АРГЕНТИ́НЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРГЕНТИ́НЦЫ (самоназвание – argentinos), народ, осн. население Аргентины. Численность 32,3 млн. чел. (2005, оценка). Говорят на аргент. варианте испанского языка. Верующие в осн. католики; есть также протестанты, мусульмане, иудеи и др.
В культуре индейцев, населявших Аргентину до исп. завоевания, выделяется неск. локальных хозяйств. типов («культурных областей»): 1) наиболее многочисл. народы предгорья и равнин подножия Анд, создавшие под влиянием кечуа археологич. культуру Диагита: ирригационное земледелие (кукуруза, бобовые, картофель), разведение ламы, ткачество, строительство крепостей и др. (кальчаки, пуларе и др.); 2) индейцы Чако, занимавшиеся охотой и собирательством (группы тоба, матако, тупи, араваки); 3) народы междуречья Параны и Уругвая и дельты Ла-Платы, занимавшиеся подсечно-огневым земледелием (гуарани, чарруа, керанди); 4) индейцы пампы и Патагонии (к югу от р. Рио-Колорадо), занимавшиеся охотой на страусов и гуанако (теуэльче, с 18 в. – арауканы); 5) она и яганы на о. Огненная Земля, относимые к группе огнеземельцев. В ходе исп. завоевания Аргентины образовался слой испано-индейских метисов – в осн. ремесленников, мелких торговцев и служащих в городах. В результате ввоза афр. рабов (17–18 вв.) в Аргентине появляются негры и мулаты. Сильное влияние на культурный облик А. оказала особая метисная группа охотников и пастухов гаучо, сформировавшаяся к кон. 18 в. с распространением лошади и развитием скотоводства в пампе. Привилегированную верхушку аргент. общества составляли выходцы из метрополии, что вызывало недовольство со стороны крепнущей численно и экономически группы местных уроженцев – белых потомков исп. завоевателей, креолов, живших в осн. в прибрежной области. В нач. 19 в. они возглавили борьбу за независимость Аргентины. Креолы-горожане стали ядром формирующейся аргент. общности. В посл. трети 19 – нач. 20 вв. в состав А. влился массовый поток иммигрантов из Европы (в осн. из Испании и Италии) – гринго. Этот слой населения сосредоточивался гл. обр. в прибрежных областях с центром в Буэнос-Айресе. Иммиграция стимулировалась политикой правительства, стремившегося к колонизации пампы с помощью европейцев. В результате серии воен. экспедиций 1870–80-х гг. индейское население пампы было истреблено или вытеснено в горы. Гаучо утратили свою культурную обособленность, влившись в городское и сельское население Аргентины. В 1914 выходцы из Европы составили 30% А., а в Буэнос-Айресе взрослое население на 3/4 состояло из иностранцев. Иммигрантские общины создавали свои организации, выходили издания, велось начальное образование на родном языке и т. п. Результатом смешения иммигрантского и местного влияния стали отличит. черты аргент. культуры: аргентинское танго, мн. особенности нац. кухни, испано-итал. жаргон коколиче и др. Позже иммиграция резко уменьшилась, осн. значение в ней приобрели выходцы из соседних латиноамер. стран. Индустриальный подъём в годы 2-й мировой войны и после неё вызвал массовый приток населения из сельской зоны в города (в осн. в Буэнос-Айрес), что привело к частичному стиранию культурных различий между цветным населением – провинциалами (кабеситас неграс, букв. – черноголовые) и потомств. жителями столицы (портеньос). Это смешанное общество «коренных» А. ныне называют креолами в противоположность иммигрантам (минории). Отд. этнич. группы (этнии) образуют индейцы (впервые включённые в общую перепись 2001), сосредоточенные в осн. в Чако, предгорьях Анд на границе с Чили и Боливией и в Патагонии. Во внутр. областях страны с креольско-метисным населением выделяются неск. этнографич. областей, различающихся диалектами и кустарными промыслами. Так, на северо-западе развиты узорное ткачество (ткани, ковры, одеяла), выделка кожи (конское снаряжение, ножны, сумки и др.), на северо-востоке (в Чако) – изготовление полихромной керамики зооморфной формы (под андийским влиянием), плетение сомбреро (в пров. Формоса), мелкая культовая пластика из дерева, керамики, кости, соломы (Корриентес); на юге, в зоне Кордильер, ткачество испытало влияние арауканов Чили (пончо, покрывала, сумки, пояса); в пампе сохраняются ремесленные (обработка кожи для конской упряжи, металла и кости) и фольклорные традиции гаучо.