АРАУКА́НЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРАУКА́НЫ (самоназвание – mapuche, букв. – люди земли), индейский народ в Чили (провинции Био-Био, Арауко, Мальеко, Каутин, Вальдивия, Осорно, Льянкиуэ, Чилоэ, в осн. между реками Био-Био и Рио-Буэно) и Аргентине (провинции Неукен, Буэнос-Айрес, Ла-Пампа, Мендоса, Рио-Негро, Чубут). Численность в Чили – св. 0,5 млн. чел., в Аргентине – 200 тыс. чел. (2000, оценка). Говорят на арауканском языке; большинство владеет исп. яз. Б. ч. А. – католики, есть также протестанты (англикане, перфекционисты, пятидесятники и др.), бахаисты, с 1990-х гг. возрождаются традиц. культы.
А. делились на сев. А. (пикунче), живших к северу от совр. р. Итата, центральных, или собственно А. (мапуче), и юж. А. (уильиче) – к югу от совр. г. Вальдивия. Существовали матрилинейные роды (кыга) и племена (айльяреуэ). В 16–17 вв. малочисл. пикунче ассимилированы испанцами, остальные образовали союз под руководством верховного вождя (токе), состоявший из трёх (с нач. 18 в. – четырёх) объединений (вутанмапу – «большая земля»), каждое из которых включало неск. племён и возглавлялось выборным воен. вождём. До 1882 продолжали вооруж. борьбу за независимость (см. Арауканские войны). В 17–18 вв. А. проникли на территорию Аргентины, частично ассимилировав пуэльче и теуэльче.
Традиц. культура близка к культуре индейцев Центр. Анд. А. разводили лам, морских свинок, выращивали картофель (особенно уильиче), кукурузу; у пикунче практиковалось поливное земледелие. Была развита металлургия меди. Общинные с.-х. работы (мингако) завершались праздником. Соседние общины объединялись для сооружения оросительных каналов или строительства нового дома. Традиц. жилище – большой овальный (реже восьмиугольный) в плане дом (рука), с неск. опорными столбами по продольной оси и тростниковой или соломенной крышей, часто спускающейся до земли. Одежда – тканая из шерсти: рубаха, широкие штаны и пончо – у мужчин, широкая кофта, запашная юбка и плащ – у женщин. А. носили серебряные украшения (особенно женщины), тканые узорные пояса. Мужчины повязывали голову платком, у испанцев заимствовали широкополые шляпы, носили длинные волосы, женщины заплетали косы и повязывали голову шерстяными лентами. Ритуалы – общинный праздник с молением верховному богу-громовнику Пильяну (нгильятун), строительство нового дома (рукатун), инициации, врачевательные обряды и др. – сопровождаются пением, танцами, речитацией; ритуалами руководит шаманка (мачи), её атрибуты – вертикально поставленное бревно с выдолбленными ступеньками и мембранофон культрун с камешками внутри; крестообразная фигура на кожаной мембране символизирует солнце и четыре радуги. Известен миф о спасении людей от потопа на горе, поднявшейся над водами, у чилийских А. – миф о былом господстве женщин (во главе с божеством Луны) и победе мужчин. Необрядовые мужские и женские песни исполняются с инструментальным сопровождением или без него. Среди инструментов – труба трутрука (длина 2,5–6 м), флейта пифилка, колокольчики, погремушки.
У совр. А. преобладает культура креольского типа. Общины ведут в осн. традиц. натуральное хозяйство и мало интегрированы в нац. экономику. Занимаются скотоводством (овцы, в меньшей степени – лошади, крупный рогатый скот), пашенным земледелием (гл. обр. пшеница и картофель), ремеслом (ткачество, обработка кожи, серебра, в меньшей степени произ-во керамики). Некоторые А. работают в угледобывающей пром-сти. Существуют обществ. организации А., в 1993 создан Межрегиональный совет мапуче с центром в г. Темуко, входящий в Орг-цию непредставленных народов и наций [Unrepresented Nations and Peoples Organization (UNPO)]; в Бристоле существует организация Междунар. связи мапуче [Mapuche International Link (MIL)] [до 1996 – К-т по внешним связям мапуче; Comité Exterior Mapuche (CEM)]; в 2000 в Нидерландах эмигрантами, покинувшими Чили в годы правления Пиночета, основан Фонд мапуче «Фолил» (Mapuche Foundation Folil).