Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОЦИА́ЛЬНО-КРИТИ́ЧЕСКАЯ ПЕДАГО́ГИКА

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 6-7

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Ф. Яркина

СОЦИА́ЛЬНО-КРИТИ́ЧЕСКАЯ ПЕДА­ГО́­ГИ­КА, на­прав­ле­ние в пе­да­го­гич. тео­рии в зап.-ев­роп. стра­нах и США. Воз­ник­ло в 1960-х гг. в рус­ле мо­ло­дёж­но­го дви­жения на ба­зе ан­ти­тех­но­кра­ти­че­ских умо­на­строе­ний и как ре­зуль­тат раз­оча­ро­ва­ния в эф­фек­тив­но­сти тра­диц. пе­да­го­гич. сис­тем. Тео­ре­ти­ки С.-к. п.: К. Мол­лен­хау­эр, П. М. Рё­дер, И. Да­мер, Х. Й. Гамм (ФРГ), И. Ил­лич (США), Э. Рай­мер (Ве­ли­ко­бри­та­ния) и др. вы­сту­пи­ли про­тив ус­та­рев­шей ав­то­ри­тар­ной струк­ту­ры гос. шко­лы, её кон­сер­ва­тив­ной пе­да­го­гич. прак­ти­ки, не­ред­ко при­кры­вав­шей­ся но­ми­наль­ны­ми ре­фор­ма­ми. Как це­ло­ст­ная кон­цеп­ция С.-к. п. сло­жи­лась гл. обр. в не­мец­коя­зыч­ных стра­нах; бы­ла пред­ло­же­на мо­дель де­мо­кра­ти­че­ской («кри­ти­че­ской», «сво­бод­ной», «гу­ман­ной») об­ще­об­ра­зо­ват. шко­лы, гл. це­лью ко­то­рой про­воз­гла­ша­лась «са­мо­реа­ли­за­ция» лич­но­сти. Зна­чит. влия­ние на ори­ен­ти­ры С.-к. п. ока­за­ли идеи сво­бод­но­го вос­пи­та­ния (гл. обр. в ин­тер­пре­та­ции А. С. Ни­ла), а так­же фи­лос. и со­цио­ло­гич. тео­рии франк­фурт­ской шко­лы. Ос­но­вой со­ци­аль­ной док­три­ны идео­ло­ги С.-к. п. при­зна­ют по­зна­ние как «ис­тин­ный ре­гу­ля­тор по­ве­де­ния че­ло­ве­ка, на­прав­лен­ный на из­ме­не­ние об­ще­ст­вен­ной дей­ст­ви­тель­но­сти». По­ня­тия «эман­си­па­ция», «сво­бо­да», «са­мо­оп­ре­де­ле­ние» рас­смат­ри­ва­ют­ся как пе­да­го­гич. и по­ли­тич. ка­те­го­рии. Функ­цию пе­да­го­ги­ки пред­ста­ви­те­ли С.-к. п. ус­мат­ри­ва­ли в «пер­ма­нент­ной кри­ти­ке» об­ще­ст­ва и его ав­то­ри­тар­ных струк­тур; пе­да­го­ги­ка долж­на да­вать лишь тео­ре­тич. ана­лиз воз­мож­но­стей разл. мо­де­лей вос­пи­та­ния как «вос­про­из­ве­де­ния по­тен­циа­ла об­ществ, из­ме­не­ний в мо­ло­дом по­ко­ле­нии» (Мол­лен­хау­эр). Зна­чит. влия­ние по­лу­чи­ли и идеи «но­вых ле­вых».

Наи­бо­лее ра­ди­каль­ные пред­ста­ви­те­ли С.-к. п. при­зы­ва­ли к за­ме­не тра­диц. шко­лы се­тью об­ществ. ин­сти­ту­тов, по­стро­ен­ных на прин­ци­пах не­фор­маль­но­го об­ще­ния де­тей в разл. ви­дах дея­тель­но­сти (см. Дес­ку­ли­за­ция) и др. По­пыт­ка реа­ли­за­ции этих идей (с кон. 1960-х гг.) бы­ла пред­при­ня­та не­ко­то­рой ча­стью ра­ди­каль­но на­стро­ен­но­го сту­ден­че­ст­ва и ин­тел­ли­ген­ции, ор­га­ни­зо­вав­ших се­мьи-ком­му­ны как аль­тер­на­ти­ву нук­ле­ар­ной се­мье. К сер. 1980-х гг. по­пу­ляр­ность и влия­ние С.-к. п. сни­зи­лись.

Лит.: Яpкина Т. Ф. Кри­ти­че­ский ана­лиз со­стоя­ния и тен­ден­ций раз­ви­тия бур­жу­аз­ной пе­да­го­ги­ки в ФРГ. М., 1979 (библ.).

Вернуться к началу