СОЦИА́ЛЬНО-КРИТИ́ЧЕСКАЯ ПЕДАГО́ГИКА
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОЦИА́ЛЬНО-КРИТИ́ЧЕСКАЯ ПЕДАГО́ГИКА, направление в педагогич. теории в зап.-европ. странах и США. Возникло в 1960-х гг. в русле молодёжного движения на базе антитехнократических умонастроений и как результат разочарования в эффективности традиц. педагогич. систем. Теоретики С.-к. п.: К. Молленхауэр, П. М. Рёдер, И. Дамер, Х. Й. Гамм (ФРГ), И. Иллич (США), Э. Раймер (Великобритания) и др. выступили против устаревшей авторитарной структуры гос. школы, её консервативной педагогич. практики, нередко прикрывавшейся номинальными реформами. Как целостная концепция С.-к. п. сложилась гл. обр. в немецкоязычных странах; была предложена модель демократической («критической», «свободной», «гуманной») общеобразоват. школы, гл. целью которой провозглашалась «самореализация» личности. Значит. влияние на ориентиры С.-к. п. оказали идеи свободного воспитания (гл. обр. в интерпретации А. С. Нила), а также филос. и социологич. теории франкфуртской школы. Основой социальной доктрины идеологи С.-к. п. признают познание как «истинный регулятор поведения человека, направленный на изменение общественной действительности». Понятия «эмансипация», «свобода», «самоопределение» рассматриваются как педагогич. и политич. категории. Функцию педагогики представители С.-к. п. усматривали в «перманентной критике» общества и его авторитарных структур; педагогика должна давать лишь теоретич. анализ возможностей разл. моделей воспитания как «воспроизведения потенциала обществ, изменений в молодом поколении» (Молленхауэр). Значит. влияние получили и идеи «новых левых».
Наиболее радикальные представители С.-к. п. призывали к замене традиц. школы сетью обществ. институтов, построенных на принципах неформального общения детей в разл. видах деятельности (см. Дескулизация) и др. Попытка реализации этих идей (с кон. 1960-х гг.) была предпринята некоторой частью радикально настроенного студенчества и интеллигенции, организовавших семьи-коммуны как альтернативу нуклеарной семье. К сер. 1980-х гг. популярность и влияние С.-к. п. снизились.