Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРАУКА́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 163

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Е. Берёзкин, Е. А. Ершова

АРА­УКА́НЫ (са­мо­на­зва­ние – mapu­che, букв. – лю­ди зем­ли), ин­дей­ский на­род в Чи­ли (про­вин­ции Био-Био, Арау­ко, Маль­е­ко, Кау­тин, Валь­ди­вия, Осор­но, Льян­ки­уэ, Чи­лоэ, в осн. ме­ж­ду ре­ка­ми Био-Био и Рио-Буэ­но) и Ар­ген­ти­не (про­винции Не­укен, Бу­энос-Ай­рес, Ла-Пам­па, Мен­до­са, Рио-Нег­ро, Чу­бут). Чис­лен­ность в Чи­ли – св. 0,5 млн. чел., в Арген­ти­не – 200 тыс. чел. (2000, оцен­ка). Го­во­рят на арау­кан­ском язы­ке; боль­шин­ст­во вла­де­ет исп. яз. Б. ч. А. – ка­толи­ки, есть так­же про­тес­тан­ты (англика­не, пер­фек­цио­ни­сты, пя­ти­де­сят­ни­ки и др.), ба­хаи­сты, с 1990-х гг. воз­ро­ж­да­ют­ся тра­диц. куль­ты.

А. де­ли­лись на сев. А. (пи­кун­че), жив­ших к се­ве­ру от совр. р. Ита­та, цен­траль­ных, или соб­ст­вен­но А. (ма­пу­че), и юж. А. (уиль­и­че) – к югу от совр. г. Валь­ди­вия. Су­ще­ст­во­ва­ли мат­ри­ли­ней­ные ро­ды (кы­га) и пле­ме­на (ай­лья­ре­уэ). В 16–17 вв. ма­ло­числ. пи­кун­че ас­си­ми­ли­ро­ва­ны ис­пан­ца­ми, ос­таль­ные об­ра­зо­ва­ли со­юз под ру­ко­во­дством вер­хов­но­го во­ж­дя (то­ке), со­сто­яв­ший из трёх (с нач. 18 в. – че­ты­рёх) объ­е­ди­не­ний (ву­тан­ма­пу – «боль­шая зем­ля»), ка­ж­дое из ко­то­рых вклю­ча­ло неск. пле­мён и воз­глав­ля­лось вы­бор­ным во­ен. во­ж­дём. До 1882 про­дол­жа­ли воо­руж. борь­бу за не­за­ви­си­мость (см. Арау­кан­ские вой­ны). В 17–18 вв. А. про­ник­ли на тер­ри­то­рию Ар­ген­ти­ны, час­тич­но ас­си­ми­ли­ро­вав пу­эль­че и теу­эль­че.

Арауканки, играющие на мембранофоне культрун.

