Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 49

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ШКО́ЛА, 1) учеб­но-вос­пи­та­тель­ное уч­ре­ж­де­ние. Мо­гут со­дер­жать­ся на сред­ст­ва го­су­дар­ст­ва или ча­ст­ных ор­га­ни­за­ций. По ха­рак­те­ру со­об­щае­мых зна­ний Ш. де­лят­ся на об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ные и про­фес­сио­наль­ные; по уров­ню об­ра­зо­ва­ния – на на­чаль­ные, не­пол­ные сред­ние, сред­ние, выс­шие; по по­лу уча­щих­ся – на муж­ские, жен­ские, со­вме­ст­но­го обу­че­ния; по от­но­ше­нию к ре­ли­гии – на свет­ские и ре­ли­ги­оз­ные (кон­фес­сио­наль­ные). Су­ще­ст­ву­ют так­же шко­лы-ин­тер­на­ты, са­на­тор­но-лес­ные шко­лы и др. По­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние ав­тор­ская шко­ла, а так­же её ви­ды: шко­ла «диа­ло­га куль­тур», «шко­ла са­мо­оп­ре­де­ле­ния», валь­дорф­ские шко­лы (см. Валь­дорф­ская пе­да­го­ги­ка) и др.

В ос­мыс­ле­нии зна­че­ния Ш. в об­ще­ст­ве стал­ки­ва­ют­ся разл. точ­ки зре­ния, не­ред­ко вос­хо­дя­щие к по­строе­ни­ям тео­ре­ти­ков пе­да­го­ги­ки – Я. А. Ко­мен­ско­го, И. Ф. Гер­бар­та, Ф. Дис­тер­ве­га и др. Часть тео­ре­ти­ков кон­цен­три­ру­ют вни­ма­ние на раз­ви­тии в Ш. лич­но­сти уча­ще­го­ся, по­ни­мая его раз­ви­тие как «под­го­тов­ку» к взрос­лой жиз­ни. Дру­гие – ак­цен­ти­ру­ют об­ра­зо­ват. функ­ции Ш., от­да­вая при­ори­тет ре­ше­нию про­блем пе­да­го­гич. об­ще­ния и взаи­мо­дей­ст­вия уче­ния и обу­че­ния. Тре­тьи – рас­смат­ри­ва­ют Ш. как ин­сти­тут вос­пи­та­ния, что ис­кус­ст­вен­но су­жа­ет ре­аль­ное по­ло­же­ние Ш. в об­ще­ст­ве. В дей­ст­ви­тель­но­сти Ш. объ­еди­ня­ет в се­бе мно­же­ст­во функ­ций.

На про­тя­же­нии ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва од­ним из осн. во­про­сов пе­да­го­ги­ки бы­ло взаи­мо­дей­ст­вие «шко­лы и жиз­ни». Уже в пер­во­быт­ном об­ще­ст­ве в под­го­тов­ке к ини­циа­ции вид­ны чер­ты тра­диц. Ш., она до­пол­ня­ет сти­хий­ную, ес­те­ст­вен­ную, в ча­ст­но­сти се­мей­ную, со­циа­ли­за­цию. Об­ра­зо­ва­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в шко­ле как ин­сти­ту­ции, она обес­пе­чи­ва­ет кон­такт, об­ще­ние срав­ни­тель­но не­боль­шо­го чис­ла бо­лее со­вер­шен­ных и опыт­ных лю­дей (пе­да­го­гов, вос­пи­та­те­лей) со мно­ги­ми ме­нее со­вер­шен­ны­ми и ме­нее опыт­ны­ми (уча­щи­ми­ся, вос­пи­туе­мы­ми). Об­ра­зо­ва­ние при­зна­ёт­ся ус­пеш­ным, ко­гда за­вер­ша­ет­ся пуб­лич­ной де­мон­ст­ра­ци­ей при­об­ре­тён­ных зна­ний, уме­ний и на­вы­ков – эк­за­ме­на­ми.

2) Сис­те­ма об­ра­зо­ва­ния, вы­уч­ка, при­об­ре­тён­ный опыт.

3) На­прав­ле­ние в нау­ке, ли­те­ра­ту­ре, ис­кус­ст­ве и т. п., свя­зан­ное един­ст­вом осн. взгля­дов, общ­но­стью или пре­ем­ст­вен­но­стью прин­ци­пов и ме­то­дов.

Вернуться к началу