ШКО́ЛА
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШКО́ЛА, 1) учебно-воспитательное учреждение. Могут содержаться на средства государства или частных организаций. По характеру сообщаемых знаний Ш. делятся на общеобразовательные и профессиональные; по уровню образования – на начальные, неполные средние, средние, высшие; по полу учащихся – на мужские, женские, совместного обучения; по отношению к религии – на светские и религиозные (конфессиональные). Существуют также школы-интернаты, санаторно-лесные школы и др. Получила распространение авторская школа, а также её виды: школа «диалога культур», «школа самоопределения», вальдорфские школы (см. Вальдорфская педагогика) и др.
В осмыслении значения Ш. в обществе сталкиваются разл. точки зрения, нередко восходящие к построениям теоретиков педагогики – Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, Ф. Дистервега и др. Часть теоретиков концентрируют внимание на развитии в Ш. личности учащегося, понимая его развитие как «подготовку» к взрослой жизни. Другие – акцентируют образоват. функции Ш., отдавая приоритет решению проблем педагогич. общения и взаимодействия учения и обучения. Третьи – рассматривают Ш. как институт воспитания, что искусственно сужает реальное положение Ш. в обществе. В действительности Ш. объединяет в себе множество функций.
На протяжении истории человечества одним из осн. вопросов педагогики было взаимодействие «школы и жизни». Уже в первобытном обществе в подготовке к инициации видны черты традиц. Ш., она дополняет стихийную, естественную, в частности семейную, социализацию. Образование осуществляется в школе как институции, она обеспечивает контакт, общение сравнительно небольшого числа более совершенных и опытных людей (педагогов, воспитателей) со многими менее совершенными и менее опытными (учащимися, воспитуемыми). Образование признаётся успешным, когда завершается публичной демонстрацией приобретённых знаний, умений и навыков – экзаменами.
2) Система образования, выучка, приобретённый опыт.
3) Направление в науке, литературе, искусстве и т. п., связанное единством осн. взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.