КАРЕ́ЛЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРЕ́ЛЫ (самоназвания – карьяла, карьялайнен; сохраняются локальные самоназвания ливгилайне, ливвикёй и лююдиляйнен, лююдикой), прибалтийско-финский народ в России, коренное население Карелии. Численность 60,8 тыс. чел. (2010, перепись), из них в Карелии 45,6 тыс. чел., Тверской обл. – 7,4 тыс.чел. (тверские карелы); живут также в Мурманской обл. (1,4 тыс.чел.), Санкт-Петербурге (1,4 тыс. чел.), Ленинградской (1,3 тыс. чел.), Вологодской, Архангельской, Новгородской обл. и др. Живут также на востоке Финляндии (15 тыс. чел. – 2010, оценка; в Финляндии к К. относят православное население), в Эстонии, Латвии, Белоруссии, на Украине, в Казахстане. Говорят в осн. по-русски, ок. 30% (преим. в сёлах) сохраняют также карельский язык. Верующие – православные.
В формировании К. участвовали древние корела и весь; по мере продвижения на север они оттесняли саамов; у части сев. К. сохраняются черты лапоноидности. После присоединения Корельской земли к Новгородской земле (12 в.) эта территория стала заселяться также русскими. С кон. 1940-х – нач. 1950-х гг. рус. иммиграция в Карелию резко усилилась, и к 1959 осталось лишь 3 сельских района с преим. карел. населением (Олонецкий, Калевальский и Пряжинский). В 2002 большинство (54,4%) К. жили в городах. С 1920-х гг. (с перерывом в 1938–40, когда официальным языком в Карелии был объявлен карел. яз.) насаждалась письменность на рус. и фин. языках.
Традиц. культура типична для народов лесной зоны Северо-Запада России (см. раздел Традиционная культура народов России в томе «Россия»). Осн. традиц. занятие – подсечно-огневое земледелие, с 18 в. распространилось трёхполье. Древнейшей культурой был ячмень, с 16 в. преобладала рожь. На юге сеяли пшеницу. Разводили коров, лошадей местной низкорослой породы, грубошёрстных овец, на юге – свиней (мясо шло гл. обр. на продажу); на севере заимствовали у саамов оленеводство. Были развиты охота и рыболовство, пушной и лесные промыслы, выплавка (из местной болотной руды) и обработка железа (Олонецкий погост поставлял железо по всему Рус. Северу и вплоть до Москвы; на основе этого произ-ва здесь в нач. 18 в. созданы Олонецкие горные заводы), обработка меди и серебра. С 18 в. распространились отходничество, работа по заготовке и сплаву леса. Из средств передвижения характерны лыжи (в т. ч. подшитые; по болотам ходили на ступательных лыжах), волокуши (волока), конные носилки («олонецкая люлька»), сани (реги; в т. ч. летние сани – касяреги); сев. К. заимствовали у саамов кережу в оленьей упряжке. Для восточной и особенно сев. Карелии характерны малодворные (до 3 дворов) деревни, с 19 в. – хутора. Жилище – изба севернорусского типа на высоком подклете с крытым двором (преобладала однорядная и глаголеобразная связь, у ливвиков – связь «охватом»); состоит из избы (пертти, перти, перт), сеней (синчо) и клети (айтта, айтт). У ливвиков и людиков избы украшались богатой резьбой, на северо-западе обшивались тёсом. Планировка избы западно- и севернорусского типов, что связывают с новгородским и московским потоками рус. колонизации. Характерна рус. печь с голбцом (каржина, каржин, козино); на севере была известна печь с открытым очагом (пииси, пиизи) в углу. Утварь – детали ткацких станков, лыжи, рукояти граблей и особенно прялки – украшалась резьбой; северо- и среднекарельские прялки имели лопатообразную лопасть и геометрическую, в осн. трёхгранно-выемчатую, резьбу, южнокарельские – узкую стреловидную лопасть и линейный орнамент контурной резьбой. Во 2-й пол. 19 в. в пограничных с русскими районах распространилась роспись по дереву (в осн. на рынок).
