ДИА́СПОРА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИА́СПОРА (греч. διασπορά – рассеяние, от διασπείρω – рассеивать, разбрасывать, разъединять), первоначально совокупность евр. общин, образовавшихся в различных частях ойкумены в результате исхода евреев из Палестины после разрушения Первого и Второго Храмов (6 в. до н. э. и 1 в. н. э.). Исходя из этого понимания, термин «Д.» долгое время связывали с изгнанием и передающейся от поколения к поколению коллективной памятью о покинутой родине. Согласно такой, суженной трактовке Д., до сих пор имеющей своих сторонников, иногда к диаспорным, кроме евреев, причисляют и представителей др. народов со схожей судьбой (армяне, греки). С кон. 1980-х гг. получила развитие противоположная тенденция в понимании Д., состоящая в распространении понятия Д. на множество экспатриированных этнических меньшинств, включая те из них, которые достигли высокой стадии вынужденной или добровольной ассимиляции, а также группы, которые, проживая за пределами осн. этнич. территории, уже считают себя автохтонами по отношению к территории своего нынешнего расселения (см. также Коренное население).
Большинство исследователей сходится на том, что понятие Д. определяется 3 признаками. 1) Собственно рассеяние – расселение народа или его части за пределами осн. этнич. территории (этнич., историч. родины) в результате миграций разл. типов либо изменения гос. границ. Данный признак является необходимым, но недостаточным для определения этнич. меньшинства в качестве Д. 2) Сохранение на протяжении жизни нескольких поколений этнокультурной идентичности, служащей границей между диаспорной группой и, как правило, более многочисленным принимающим обществом. Такая идентичность часто поддерживается разл. институтами, связывающими группу как с родиной, так и с родств. общинами в др. странах. 3) Особое отношение к реальной или воображаемой родине, на которую продолжают ориентироваться эмоционально и/или политически члены Д. Оно предстаёт в виде широкого континуума чувств и форм поведения – от хранимой в семье памяти о своём происхождении, сохранения ключевых элементов культурного наследия (в т. ч. языка) до активного интереса к судьбе родины и происходящим там событиям; от регулярных контактов с оставленными родственниками до участия в «домашних выборах» и готовности сражаться за родину. Названные критерии должны применяться с учётом причин переселения, ситуации в стране исхода и положения группы в принимающем обществе и государстве. Напр., при оценке этнокультурной отличительности диаспорной группы должны учитываться такие явления, как культурный синкретизм и культурная гибридизация. Существуют разл. типологии Д. в зависимости от обстоятельств «рассеяния» группы, характера экономич. деятельности её членов, особенностей их этнич. идентичности, социально-политич. статуса в принимающем обществе. Обычно выделяют: Д.-жертвы, возникшие в результате воен. конфликтов и этнич. преследований (евреи, армяне и др.); торговые, или посреднические, Д. (армяне, китайцы, ливанцы и др.); трудовые Д. (представители этнич. групп, покинувшие родину по экономич. причинам); «имперские» Д. (напр., британцы). Понимание Д. зависит также от концепции этничности, которой придерживается тот или иной исследователь. Сторонники примордиализма видят Д. группой с чётко заданными границами, подобной сословию или касте, куда попадают по врождённому признаку этничности (израильский учёный Г. Шеффер); приверженцы конструктивизма, напротив, апеллируют к чувствам и поведению индивидов, которые могут меняться в зависимости от многих обстоятельств их жизни (В. А. Тишков, амер. исследователь Р. Брубейкер).