БЕЛЕЛЮ́БСКИЙ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕЛЕЛЮ́БСКИЙ Николай Аполлонович [1(13).3.1845, Харьков – 4.8.1922, Петроград], рос. инженер-проектировщик, учёный в области строительной механики и мостостроения. В 1867 окончил С.-Петерб. ин-т инженеров путей сообщения, с 1873 проф. там же. В течение нескольких десятилетий возглавлял рус. школу мостостроения. По проектам Б. и под его непосредственным руководством возведено более 50 мостов и тоннелей, в т. ч. мосты через Волгу, Днепр, Обь, Белую и др. реки. Мост через Волгу у Сызрани, построенный по проекту Б. в 1875–80, был в то время самым длинным в Европе. При его проектировании Б. предложил метод расчёта подмостовых отверстий (необходимых для пропуска вод), получивший широкое распространение в мире. Б. внёс существенные улучшения в конструкцию металлич. пролётных строений; впервые применил свободное опирание поперечных балок на балансиры (модель этого шарнирного опирания была удостоена золотой медали на Эдинбургской выставке в 1890); разработал способ быстрой замены дерев. конструкций мостов на металлические без перерыва движения. Б. руководил первой в России лабораторией по испытанию строит. материалов; многие из предложенных им методов испытаний вошли в междунар. практику. Проведя всесторонние исследования, Б. показал, что по ряду характеристик отеч. цементы не уступают англ. портландцементу; в результате Россия существенно сократила импорт цемента из Великобритании. Под рук. Б. были разработаны первые в России нормы и технич. условия для проведения жел.-бетон. работ (1905–1908). «Курс строительной механики», опубликованный им в 1885, был первым полным курсом на рус. яз. по этой дисциплине.