Одежда близка к русской. Мужчины носили штаны и туникообразную рубаху (пайда, пайду, пайд) типа косоворотки или с прямым разрезом; в 19 в. распространились рубахи с отложным воротником. Женская рубаха (ряччина, ряччин) новгородского (с отрезным верхом) и московского (с прямыми поликами) типов. В древности, по-видимому, рубаху носили с юбкой на лямке (хурстут). В 16 в. появляется косоклинный сарафан с широкими (ферези) или узкими (кошто, косто) проймами; со 2-й пол. 19 в. – прямой сарафан на узких лямках (сараффана, ферези, сиичча, крассика, кумакка). Женский головной убор типа кики (сорокка, сорокк, сорокку), с сер. 19 в. – повойник (лакки, черчу, черче, повойниекк, повойниекку).
На севере Карелии рубаха орнаментировалась вышивкой (косым стежком, набором, гладью; красным, жёлтым, синим, чёрным цветом; характерны мелкие геометрич. мотивы) по подолу, вороту и особенно в плечевой части; рукава украшались кумачовыми полосами. У центр. и юж. К. рубаха украшалась только по подолу (вышивкой крестом, красным цветом, крупными фигурами: для костюма ливвиков и людиков характерен меандр, для К. Сегозерья – 4-лепестковая розетка, 8-конечная звезда, ромб с крючками). На юге в вышивке полотенец, скатертей, подзоров (красным и белым цветом), а также рубах использовались и изобразит. мотивы: древо, женская фигура, птицы, конь со всадником. В юж. и ср. Карелии было развито также узорное ткачество – браное, в Сегозерье и Приладожье – также закладное и ажурное.
Система терминов родства линейного типа; сиблинги делятся по относительному возрасту и полу, причём младшие сиблинги зовутся только по личному имени. Большое количество рус. заимствований в лексике родства. Различались сев. (хият) и юж. (свуадьбу) варианты свадебного обряда: сев. вариант отличался архаич. особенностями, южный был во многом сходен с русским. Так, на севере представителями жениха выступали колдун (патьвашка) и его помощница (шуаяннайни), на юге – дружки; на юге свадебные причитания были близки к русским, часто исполнялись на рус. яз. Устраивали братчины с жертвоприношением быка, барана и т. п. В ср. Карелии в начале ноября (в неделю после Дмитриевской субботы) проводили обряд Кегри (Кекри) с поминальными ритуалами, ряжением и др.
Устное творчество. Основу муз.-поэтич. традиции составляют рунические песни с восьмисложным «калевальским» стихом: эпич., лиро-эпич., лирич., свадебные песни, баллады, заклинания и заговоры. Характерно многократное повторение короткого напева (силлабич. типа), соответствующего одной или двум восьмисложным строкам стиха; ладовая основа – диатоника с квинтовой опорой. Напевы и тексты не закреплены. Исполнительская традиция – сольная одноголосная, сохранились сведения о сопровождении эпич. песен игрой на кантеле (осн. муз. инструмент К., сохраняет своё значение в танцевальной музыке). Песни архаического слоя (эпич., лиро-эпич., заклинания и заговоры) бытовали до кон. 20 в. у сев. К. (центр традиции – Калевальский р-н Карелии; записанные здесь Э. Лённротом от крестьянина Архипа Перттунена руны составили основу эпоса «Калевала»). Наиболее устойчивые эпич. сюжеты: Вяйнямёйнен и дева-лосось, Вяйнямёйнен делает кантеле, поездки Лемминкяйнена в Похъёлу и др. Заговоры и заклинания продолжают использоваться в быту, причитания (свадебные, похоронные, рекрутские, «на случай») исполняются только женщинами. Отличаются развитостью метафорич. языка, обусловленного табуированием отд. имён и реалий. У сев. К. в прошлом существовали песни-импровизации ёйги (йойку; близки саамским). Поздний слой муз.-поэтич. фольклора включает неприуроченные лирич. песни (в т. ч. финские и русские), частушки (исполняются на карел. и рус. языках), пиирилейкки (круговой танец-игра с пением); для них характерны квадратность, 2- или 3-дольный метр, рифмованный стих, мажорно-минорная тональность. Среди сказок у К. преобладают волшебные, особенно о «невинно гонимых» (носитель зла в них – Сюоятар, а помощница и советчица героя – «старая вдова»), известны предания (таринат: генеалогич., о богатырях, кладах, заселении края и др.), легенды, былички, пословицы и поговорки, загадки.