ФРЕ́ЙРИ ФPЕЙPE ПАУЛУ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФРЕ́ЙРИ, Фpейpe (Freire) Паулу (19.9.1921, Ресифи – 2.5.1997, Сан-Паулу), браз. педагог и философ. Окончил ф-т права Федерального ун-та штата Пернамбуку в Ресифи. В 1946–55 директор Деп-та образования и культуры. В эти годы осуществил первые эксперименты, которые привели к созданию собственного оригинального метода обучения грамоте взрослых (т. н. метода Фрейри). Процесс обучения начинался с изучения культуры и состоял из нескольких этапов: на первом учащиеся сначала запоминали специально отобранные темы и связанные с ними слова (не более 17), затем происходило кодирование этих слов в визуальные образы – плакаты, рисунки, графически изображавшие разл. ситуации. После их анализа и обсуждения те же изображения показывались вместе со словами (процесс раскодирования). И, наконец, изучались сами слова (без картинок). На втором и последующих этапах (собственно обучение грамоте) учащиеся узнавали и запоминали слова, устанавливали связи слов и предложений, раскладывали исходные слова на слоги и образовывали путём их комбинирования новые слова и т. д. Взрослые обучались грамоте по методу Ф. за 30–40 ч. После воен. переворота 1964 вынужден эмигрировать в Чили. Преподавал в Чилийском ун-те. В 1968 эксперт ЮНЕСКО, в 1969 проф. Гарвардского ун-та. С 1970 консультант по проблемам образования при ВСЦ в Женеве, работал в Ин-те культурного действия при совете. В 1982 вернулся в Бразилию. Выступая за построение «общества справедливости», в котором должны участвовать все люди, Ф. стремился к развитию творч. активности людей, «пробуждению сознания». Рассматривал распространение образования как культурную деятельность, направленную прежде всего на перестройку мышления, пропагандировал осмысленное обучение, связывая обучение грамоте с практич. жизнедеятельностью людей (т. н. освобождающее образование). Его концепция преобразования общества связана в первую очередь с изменением сознания людей.
Деятельность Ф. способствовала становлению нац. систем образования в ряде стран Азии, Африки и Лат. Америки. В 1986 Ф. была присуждена премия ЮНЕСКО за огромный вклад в науч.-педагогич. деятельность, «за воспитание в духе мира».