Тра­диц. куль­ту­ра близ­ка к куль­ту­ре ин­дей­цев Центр. Анд. А. раз­во­ди­ли лам, мор­ских сви­нок, вы­ра­щи­ва­ли кар­то­фель (осо­бен­но уиль­и­че), ку­ку­ру­зу; у пи­кун­че прак­ти­ко­ва­лось по­лив­ное зем­ле­де­лие. Бы­ла раз­ви­та ме­тал­лур­гия ме­ди. Об­щин­ные с.-х. ра­бо­ты (мин­га­ко) за­вер­ша­лись празд­ни­ком. Со­сед­ние об­щи­ны объ­е­ди­ня­лись для со­ору­же­ния оро­си­тель­ных ка­на­лов или строи­тель­ст­ва но­во­го до­ма. Тра­диц. жи­ли­ще – боль­шой оваль­ный (ре­же вось­ми­уголь­ный) в пла­не дом (ру­ка), с неск. опор­ны­ми стол­ба­ми по про­доль­ной оси и тро­ст­ни­ко­вой или со­ло­мен­ной кры­шей, час­то спус­каю­щей­ся до зем­ли. Оде­ж­да – тка­ная из шер­сти: ру­ба­ха, ши­ро­кие шта­ны и пон­чо – у муж­чин, ши­ро­кая коф­та, за­паш­ная юб­ка и плащ – у жен­щин. А. но­си­ли се­реб­ря­ные ук­раше­ния (осо­бен­но жен­щи­ны), тка­ные узор­ные поя­са. Муж­чи­ны по­вя­зы­ва­ли го­ло­ву плат­ком, у ис­пан­цев за­им­ст­во­ва­ли ши­ро­ко­по­лые шля­пы, но­си­ли длин­ные во­ло­сы, жен­щи­ны за­пле­та­ли ко­сы и по­вя­зы­ва­ли го­ло­ву шер­стя­ны­ми лен­та­ми. Ри­туа­лы – об­щин­ный празд­ник с мо­ле­ни­ем вер­хов­но­му бо­гу-гро­мов­ни­ку Пиль­я­ну (нгиль­я­тун), строи­тель­ст­во но­во­го до­ма (ру­ка­тун), ини­циа­ции, вра­че­ва­тель­ные об­ря­ды и др. – со­про­во­ж­да­ют­ся пе­ни­ем, тан­ца­ми, ре­чи­та­ци­ей; ри­туа­ла­ми ру­ко­во­дит ша­ман­ка (ма­чи), её ат­ри­бу­ты – вер­ти­каль­но по­став­лен­ное брев­но с вы­долб­лен­ны­ми сту­пень­ка­ми и мем­бра­но­фон культ­рун с ка­меш­ка­ми внут­ри; кре­сто­об­раз­ная фи­гу­ра на ко­жа­ной мем­бра­не сим­во­ли­зи­ру­ет солн­це и че­тыре ра­ду­ги. Из­вес­тен миф о спа­сении лю­дей от по­то­па на го­ре, под­няв­шей­ся над во­да­ми, у чи­лий­ских А. – миф о бы­лом гос­под­стве жен­щин (во гла­ве с бо­же­ст­вом Лу­ны) и по­бе­де муж­чин. Не­об­ря­до­вые муж­ские и жен­ские пес­ни ис­пол­ня­ют­ся с ин­ст­ру­мен­таль­ным со­про­во­ж­де­ни­ем или без не­го. Сре­ди ин­ст­ру­мен­тов – тру­ба трут­ру­ка (дли­на 2,5–6 м), флей­та пи­фил­ка, ко­ло­коль­чи­ки, по­гре­муш­ки.

У совр. А. пре­об­ла­да­ет куль­ту­ра кре­оль­ско­го ти­па. Об­щи­ны ве­дут в осн. тра­диц. на­ту­раль­ное хо­зяй­ст­во и ма­ло ин­те­г­ри­ро­ва­ны в нац. эко­но­ми­ку. За­ни­ма­ют­ся ско­то­вод­ст­вом (ов­цы, в мень­шей сте­пе­ни – ло­ша­ди, круп­ный ро­га­тый скот), па­шен­ным зем­ле­де­ли­ем (гл. обр. пше­ни­ца и кар­то­фель), ре­мес­лом (тка­че­ст­во, об­ра­бот­ка ко­жи, се­реб­ра, в мень­шей сте­пе­ни про­из-во ке­ра­ми­ки). Не­ко­то­рые А. ра­бо­та­ют в уг­ле­до­бы­ваю­щей пром-сти. Су­ще­ст­ву­ют об­ществ. ор­га­ни­за­ции А., в 1993 соз­дан Меж­ре­гио­наль­ный со­вет ма­пу­че с цен­тром в г. Те­му­ко, вхо­дя­щий в Орг-цию не­пред­став­лен­ных на­ро­дов и на­ций [Un­rep­re­sented Na­ti­ons and Peo­ples Or­gani­za­tion (UNPO)]; в Бри­сто­ле су­ще­ст­ву­ет ор­га­ни­за­ция Ме­ж­ду­нар. свя­зи ма­пу­че [Mapu­che In­ter­na­tional Link (MIL)] [до 1996 – К-т по внеш­ним свя­зям ма­пу­че; Comité Ex­te­rior Mapu­che (CEM)]; в 2000 в Ни­дер­лан­дах эмиг­ран­та­ми, по­ки­нув­ши­ми Чи­ли в го­ды прав­ле­ния Пи­но­че­та, ос­но­ван Фонд ма­пу­че «Фо­лил» (Mapu­che Foun­da­tion Fo­lil).

Лит.: Stew­ard J. H., Faron L. C. Na­tive peo­ples of South Amer­ica. N. Y., 1959; Dowl­ing Des­ma­dryl J. Re­ligión, cha­man­ismo y mitologia mapu­ches. San­ti­ago de Chile, 1971; Бе­рез­кин Ю. Е. Эт­ни­че­ская ис­то­рия Чи­ли // Эт­ни­че­ские про­цес­сы в стра­нах Юж­ной Аме­ри­ки. М., 1981.

Вернуться к началу