.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ко­чев­ни­ков-ско­то­во­дов Юж. Аф­ри­ки. Осн. тра­диц. за­ня­тие – раз­ве­де­ние круп­но­го ро­га­то­го ско­та (чис­лен­ность стад до­ст­и­га­ла 4 тыс., об­щее по­го­ло­вье к кон. 19 в. – 90 тыс. го­лов). Жен­щи­ны вы­ра­щи­ва­ли про­со и сор­го. Тра­диц. по­се­ле­ние – кра­аль (он­ган­да), составляло пат­ри­ли­ней­ный ли­нид­ж, воз­глав­ля­лось на­следств. вож­дём (ому­хо­на). Жи­ли­ще – ша­тёр из шкур (озонд­жуа; со­ору­жал­ся в осн. жен­щи­на­ми), оде­ж­да – пе­ред­ни­ки из дуб­лё­ной козь­ей и овечь­ей ко­жи или шкур ди­ких жи­вот­ных, более длин­ные у жен­щин. Ук­ра­ше­ния – ме­тал­лич. бу­сы и спи­ра­ле­вид­ные брас­ле­ты, оже­ре­лья из скор­лу­пы страу­со­вых яиц. Ха­рак­тер­ны жен­ские пла­тья вик­то­ри­ан­ско­го ти­па, по­доб­ные тем, что но­си­ли жё­ны и до­че­ри мис­сио­не­ров, го­лов­ной убор из плат­ка, по­вя­зы­вае­мо­го кон­ца­ми вверх. Осн. пи­ща – мо­ло­ко (омае­ре), сква­шен­ное в де­рев. со­су­дах или бур­дю­ках, по празд­ни­кам – мя­со. Во гла­ве об­щины сто­ял вы­бор­ный ста­рос­та (му­хо­на), на вре­мя вой­ны вы­би­рал­ся еди­ный вождь. Счёт род­ст­ва двой­ной: де­ли­лись на 20 пат­ри- (ору­зо) и 6 мат­ри­ли­ней­ных (эан­да) ро­дов; соб­ст­вен­ность (скот) пе­ре­да­ва­лась по жен­ской ли­нии. Тра­диц. ве­ро­ва­ния – культ пред­ков (му­ку­ру), свя­щен­ных ко­ров, вер­хов­ных бо­гов Нджам­би Ка­рун­га и Ому­ку­ру. У шат­ра ому­хо­на по­сто­ян­но го­рел свя­щен­ный огонь (оку­руо) и хра­ни­лась свя­щен­ная во­да, при­ме­няв­шая­ся в ри­туа­лах ос­вя­ще­ния но­во­рож­дён­ных де­тей. Из­вест­ны ми­фы (о пер­во­пред­ке Му­ку­ру), ле­ген­ды и др. Ини­циа­ции, свадь­бы, по­хо­ро­ны, по­ми­наль­ные об­ря­ды со­про­во­ж­да­ют­ся тан­ца­ми и пес­но­пе­ния­ми, в ко­то­рых про­сле­жи­ва­ет­ся влия­ние цер­ков­но­го пе­ния. Из­го­тав­ли­ва­ют мас­ки из ко­жи. Свя­щен­ный центр Г. – г. Ока­хан­дья (в 1880 от­воё­ван­ный Г. у на­ма), ме­сто упо­кое­ния пред­ков и хра­не­ния свя­щен­но­го ог­ня.

Лит.: Vivelo F. R. The Herero of westen Bots­wana. Saint. Paul, 1977; Medeiros C. L. Va­Kwan­du: history, kinship, and systems of production of an Herero people of South-West Angola. Lisboa, 1981; Ба­ле­зин А. С., Прит­воров А. В., Слип­чен­ко С. А. Ис­то­рия На­ми­бии в но­вое и но­вей­шее вре­мя. М., 1993.

Вернуться к началу