ПЕТЕРБУ́РГСКИЙ ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕ́Т ПУТЕ́Й СООБЩЕ́НИЯ ИМПЕРА́ТОРА АЛЕКС́АНДРА I
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕТЕРБУ́РГСКИЙ ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕ́Т ПУТЕ́Й СООБЩЕ́НИЯ ИМПЕРА́ТОРА АЛЕКС́АНДРА I, первый инженерный транспортный вуз России. Создан 20.11(2.12).1809 как Ин-т Корпуса инженеров путей сообщения. Первый ректор (инспектор) ин-та – А. Бетанкур. Вначале был открытым вузом с четырёхлетним сроком обучения, в дек. 1823 преобразован в закрытое учебное заведение по образцу воен. кадетских корпусов и в учебные планы были включены воен. дисциплины; в 1864 вновь стал гражд. учебным заведением. С 1924 Ленингр. ин-т инженеров путей сообщения, с 1930 Ленингр. ин-т инженеров ж.-д. транспорта (ЛИИЖТ, с 1949 им. В. Н. Образцова). На базе его ф-тов созданы четыре самостоят. вуза: Ленингр. ин-т инженеров водного транспорта (1930; с 2012, после ряда преобразований, – Гос. ун-т морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова), Ленингр. ин-т инженеров гражд. возд. флота (1930, с 2004, после ряда преобразований, – С.-Петерб. гос. ун-т гражданской авиации), Ленингр. автодорожный ин-т (1931, в 1940 закрыт), Военно-транспортная академия (основана в 1932 в Москве, с 1938 в Ленинграде, с 2012, после ряда преобразований, – Воен. академия материально-технич. обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва Мин-ва обороны РФ). В 1954 в состав ЛИИЖТ включён Ленингр. электротехнич. ин-т ж.-д. транспорта, в 1993 получил статус ун-та, с 2014 совр. название.
Первоначально ин-т готовил специалистов широкого строит. профиля. В кон. 1830-х гг. в связи с началом сооружения в России железных дорог в учебные программы курса строит. иск-ва были включены спец. разделы по строительству и эксплуатации железных дорог. Особый вклад вуз внёс в создание рос. школы начертательной геометрии. В нём преподавал ученик Г. Монжа, проф. К. И. Потье (1786–1855), в 1821 вышел первый в России учебник по начертательной геометрии на рус. языке проф. ин-та Я. А. Севастьянова. Деятельность профессоров и выпускников вуза связана с сооружением важнейших ж.-д. магистралей страны: С.-Петербург – Москва, Транссиб, Турксиб, БАМ и др.; строительством метрополитенов в Москве, Ленинграде и др. городах; крупнейших мостов, тоннелей, каналов, портов, ГЭС, созданием наземной транспортной инфраструктуры космодрома Байконур и др. На рубеже 19–20 вв. учёными ин-та заложены основы науч. подхода к созданию авиац. и автомобильного транспорта, внедрению электрич. и тепловозной тяги на железной дороге. В период после Вел. Отеч. войны его учёные также внесли большой вклад в разработку систем сигнализации, централизации и блокировки, развитие скоростного движения. В разное время в вузе преподавали: А. Е. Алексеев, А. И. Алиханов, Н. А. Белелюбский, А. П. Бородин, В. Я. Буняковский, Б. Е. Веденеев, А. А. Воскресенский, Я. М. Гаккель, Г. И. Гесс, Г. О. Графтио, С. Я. Жук, Д. И. Журавский, С. В. Кербедз, Б. Клапейрон, А. Н. Крылов, Г. Ламе, Ю. В. Ломоносов, П. П. Мельников, Д. И. Менделеев, В. Н. Образцов, М. В. Остроградский, О. И. Сомов, С. П. Тимошенко, Ж. Ф. Тома де Томон, А. А. Яблонский, И. Г. Явейн и др. К сер. 19 в. один из крупнейших вузов России. В структуре ун-та (2014): 4 ин-та, 2 науч. центра, 10 ф-тов, 3 филиала, 6 средних спец. учебных заведений, б-ка (1809), музей. Издаёт «Известия Петербургского университета путей сообщения» (с 1884), ж. «Транспорт Рос. Федерации» (с 2005). Обучаются ок. 19 тыс. студентов (2014).