ДЕСКУЛИЗА́ЦИЯ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕСКУЛИЗА́ЦИЯ (от англ. deschooling, букв. – обесшколивание), концепция упразднения школы как социального института и замены её нетрадиционными формами социализации молодёжи. Выдвинута в 1960–70-х гг. леворадикальными теоретиками в социологии и педагогике – И. Илличем, П. Гудменом (США), Э. Раймером (Великобритания), П. Фрейри (Бразилия). Сторонники Д. считают, что школа увековечивает несправедливый социальный порядок и социальную иерархию посредством «штамповки умов» в духе идеологии конформизма. Представители Д. призывают к отмене обязательного обучения и отвергают любые попытки школьных реформ. Гл. мотивом познавательной деятельности считают естеств. склонность индивида к усвоению полезного опыта. Противопоставляя формальное образование и полезный жизненный опыт, сторонники Д. предлагают осуществлять социализацию молодёжи с помощью неформальных «образовательных ресурсов», непосредственно в пром-сти, с. х-ве, сфере обслуживания на основе ученичества, практич. освоения разл. моделей проф. деятельности. Отказ от традиц. системы образования, по их мнению, приведёт к трансформации общества отчуждения и эксплуатации в ассоциацию гуманистически мыслящих, свободных от внешнего принуждения граждан.